Путевые, конечные выключатели и микровыключатели
Путевой выключатель предназначен для замыкания или размыкания контактов цепи с небольшим током в зависимости от положения рабочего органа управляемой машины или аппарата. Конечные выключатели являются частным случаем путевых, поскольку конечный выключатель служит для коммутации цепей в крайних положениях органа управляемой машины.
Путевые выключатели в зависимости от способа привода контактов можно разбить на кнопочные, рычажные и шпиндельные. В кнопочном путевом выключателе контролируемый орган машины воздействует на шток кнопочного элемента. Особенностью этого выключателя является размыкание и замыкание контактов с такой же скоростью, что и скорость контролируемого органа. При небольшой величине тока гашение дуги происходит за счет механического растяжения, и при малом растворе контактов она вообще может не погаснуть.
В том случае, когда требуется остановить машину или сделать соответствующие переключения с высокой точностью применяются микропереключатели (рис.15).
Рис.15. Путевой микропереключатель.
Неподвижные контакты 1 и 2 укреплены в пластмассовом корпусе 7. Подвижный контакт 3 укреплён на конце специальной пружины. Пружина состоит из двух частей: плоской 4 и фигурной 5. В указанном положении пружина создаёт давление на верхний контакт 2. При нажатии на головку происходят деформация пружины и переброс контакта в крайнее нижнее положение. Переход контакта из верхнего положения в нижнее совершается очень быстро.
Если необходимо обеспечить надежную работу переключателя при больших ходах и больших токах, применяются рычажные переключатели. Принцип действия одного из таких переключателей показан на рис.8. Контролируемый орган воздействует на ролик 1, укрепленный на конце рычага 2. На другом конце рычага находится подпружиненный ролик 12, который может перемещаться вдоль оси рычага. В указанном на рисунке положении замкнуты контакты 7 и 8. Положение механизма надежно зафиксировано защелкой 6. При воздействии на ролик 1 рычаг 2 поворачивается против часовой стрелки. Ролик 12 поворачивает тарелку 11 и связанные с ней контакты 8 и 9. При этом контакты 7 и 8 размыкаются, а 9 и 10 замыкаются. Замыкание и размыкание контактов происходит с большой скоростью, не зависящей от скорости движения ролика 1.
Рис.16. Рычажный путевой переключатель.
Реле.
Реле – это электрический аппарат, в котором при плавном изменении входной (управляющей) величины происходит скачкообразное изменение выходной (управляемой) величины. Причём, хотя бы одна из этих величин должна быть электрической.
По принципу действия реле подразделяются на электромагнитные, поляризованные, магнитоэлектрические, индукционные, тепловые, реле времени и др.
По области применения реле подразделяют:
а. Для защиты энергосистем;
б. Для управления и защиты электроприводов;
в. Для схем автоматики.
В зависимости от входного параметра реле подразделяют на реле тока, напряжения, мощности, частоты и других величин.
По способу включения реле подразделяются на первичные и вторичные. Первичные реле включаются непосредственно в цепь, вторичные – через измерительные трансформаторы.
По принципу воздействия на управляемую цепь реле делятся на контактные и бесконтактные. Первые воздействуют на выходной параметр путем замыкания или размыкания контактов в управляемой цепи; во-вторых, при срабатывании реле резко меняется сопротивление, включенное в управляемую цепь. Разомкнутому состоянию контактной системы соответствует большое сопротивление в управляемой цепи бесконтактного реле. Это состояние бесконтактного реле носит название закрытого состояния. Замкнутому состоянию контактного исполнительного органа соответствует малое сопротивление между выходными зажимами бесконтактного реле. При этом говорят об открытом состоянии бесконтактного реле.
Основной характеристикой реле является характеристика управления – зависимость выходного сигнала от входного.
Следует отметить, что реле может реагировать не только на значение величины, но и на разность значений (дифференциальные), на изменение знака или на скорость изменения входной величины. Иногда реле, имеющие только одну входную величину, должно воздействовать на несколько независимых цепей. В этом случае реле воздействует на другое промежуточное реле, которое имеет необходимое число управляемых цепей. Промежуточное реле используется и тогда, когда мощность, которой может управлять основное реле, недостаточна.
Значение величины срабатывания Хср – значение воздействующей величины, при котором реле включается (якорь притягивается).
Значение величины отпуска Хотп – значение воздействующей величины, при котором реле выключается (якорь отпадает).
Коэффициент возврата kВ – отношение величины отпуска к величине срабатывания:
kВ=Хотп/Хср<1.
Рабочее значение воздействующей величины Хр – максимальное значение этой величины, под воздействием которой воспринимающий элемент может длительно находиться, не перегреваясь (не разрушаясь) свыше допустимой температуры.
Коэффициент запаса по срабатыванию kЗ – отношение рабочего значения воздействующей величины к величине срабатывания:
kЗ=Хр/Хср>1.
Рис.1. Характеристика «вход - выход» реле.
Тепловые реле.
Для защиты электрических двигателей и другого электрооборудования от длительных перегрузок широко распространены тепловые реле с биметаллическими элементами. Биметаллический элемент состоит из двух пластин с различным коэффициентом линейного расширения (α) при нагревании. Пластины жестко скреплены друг с другом за счет проката в горячем состоянии, либо контактной сваркой. В качестве материалов для термобиметаллических элементов применяются такие материалы, как инвар, имеющий малое значение α, и хромоникелевая (нержавеющая) сталь, имеющая большое значение α.
Если биметаллический элемент закрепить с одной стороны неподвижно и нагреть, то произойдет изгибание пластины в сторону материала с меньшим коэффициентом линейного расширения а. Изгибаясь, биметаллическая пластина действует на защелку и при этом происходит переключение контактов реле. Тепловые реле могут иметь размыкающий или размыкающий и замыкающий контакты. В схемах управления и защиты электродвигателей используются замыкающие контакты реле, действующие на срабатывание сигнального устройства, или размыкающие контакты реле - на отключение электродвигателя от сети.
Нагрев биметаллического элемента может производиться за счет тепла, выделяемого прохождением тока нагрузки в самой пластине или в специальном нагревательном элементе. Из-за инерционности теплового процесса тепловые реле, имеющие биметаллический элемент, непригодны для защиты цепей от токов коротких замыканий (КЗ). Нагревательные элементы в данном случае могут перегореть до срабатывания реле. Поэтому защита с помощью тепловых реле должна быть дополнена плавкими предохранителями или автоматическими выключателями.
Выпускаются тепловые реле однополюсные серии ТРП, двухполюсные - ТРН и трехполюсные серии РТЛ. В схемах электротехнических устройств тепловые реле устанавливаются индивидуально или в комплекте с магнитными пускателями.
Электротепловые реле серии РТЛ (рис. 2) имеют трехполюсную конструкцию, т. е. тепловые биметаллические элементы установлены в трех фазах. Реле имеет следующие основные детали: термобиметалличесие элементы 1, установленные в каждой фазе, пружина-защелка 2 контактной системы 6 и 7, устройство самовозврата контактов 3, кнопка ручного возврата подвижных контактов 4, регулятор уставок тока, неподвижные контакты 6 и подвижные контакты 7. Включение реле в исходное положение осуществляется кнопкой ручного возврата контактов 4.
Рис. 2.Электротепловое реле серии РТЛ.
При перегрузке, когда ток электродвигателя увеличивается в 1,2-1,3 раза тока номинального уставки реле Iном.уст, термобиметаллические элементы 1 нагреваются и, изгибаясь, воздействуют на пружину - защелку 2, которая освобождает устройство самовозврата контактов 3. Происходит переключение контактов 6 и 7.
Электротепловые реле серии РТЛ выпускаются на различные токи уставки срабатывания в диапазоне от 0,1 до 200 А.
Устанавливаются в комплекте с магнитными пускателями серии ПМЛ и имеют выводы для присоединения к пускателю, обозначенные - 1Л1, 3Л2, 5Л3 и клеммные зажимы - 2С1, 4С2, 6С3 для подключения асинхронных электродвигателей.