Определение концентрации фактических смол в топливе
Приборы и оборудование:
1) прибор ПОС - 77;
2) аналитические весы;
3) щипцы;
4) стаканы;
5) бумажный фильтр;
6) эксикатор.
Материалы:
1) бензин;
2) дизельное топливо;
3) дистиллированная вода;
4) растворитель толуол, ацетон или спиртотолуольная смесь;
5) сернокислый натрий.
Определение фактических смол по Бударову заключается в выпаривании испытуемого топлива под струей водяного пара. Метод служит для условной оценки склонности топлива к смолообразованию при его использовании в двигателе.
Прибор ПОС - 77 (рисунок 5) предназначен для определения концентрации фактических смол в моторном топливе.
В корпусе размещен термостат 14, представляющий собой цилиндр из алюминиевого сплава. В нижнюю часть термостата вмонтирован нагреватель 15 и датчик температуры 13. В термостате выполнены четыре кармана 10 для установки стаканов: двух с испытуемым топливом и двух с дистиллированной водой. Карманы термостата закрываются крышками 11. Для получения водяного пара служат полости (пароперегреватели). Внутри термостата находится система каналов для входа водяных паров в стаканы с топливом и выхода паров топлива и водяного пара в холодильник.
На передней панели прибора размещены индикатор 3, выключатель сети питания 5, переключатели датчика температуры 4, сигнальные часы 1 с ручкой пуска 2. Холодильник 8 представляет собой металлический сосуд, который соединяется с паропроводом термостата. Холодильник снабжен трубкой 6 для слива конденсата, отверстием с пробкой 16 для удаления осадочных продуктов и трубкой 7 воздушного холодильника. Водяной пар, образующийся в карманах термостата, где помещаются стаканы с водой, поступает по каналам пароперегревателя, а затем через ниппели по каналам - в стаканы с топливом. Оттуда вместе с парами топлива он выходит в паропровод и далее в холодильник. Постоянная температура в термостате поддерживается автоматическим устройством, основная часть которого - электронный терморегулятор 12.
Рис. 5. Прибор ПОС – 77
1 - сигнальные часы; 2 - ручка пуска сигнальных часов; 3 - индикатор; 4 - переключатель датчика температур; 5 - выключатель сети питания; 6 - трубка; 7 - трубка холодильника; 8 - холодильник; 9 - стакан для топлива; 10 - карман; 11 - крышка кармана; 12 - электронный терморегулятор; 13 - датчик температуры; 14 - термостат; 15 - нагреватель; 16 -пробка.
Перед испытанием стаканы, предназначенные для определения фактических смол, а также нижние концы трубок, расположенные на крышках, промывают растворителем - толуолом, ацетоном или спиртотолуольной смесью (1:4).
Прибор включают в сеть напряжением 220 В выключателем 5. В зависимости от вида испытуемого топлива с помощью кнопочного переключателя 4 задатчика температуры устанавливают следующий температурный режим: для бензина 100°С, для керосина 180°С, для дизельных топлив 225°С.
Предназначенное для испытаний топливо фильтруют через бумажный фильтр. Если в топливе присутствует вода, то его взбалтывают со свежепрокаленным сернокислым натрием в течение 10... 15 мин. и фильтруют через бумажный фильтр.
Промытые стаканы устанавливают в карманы прибора, нагретого до температуры испытания, закрывают крышками и выдерживают 20 мин. Затем снимают крышки, через 2 мин. вынимают щипцами из карманов стаканы, охлаждают их 40 мин. в эксикаторе и взвешивают (с погрешностью не более 0,0002 г.).
Отмеривают измерительным цилиндром и наливают в стаканы для воды дистиллированную воду в следующих количествах: 25 см3 при испытании бензина, 35 см3 - керосина, 60 см3 - дизельного топлива. Затем также измерительным цилиндром или пипеткой отмеряют в два стакана для топлива по 25 см3 бензина, 20 см3 керосина или по 10 см3 дизельного топлива. Стаканы с топливом ставят в карманы, нагретые до заданной температуры, в этот момент лампочка индикатора гаснет. Карманы со стаканами, наполненными топливом, осторожно и плотно закрывают крышкой так, чтобы ниппели вошли в каналы в крышке, а пришлифованные плоскости крышек и карманов герметически соприкасались одна с другой. Немедленно после этого ставят в карманы стаканы с водой и тоже плотно закрывают крышками 11. Пускают сигнальные часы 1 поворотом ручки 2 пуска вправо на время испытаний (60 мин.). Как только прозвенит звонок, открывают крышки карманов. Через 2 мин. щипцами вынимают стаканы, ставят их на подставку, затем помещают в эксикатор, охлаждают 40 мин. и взвешивают на аналитических весах с погрешностью не более 0,0002 г.
Обработка результатов. Концентрацию фактических смол Х (мг на 100см3 топлива) в каждом стакане вычисляют по формуле:
где: m1 и m2 - массы чистого сухого стакана и стакана со смолами;
v - объем топлива, налитого в стакан для испытаний, см3.
Расхождения между результатами двух определений не должны превышать 2 мг при концентрации фактических смол до 15 мг на 100 см и 3 мг при концентрации смол от 15 до 40 мг на 100 см3. Концентрация до 2 мг на 100 см3 в расчет не принимается.