Ибо у меня пять братьев; пусть он засвиде-тельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Лук.16:28.

27.07.98.

Днёвка. Лежу в Энцефалитке и рассказываю о буйном вчерашнем дне – 26.07.98 – воскресенье. Ходовой день. Это был самый тяжёлый день из пока пройденных! Тяжелым не по сложности, просто все устали: накушались в этот день достаточно. Итак, что же происходило?

После стоянки на Отдыхе проснулись в пять с небольшим. Собирались, как обычно, около трёх часов, и около восьми отчалили. Погода стоит хорошая, солнышко, но комарья до чёртиков. Правда, скоро поднялся ветер, и стало полегче.[27] Пересекли Отдых по волне и вошли в протоку. Это была самая лёгкая из проток в течение дня. Всего их было три. Протока такая, что байда только-только вписывается в повороты. Приходится либо нос протаскивать, либо кормой вертеть. Течение в протоке встречное, т.е. это ещё Хольцюган. Тащились по этой протоке больше трёх часов, и вышли в озеро Сюрприз. Пройденная протока была отчасти прочищена москвичами, они даже кое-где ветки рубили.

На Сюрпризе вышли на открытом мысу посредине озера. Мыс весь из торфяника на льду, торф подтаял, обвалился и обнажил вечный лёд (есть фотографии).[28] Вверху на мысу масса морошки, на треть спелая. Сфотографировались «Зенитом» все вместе, поснимали камерой – благо ветерок и солнышко, так что мошка не очень досаждала. Покормились от души ягодой-морошкой и пошли дальше. На противоположной стороне озера стоянка «коллег». Яркие палатки, тент, люди ходят. Байдарка идёт к их лагерю от второй протоки (на солнце издалека сверкают лопаты), видимо, плавали на разведку.

Направление движения – на вход в протоку. Ветер усилился, волна стала существенной, и даже стало заливать. Напомню, что по-прежнему Львович идёт с Тихоновым, а я с Валерой. Пришлось идти по странной зигзуге, выходя ближе к берегу. На Сюрпризе Сергей убил двух чёрных уток. На озере Покатом мы их съели с кулешом, много мяса, очень вкусно. Пересекли Сюрприз и вошли в протоку, длина которой, по словам Алика, около 200 метров. По прямой, может, так оно и есть! А реально, в большей части этой протоки байда в повороты не вписывается – приходится заносить всем коллективом нос байды на берег, заносить в поворот, а затем протаскивать на руках дальше.[29]

На выходе из протоки в Покатое плеснулась рыбина. Алик говорил, что здесь в былые времена они всегда на спиннинг ловили. Он взял спиннинг и стал бросать. Сява тоже начал кидать. Ну, и я к ним присоединился. Мелко и илисто (до колен), приходится отходить от берега метров на 25. Бросил один раз, и одновременно вдруг всплеск в стороне. Сразу же бросил туда. Щукарь пошёл за блесной, но то ли не стал брать, то ли промахнулся. И только на четвёртом забросе взяла! Это первая щука в этом походе, что крайне удивительно!

Пересекли Покатое и остановились у входа в третью и последнюю в этот день протоку. Протока эта ведёт в озеро Чистое. Тихонов на берегах нашёл хороших грибочков, (с грибами и щукой вечером сварили уху.) Перекусили холодной манной кашей и вошли в последнюю протоку.

Эта протока оказалась очень лихой! Кусты её совсем зажали. Заросла она напрочь, так что через заросли проходилось просто продираться. Слава богу, что рубить ещё нигде не пришлось (видны старые порубы и пропилы). Байды в протоку вписываются только-только. Плывём уже по течению, через некоторое время начинаются камушки, переходящие в шиверку (если этот термин подходит к ручью полтора метра шириной).

Проходили все нормально, но за пять минут до выхода в озеро продрался Алик. При повороте елозили по подводному дереву, на сучке и продрались достаточно здорово! Когда мы подплыли, их вещи уже были навалены кучей на берегу. Клеились, фотографировались, снимали камерой. Почти сразу же после того, как пошли дальше, у Алика опять пробоина! На этот раз сбоку, камнем. Попытались клеить, но было уже поздно (около 2200), очень влажно – садился вечерний туман, и не могли толком просушить место склейки. Мучились-мучились, а потом разобрались, что находимся совсем рядом с озером, и решили остановиться у выхода в озеро, хотя обычная стоянка (с камушками для бани!) на другом берегу. Прошли на двух байдах к биваку. Шмотки из продранной байдарки Алик с Сергеем перенесли на руках в лагерь, а байду оставили до утра. (Пока все спали, Алик с Сергеем рано утром байду перетащили в лагерь и уже клеят.) Так что получилась вынужденная днёвка.

С установкой лагеря возились очень долго, все умотались до такой степени, что никто не помнит вкус похлёбки, которую я сварил вечером, но съели всё (мне было интересно, была грибная похлёбка со щукой). Вечером Валера поставил сетку, но ничего не попалось. Утром они с Сергеем ездили ещё раз проверять, и привезли «золотую рыбку» – попал единственный окушок!

Слава приболел, лежит в палатке, хотя баню обещал сделать. Накануне, напомню, устали все и, хотя, по «соточке» накатили, утром я себя чувствовал разбитым. Какая-то отрешённость накатила, хотя сейчас уже отошёл. С утра сверкало, гремел гром. Поставили тент, под него энцефалитку – в комфортности подобного построения уже все убедились; в энцефалитке, кстати, я и диктую. Гроза прошла стороной, и дождя не было, а ветер повернул – был юго-западный, стал северо-восточный. Небо чистое, ветра сильного нет и мошки предостаточно! Но меньше, чем вчера.

Наши рекомендации