Электромеханические свойства двигателей
Уравнение электрического равновесия цепи якоря двигателя постоянного тока (ДПТ) записывают следующим образом:
U = Е+ IR = КФω + I(Rя+ Rд),
где U – напряжение, приложенное к цепи ДПТ, В; Е – ЭДС, наведенная в обмотке якоря ДПТ, В; I – ток в цепи якоря ДПТ, А; R – общее сопротивление цепи якоря, Ом; К – безразмерный коэффициент, определяемый конструктивными параметрами двигателя; Ф – магнитный поток ДПТ, Вб; ω – угловая скорость вращения якоря ДПТ (в дальнейшем просто скорость), рад/с; Rя – внутреннее сопротивление цепи якоря ДПТ, состоящее из сопротивлений последовательно соединенных обмоток якоря rо.я, дополнительных полюсов rд.п и компенсационной rк.ощеточного контакта rщ, а также сопротивления последовательной обмотки возбуждения rо.в (для ДПТ последовательного возбуждения); Rд – сопротивление добавочного резистора, включаемого последовательно в цепь якоря, Ом.
Внутреннее сопротивление цепи якоря ДПТ с независимым возбуждением (НВ) и ДПТ последовательного возбуждения (ПВ) рассчитывается соответственно по формулам:
Rя ≈ 0,5(1 – ηн)Uн/Iн = 0,5(1 – ηн)Rн,
Rя ≈ 0,75(1 – ηн)Rн,
где ηн, Uн, Iн, Rн – соответственно номинальные КПД, напряжение, В, ток, А, и сопротивление, Ом.
Электродвижущая сила (ЭДС), наведенная в обмотке ДПТ при номинальной скорости ωн и номинальном магнитном потоке Фн,
Ен = Снωн = Uн – IнRя = Uн – ΔUя,
где Сн – коэффициент пропорциональности между ЭДС и скоростью, а также между электромагнитным моментом и током якоря в ДПТ при неизменном магнитном потоке возбуждения Фн.
Номинальный электромагнитный вращающий момент ДПТ
Мэ.н = КФнIн = Мн + Мх.х,
где Мн – номинальный вращающий момент на валу электродвигателя, Н·м; Мх.х – момент холостого хода (момент потерь) двигателя, Н·м. Этот момент мал относительно момента на валу двигателя, поэтому в приближенных расчетах им можно пренебречь и считать, что момент на валу двигателя равен его электромагнитному моменту.
Уравнение злектромеханической характеристики ДПТ НВ записывают следующим образом:
ω = (U – IR)/С = ω – Δω,
где ω0 – скорость якоря при идеальном холостом ходе ДПТ, рад/с; Δω – статическое падение скорости якоря, рад/с.
Уравнение механической характеристики ДПТ НВ записывают так:
ω = U/С – МR/С2 = ω0 – Δω,
где М – вращающий момент на валу двигателя, Н·м.
Мощность, потребляемая двигателем из электрической сети при номинальной нагрузке,
Рэ.н = UнIн = Рн/ηн = Мнωн/ηн,
где Рн – номинальная механическая мощность на валу двигателя, Вт; номинальная скорость якоря, рад/с; пн – номинальная частота вращения двигателя, мин-1.
Номинальный вращающий момент на валу двигателя
Мн = Рн · 103/ωн = Рн · 103/(0,15пн).
Скорость идеального холостого хода
.
Сопротивления добавочных резисторов, включаемых в цепь якоря ДПТ для ограничения тока при пуске, рекуперативном и динамическом торможении, а также при торможении противовключением рассчитывают по формулам:
Rд.п.т = Uс/Iп – Rя;
Rд.р.т = (Ея - Uс)/Iт – Rя;
Rд.д.т = Ея/Iт – Rя;
Rд.т.п = (Uс + Ея) /Iт – Rя,
где Iп и Iт – допустимые (предельные) начальные значения тока при пуске и торможении; Uс,Ея– напряжение сети и ЭДС якоря.
Физические величины, выраженные в относительных единицах:
вращающий момент М* = М/Мн;
магнитный поток Ф* = Ф/Фн ;
напряжение U* = U/Uн;
перепад скорости δ = (ω0 – ω)/ω0 = Δω/ω0;
скорость якоря ДПТ НВ ω* = ω/ω0;
скорость якоря ДПТ ПВ ω* = ω/ωн;
сопротивление R* = R/Rн при I = Iн , R = δ;
ток I* = I/Iн при Ф = Фн.
Полные потери мощности в двигателе при Р = Рн
.
Активное сопротивление фазы обмотки ротора асинхронного двигателя (АД) с фазным ротором
R*2 = R2/R2н = R2нsн/R2н = sн;
скольжение АД s=(ω0 – ω)/ω0 = 1 – ω*;
номинальное сопротивление фазы ротора АД с фазным ротором
;
угловая скорость вращения магнитного поля статора АД
ω0 = ω1 = 2πf1/p = πn1/30 ≈ 0,105 п1,
где f1 – частота питающего напряжения, Гц; р – число пар полюсов; п1 – частота вращения магнитного поля статора, мин-1,
частота (синхронная) вращения магнитного поля статора АД
п1 = 60f1/р;
скорость вращения ротора АД
ω = ω0(1 – s);
потери мощности в цепи ротора АД
ΔP2 = Рэ – Рмх = Мω0 – Мω = Мω0s = 3(I´2)2R´2 = 3(I´2)R2,
где Рмх – механическая мощность на валу ротора, Вт; I’´2 и R´2 – соответственно ток и активное сопротивление, приведенные к обмотке статора.
Уравнение механической характеристики АД записывают следующим образом:
,
где Мк – критический (максимальный) момент двигателя, Н·м; а = R1 /R´2 – отношение активного сопротивления R1 фазы обмотки статора АД к приведенному активному сопротивлению R´2фазы обмотки ротора; sк – критическое скольжение, соответствующее критическому моменту.
Критическое скольжение АД при а = 1
.
Критическое скольжение при а ≡ 0
.
Частота тока ротора
f2 = f1s.
Общее активное сопротивление одной фазы ротора АД с фазным ротором
Rр = R2 + R2д.р,
где R2д.р – сопротивление добавочного резистора, включаемого в цепь ротора, Ом.
Угловая скорость вращения якоря ДПТ ПВ на реостатной характеристике при фиксированном значении тока Ii.
,
где ωеi – угловая скорость на естественной электромеханической характеристике при фиксированном токе Iiрад/с.
Жесткость естественной механической характеристики
β* =(М*0 – М*н)/(ω*0 – ω*н),
где М*0 – момент, соответствующий скорости идеального холостого хода; М*0 = 0.
Отношение скольжений на естественной и искусственной характеристиках
sе/sи = R2/(R2 + R2д.р).