Выбор электродвигателя
Создание современной высокопроизводительной рабочей машины обеспечивается совместными усилиями машиностроителей, электротехников, электромехаников и инженеров химических специальностей. Проектирование ЭП ведется по техническому заданию, в котором указываются особенности технологических процессов и условия работы исполнительного механизма РМ: статический момент МС, диапазон и плавность регулирования скорости, требуемые механические характеристики, условия пуска и торможения, число включений в час и др. В любом случае электропривод должен удовлетворять всем технико- экономическим показателям и одновременно быть надёжным и простым в эксплуатации.
Этому в большинстве случаев подходит асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором.
Синхронный двигатель используется в приводах производственных машин средней и большой мощности, работающих в продолжительном режиме с редкими пусками и неизменной частотой вращения (мощные насосы, компрессоры и др.).
Двигатели постоянного тока используются в тех случаях, когда в процессе работы привода необходимо изменять частоту вращения в широких пределах.
На основе технико-экономического анализа решается комплекс вопросов. При выборе двигателя необходимо знать:
- наименование и тип механизма;
- мощность двигателя, если режим работы продолжительный с постоянной
нагрузкой или нагрузочные диаграммы, если нагрузка переменная;
- двигатель должен быть проверен на возможность пуска и перегрузочную
способность;
- род тока (переменный или постоянный);
- величину напряжения (24. 36, 60, 110, 220, 380В, свыше 11 кВ для мощных
двигателей, получающих питание от индивидуальных трансформаторов)
- номинальную скорость;
- диапазон изменения частоты вращения;
- качество регулирования частоты вращения (плавное, ступенчатое);
- число включений в час;
- конструктивное исполнение в зависимости от характера окружающей
среды;
- схему управляющего устройства, выбор его аппаратуры и элементов защиты от аварийных ситуаций.
Заключительной операцией проектирования является оценка экономичности выбранного ЭП. Практически все эти вопросы решаются совместно. Наиболее сложным и важным является выбор электродвигателя , при котором определяется его мощность по заданным нагрузочным диаграммам.
Лекция №33
33.1. Нагрузочные диаграммы и номинальные режимы
электродвигательного устройства
Работа ЭП под нагрузкой в двигательных и тормозных режимах характеризуется нагревом ЭД. Диаграммы, которые позволяют установить соответствие выбираемого двигателя условиям нагрева в приводе, выражаются зависимостями P(t)или M(t)за полный цикл работы tци называются нагрузочными диаграммами электропривода. Они получаются либо экспериментально, либо при проектировании в результате расчетов и графических построений.
Нагрузочные диаграммы ЭП имеют разный характер, учитывающий как статические, установившиеся режимы работы, так и динамические, переходные режимы. Так, например, из диаграмм P(t)и М(t)(рис.33.1), относящихся к асинхронному ЭП вентиляторного механизма, видно, что привод должен работать в течение времени tр = tп + tруи иметь паузу t0,а его продолжительность включения
ПВ = [tР/(tР + t0)]100% .
Мощность потерь энергии ΔP(t)указывает на нагрев ЭД, величина которого ограничивает его номинальную нагрузку.
По нагрузочным диаграммам P(t)и М(t)производится окончательная проверка предварительно выбранного ЭД на нагрев и допустимые механические перегрузки с учетом номинальных режимов ЭД. Согласно ГОСТ электродвигатели изготавливают для работы по условиям нагрева: в номинальных режимах от S1до S8, что позволяет наиболее точно выбрать ЭД по установленной мощности.
Рис.33.1. Нагрузочная диаграмма электропривода с механическим тормозом
Покажем три наиболее часто встречающихся номинальных режима (рис. 6): S1– продолжительный (рис.33.2, a); S2 – кратковременный (рис.33.2, б) и S3 – повторно-кратковременный (рис.33.2, в). Зависимости мощностей нагрузок Р,потерь мощности ΔР и температур перегрева ЭДУ θв функции времени t характеризуют эти режимы достаточно полно.
Рис.33.2. Нагрузочные диаграммы основных номинальных режимов:
а – S1,б – S2,в – S3
В повторно-кратковременном номинальном режиме работы S3продолжительность цикла не превышает 10 мин, и режим характеризуется стандартной относительной продолжительностью включения ПВ 15, 25, 40 и 60%.