Обслуживание электроприводов ГПМ
ЛЕКЦИЯ № 28
«Техническое обслуживание ЭП ГПМ»
Техническое обслуживание электроприводов ГПМ
Основные сведения
При техническом обслуживании ЭП грузовых устройств необходимо руководст-
воваться Правилами технической эксплуатации, где перечислено содержание работ и последовательность их выполнения, а также исходить из условий, в которых указанные ЭП эксплуатируются.
Электрооборудование грузовых устройств, расположенное на открытой палубе, в наибольшей мере подвержено воздействию окружающей среды, а при грузовых опера
циях работа его носит весьма напряженный характер. В результате возникают 2 группы отказов:
1. связанные с воздействием внешней среды;
2. связанные с напряженным режимом работы.
Отказы, связанные с воздействием внешней среды
Отказы первой группы обусловлены прежде всею недостаточной герметичностью ЭД и аппаратуры управления. Попадание влаги в обмотки ЭД приводят к выходу его из строя. Это происходит из-за неудовлетворительного выполнения коробок выво-
дов концов валов, фланцевых соединений корпуса с подшипниковыми щитами, наличи-
ем отверстий в корпусах ЭД для спуска масла и конденсата.
Из электрических аппаратов этот недостаток свойствен командоконтроллерам и конечным выключателям, подверженным воздействию морской воды и волн непосред-
ственно. Проникновение влаги и солей в эти аппараты через уплотнения приводит к сни-
жению сопротивления изоляции, замыканиям на корпус, усиленной коррозии, заеданию подвижных механических соединений, нарушению прилегания контактов и пр.
Отказы, связанные с напряженным режимом работы
Отказы второй группы связаны с перегрузкой ЭП и нарушением режима его эксп-
луатации. При этом часто возникают следующие неисправности:
1. Повреждение статорных обмоток, которое в АД происходит вследствие ухуд-
шения сопротивления изоляции под воздействием высоких температур, значитель-
но превышающих допустимые значения.
Возможны также случаи повреждения изоляции в период сборки АД. Основная причина перегрева статорных обмоток - несоответствие эксплуатационной производитель
ности ЭП грузового устройства допустимой по условиям нагрева.
2. Повреждения ротора, характеризующиеся обрывом стержней, а иногда и кон-
тактных колец короткозамкнутого ротора, и связанные с напряженным динамическим режимом, возникающим в многоскоростном АД из-за резкого изменения скоростей.
При наличии лопнувших стержней последние перемещаются в пазах, и внутрен
ние клетки сдвигаются вдоль оси ротора. В последней стадии, когда все стержни обор-
ваны, выступающие из пазов стержни наружной пусковой клетки разрушаются отор-
вавшимися кольцами рабочей клетки, которые в свою очередь разрушают лобовые части статорных обмоток.
3. Повреждения контакторов, обусловленные весьма слабыми пластмассовыми
держателями, которые под воздействием температуры деформируются, вследствие чего возникают перекосы и заедания в подвижной системе, а также появляются трещины.
Так же происходит разрегулировка контактной и магнитной систем из-за
больших механических нагрузок при работе.
4. Неточное срабатывание коммутационной аппаратуры при быстрых пере-
кладках рукоятки контроллера, особенно при реверсировании ЭП, что приводит к большим броскам тока.
Это может вызвать выход обмотки ЭД из строя и подгорание контакторов
скорости.
При разрегулировке реле времени в ЭП с многоскоростным АД может произой
ти одновременное подключение двух скоростей, что также приводит к дополнитель-
ному нагреву и обгоранию контактов.
5. Ненадежная работа электромагнитных тормозов, обусловленная тем, что при работе изменяется воздушный зазор между дисками. При разрегулированном электромагнитном тормозе происходит повышенный нагрев ЭД. а также поломка толка-
телей механически связывающих тормоз с экономическими выключателями. В процессе работы необходимо периодически измерять и вести запись размеров зазоров, чтобы иметь возможность следить за изнашиванием дисков и проводить соответствующую регулировку.
6. Нарушение регулировки конечных выключателей, происходящее вследст-
вие изменяющейся деформации длины троса и при водящее к затягиванию гака в нок стрелы, перегрузке ЭД и др.
Для регулирования конечных или путевых выключателей механизм грузоподь
емного устройства подводят ЭП к положению, в котором выключатель должен срабо
тать, а кулачок регулируемого аппарата устанавливают так, чтобы соответствующие контакты разомкнулись. Окончательно кулачки устанавливают в нормальных условиях работы механизма с некоторым опережением срабатывания контактов, чтобы учесть свободный выбег механизма.
Обслуживание электроприводов ГПМ
Обслуживание ЭП грузоподъемных устройств, предусматривающее осмотр и чистку электрооборудования без разборки или с разборкой, выполняется, как правило, в рейсе.
Проверка действия механизма проводится также перед началом грузовых работ. В этом случае электротехнический персонал проверяет действие командоконтроллеров, магнитных контроллеров, электромагнитных тормозов, блокировочных устройств.
Затем открывают вентиляционные люки и проверяют работу механизма в целом на всех рабочих положениях контроллера.