И методичекие указания
Среднего профессионального образования
«КРАЕВОЙ политехнический колледж»
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования
по специальности 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (базовой и углубленной подготовки)
Чернушка 2013
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (базовой и углубленной подготовки) – Чернушка: ГБОУ СПО «КПК», 2013. – 87 с.
Составитель:
Трегубова О.П., преподаватель специальных дисциплин
Рецензент:
Жигалов А.И., преподаватель высшей квалификационной
категории ГБОУ СПО «ПХТТ» г.Пермь
Садриев С.А., инженер 2 категории электротехнической
лаборатории, Пермское региональное управление ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» сетевой район г.Чернушка
©ГБОУ СПО «КПК», 2013. – 72с.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….........................4 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..………………...7 | |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ……..…………………..32 | |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………….....32 | |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……...69 | |
Приложение А.Диоды кремневые сплавные…………………..…....70 | |
Приложение В. Допустимая токовая нагрузка………………..….....70 |
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности (специальностям) среднего профессионального образования 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (базовой и углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 130000 Геология, разработка и разведка полезных ископаемых
Учебная дисциплина «Электротехника и основы электроники» является дисциплиной общепрофессионального цикла ОП.02. в структуре профессионального цикла П.00, устанавливает базовые знания для освоения специальных дисциплин.
Целью преподавания дисциплины является изучение вопросов теории и практики использования в нефтяной промышленности различных электроустановок и электронных устройств.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
уметь: подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов; рассчитывать параметры электрических и магнитных цепей; снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами; собирать электрические схемы; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
знать: классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;методы расчета и измерения основных параметров электрических и магнитных цепей;основные законы электротехники;основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;параметры электрических схем и единицы их измерения;принцип выбора электрических и электронных приборов;принципы действия, устройство, основные характеристики электрических и электронных устройств и приборов;свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;способы получения, передачи и использования электрической энергии;устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов; характеристики и параметры электрических и магнитных полей.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность коллектива исполнителей, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Контролировать и соблюдать основные показатели разработки месторождений.
ПК 1.2. Контролировать и поддерживать оптимальные режимы разработки и эксплуатации скважин.
ПК 1.3. Предотвращать и ликвидировать последствия аварийных ситуаций на нефтяных и газовых месторождениях.
ПК 1.4. Проводить диагностику, текущий и капитальный ремонт скважин.
ПК 1.5. Принимать меры по охране окружающей среды и недр.
ПК 2.2. Производить техническое обслуживание нефтегазопромыслового оборудования.
ПК 2.4. Осуществлять текущий и плановый ремонт нефтегазопромыслового оборудования.
Учебная дисциплина «Основы электротехники и электроники» базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении физики и математики, является базовой для дисциплин «Основы автоматики и микропроцессорной техники», «Эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования».
Программа курса рассчитана на 138 часов учебных занятий. С целью облегчения самостоятельной работы студентов-заочников, к каждой теме программы даются методические указания по изучению учебного материала, рекомендуемая литература. Целью активизации процессов усвоения и закрепления знаний студентов к каждой теме предложены вопросы для самоконтроля.
Для лучшего усвоения материала рекомендуется самостоятельно решить несколько задач по темам дисциплины. Решение задач способствует лучшему пониманию и закреплению теоретических знаний. Только после их решения рекомендуется приступать к выполнению контрольных работ. При этом желательно задачи контрольных работ выполнять непосредственно после изучения соответствующей темы, такая последовательность будет способствовать лучшему закреплению знаний.
В соответствии учебным планом программой предусмотрено выполнение студентами-заочниками двух контрольных работ. Заключительной формой контроля усвоения дисциплины является экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
Раздел 1. Электротехника | |
Введение | |
Тема 1.1 Электрическое поле | |
Тема 1.2 Электрическая цепь постоянного тока | |
Тема 1.3 Электромагнетизм | |
Тема 1.4 Электрические цепи переменного тока | |
Тема 1.5 Электрические измерения | |
Тема 1.6 Трехфазные электрические цепи | |
Тема 1.7 Трансформаторы | |
Тема 1.8 Электрические машины переменного тока | |
Тема 1.9 Электрические машины постоянного тока | |
Тема 1.10 Основы электропривода | |
Тема 1.11 Передача и распределение электрической энергии | |
Контрольная работа №1 | |
Раздел 2. Электроника | |
Тема 2.1 Физические основы электроники. Электронные приборы. | |
Тема 2.2 Электронные выпрямители и стабилизаторы. | |
Тема 2.3 Электронные усилители. | |
Тема 2.4 Электронные генераторы и измерительные приборы | |
Тема 2.5 Электронные устройства автоматики и вычислительной техники | |
Тема 2.6 Микропроцессоры и микро ЭВМ | |
Контрольная работа №2 | |
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ
И МЕТОДИЧЕКИЕ УКАЗАНИЯ
Введение
Характеристика дисциплины и ее связь с другими дисциплинами, ее роль в области развития науки, техники и технологии. Электрическая энергия, ее свойства и применение. Производство и распределение электрической энергии. Роль электрификации в развитии экономики. Современное состояние и перспективы дальнейшего развития производства электроэнергии [1, С.3-6].
Методические указания
Необходимо обратить внимание, что процессы, протекающие в электротехнических устройствах, в общем случае подчиняются общим законам электромагнитного поля. Электромагнитные процессы, протекающие в электротехнических устройствах, сопровождаются взаимным преобразованием электромагнитной энергии в другие виды, и аналитически описываются уравнениями в частных производных. Их общее решение затруднительно даже в простейших случаях. В теории электромагнитного поля оперируют с векторными величинами, такими, как плотности токов, напряженности электрического и магнитного полей.
Для исследования широкого круга устройств можно применять упрощенные методы. Их используют в электротехнике и теории электрических цепей. Они основаны на замене реального устройства некоторой упрощенной моделью, процессы в которой описываются скалярными величинами – токами, напряжениями. Таким образом, электротехника занимается упрощенными методами исследования и расчета электромагнитных явлений и устройств на их основе, процессы в которых описываются электрическими токами и напряжениями.
Следует помнить, что электротехника имеет два направления. Они имеют общую физическую основу, но направлены на решение различных технических задач. Силовая электротехника – это производство и передача электрической энергии и преобразование ее в другие виды: механическую, тепловую, световую. Информационная электротехника - направлена на использование электрических явлений для передачи и обработки информации.