Выбор электродвигателя по мощности
5.3.1. Основные условия выбора электродвигателя по мощности
От правильного выбора электрического двигателя по мощности зависят надежность работы электропривода и его энергетические показатели в процессе эксплуатации. В тех случаях, когда нагрузка двигателя существенно меньше номинальной, он недоиспользуется по мощности, что свидетельствует об излишних капитальных вложениях, его КПД и коэффициент мощности заметно снижаются.
Если же нагрузка на валу двигателя превышает номинальную, то это, естественно, приводит к росту токов в его обмотках, а значит, и потерь мощности выше соответствующих номинальных значений, вследствие чего температура двигателя может превысить допустимую величину. Рост температуры выше определенных значений прежде всего приводит к снижению электрической прочности электроизоляционных материалов вследствие изменения их физико-химических свойств, что связано с опасностью пробоя изоляции обмоток и выходом двигателя из строя. В связи с этим одним из критериев выбора двигателя по мощности является температура его обмоток.
Задача выбора электродвигателя по мощности осложняется тем обстоятельством, что нагрузка на его валу в процессе работы, как правило, изменяется во времени, вследствие чего изменяются также потери мощности и соответственно температуры двигателя. Если при этих условиях выбрать двигатель таким образом, чтобы его номинальная мощность была равна наибольшей мощности нагрузки, то в периоды снижения нагрузки он будет недоиспользован по мощности. Очевидно также, что недопустимо выбирать номинальную мощность двигателя равной минимальной мощности нагрузки.
Для обоснованного решения вопроса выбора электродвигателя по мощности необходимо знать характер изменения нагрузки электропривода во времени, т. е. зависимость от времени, мощности или момента электропривода. Для рабочих машин, работающих в циклическом режиме, строится нагрузочная диаграмма, представляющая собой зависимость нагрузки электропривода от времени в течение рабочего цикла.
Зависимость изменения нагрузки от времени позволяет судить об изменениях потерь в электродвигателе, что в свою очередь дает возможность оценить его температуру при известном характере процесса его нагрева.
Такой подход позволяет выбрать двигатель таким образом, чтобы его максимальная температура, точнее, максимальная температура изоляции обмоток не превышала допустимого значения. Это условие является одним из основных для обеспечения надежной работы электропривода в течение всего срока его эксплуатации.
Второе условие выбора двигателя заключается в том, что его перегрузочная способность должна быть достаточной для устойчивой работы электропривода в периоды максимальной нагрузки.
5.3.2. Нагрев и охлаждение электродвигателей
Процесс нагрева и охлаждения электродвигателя рассматривается при следующих допущениях: двигатель считается сплошным однородным телом, обладающим бесконечно большой теплопроводностью; теплота, отдаваемая в охлаждающую среду, пропорциональна первой степени разности температур двигателя и охлаждающей среды — превышению температуры; температура охлаждающей среды постоянна; тепловые потери, теплоемкость двигателя и коэффициент теплоотдачи не зависят от температуры двигателя.
При указанных условиях процесс нагрева и охлаждения двигателя описывается следующим дифференциальным уравнением:
Аτ+Cdτ/dt=∆Pт (5.1)
где τ —превышение температуры — разность между температурой двигателя или его части и температурой охлаждающей среды, °С; ∆РТ — мощность тепловых потерь, Вт; А — теплоотдача — количество теплоты, передаваемой охлаждающей среде за 1 с при превышении температуры на 1 °С, Дж/ (°С∙с) или Вт/°С; С — теплоемкость двигателя — количество теплоты, необходимой для повышения температуры двигателя на 1 °С, Дж/°С.
Превышение температуры двигателя при его нагреве (охлаждении) в случае ∆РТ=const происходит по экспоненциальному закону с постоянной времени нагрева
Тн = С/А. (5.2)
При этом установившееся превышение температуры
τуст = ∆Рт/Л. (5.3)
На рис. 5.3 показаны диаграммы нагрузки, мощности тепловых потерь и изменения превышения температуры для двух
Рис. 5.3. Диаграммы момента М, мощности тепловых потерь ∆Рт и превышения температуры τ при неизменной (а) и меняющейся (б) нагрузках.
случаев: рис. 5.3, а — нагрузка и мощность потерь постоянны, причем длительность действия нагрузки значительно превышает (3—4)ГН; рис. 5.3, б — нагрузка привода изменяется ступенчато, причем время действия каждой из нагрузок tpi « TH. В первом случае кривая τ(t) представляет собой экспоненту, практически достигающую установившегося значения, во втором случае — ломаную линию, на каждом из участков которой кривая τ(t) не достигает установившегося значения.
Выбор двигателя необходимо осуществить таким образом, чтобы в процессе его эксплуатации соблюдалось условие τmax ≤ τдоп ,где τmдоп — допустимое превышение температуры для изоляции двигателя, кото-
Таблица 5.14. Классы нагревостойкости изоляции электродвигателей
рое определяется классом нагревостойкости последней. В табл. 5.14 приведены в соответствии с ГОСТ 8865-70 (СТ СЭВ 782-77) значения Qдоп — предельно допускаемой температуры электроизоляционных материалов, применяемых при изготовлении электрических машин. При указанных температурах изоляции обеспечиваются технико-экономически целесообразные сроки службы электрооборудования в случае работы последнего в нормальных для данного вида оборудования эксплуатационных условиях. Для электродвигателей имеется в виду работа в воздушной среде при температуре не более 40 °С и высоте над уровнем моря не более 1000 м. Очевидно,
В случае постоянной нагрузки при ее длительности tp > (3÷4) Тн
Федеральное агентство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ