Восьмерка страховочная

ВЕРЕВКА

1.1.1. Веревка для динамической страховки (страховочная веревка). Стандартная, предназначенная для динамической страховки в альпинизме и скалолазании капроновая веревка, диаметром сечения 10-12мм. Глухой рывок амортизации 80кГ груза, (гири) на веревке, при его срыве в пустоте, на максимальном возвышении над точкой закрепления веревки не должен превышать 1300кГ. Гарантированная прочность веревки должна быть не менее 2000кГ. Динамическая веревка не должна подвергаться большим длительным нагрузкам, в частности, на навесной переправе и т.п.

1.1.2. Перильная веревка. Применяется для навески опорных и страховочных перил, навесных переправ, для работы с тяжелыми объектами. Используется жесткий тип основных веревок круглого сечения, диаметром не менее 10мм, с гарантированной прочностью не менее 1000кГ по техническому паспорту. Перильная веревка должна иметь прочную, износостойкую защитную оплетку.

1.1.3. Вспомогательная веревка. Веревка для вспомогательных действий. Применяется для передачи конца основной веревки и для ее дистанционного снятия, для транспортировки рюкзаков и малых грузов общим весом не более 30кГ и др. Применяется капроновая веревка круглого сечения, диаметром не менее 8мм.

1.1.4. Репшнур. 6-8мм капроновая веревка круглого сечения с защитной оплеткой. Применяется для схватывающих узлов и для вспомогательных целей.

1.1.5. Не допускается веревка, имеющая изношенную оплетку, разрывы или так называемую грыжу (выпирание сердечника), веревка, имеющая обожженные или оплавленные участки на рабочей части, веревка, испачканная краской, битумом, смолой и др. материалами и др.

Не допускается нестандартная веревка с особо скользкой оплеткой (фторопласты, полиэтилен и др.), даже если по прочности она соответствует стандартной, крученая веревка без оплетки, и др.

1.1.5. Веревка, поврежденная на дистанции соревнования (частично или полностью перебита, перерезана, сорвана оплетка и т.п.), немедленно изымается у команды, и возвращается после окончания ее работы на дистанции.

Как исключение, можно пользоваться, как самостоятельными веревками, ее неповрежденными частями, или как составной веревкой, заблокированной в месте разрыва одним из узлов6 среднего, встречный, встречный восьмеркой, грейпвайн.

1.1.6. Свойства некоторых, применяемых на соревнованиях, веревок:

А) Веревка "Шнур рыболовный" пр-во ОАО "Тюменьсетеснасть". Прочность веревки разного диаметра сечения и узла ее соединения:

Диаметр веревки (мм.) Вес 1- метра веревки (г.) Разрыв возможен при нагрузке (кГ) более: Разрыв узла "проводник" при нагрузке (кГ) более:
1-й сорт 2-й сорт 1-й сорт 2-й сорт
19,5(0,6 340(20 300(25 240(20 220(25
           
33,0(1,0 690(40 600(50 490(40 440(50
           
57,0(1,7 980(60 880(70 700(60 630(70
           
87,0(2,6 1670(100 1500(120 1200(100 1065(120
           
165,0(5,0 2900(180 2650(210 2100(180 1880(210
           

Веревка сечением 10мм часто применяется как перильная и страховочная, для работы в полиспасте и др. Веревка сечением 8мм применяется, как вспомогательная. Веревка сечением 6-8мм (репшнур) применяется для вязки схватывающих узлов. Веревки сечением 12 и 16мм, если это не оговаривается условиями соревнования, применяется только в судейских системах оборудования этапов. При этом 16мм веревка может заменять двойную, 10-11мм веревку.

Б) Механические характеристики страховочной и перильной веревки:

N п/п Веревка: Диаметр(мм) Вес 1 м (гр.) Разрывное усилие (кгс) Удлинение (в %) при нагрузке 100кГ.
Страховочная 11(0,6 2200(200 8,7
Перильная 10,5 2000(100 4,5
Рыболовная 900-1000

Веревка альпинистская 11 мм. Фирма "ТЕКС-плюс".
Веревка перильная 10,5 мм, для МЧС. Фирма АО Мари НПО.
Веревка рыболовная 10мм, ОАО "Тюменьсетеснасть".

1.1.7. ВЕРЕВОЧНЫЕ УЗЛЫ.

По предназначению ВУ подразделяются на узлы: Для связывания веревок; Для пристегивания конца веревки к карабину; для закрепления веревки на опоре или на транспортируемом предмете, для привязывания веревки к участнику (на настоящий момент практически не применяются); специальные фиксирующие (схватывающие) узлы; узлы трения для спуска по веревке или спуска веревкой тяжелого груза.

На соревнованиях ВУ применяется ограниченный набор узлов, в строгом соответствии с областью их безопасного и оптимального применения. Особые требования к ВУ предъявляются в цепи страховки и в системах больших нагрузок.

Общие требования: Узел в рабочем положении должен соответствовать стандартной форме и быть затянут. В нем не должно быть неправильных перехлестов веревок "крестов". Длина свободных концов узла из одинарной веревки должны быть не менее 50 мм, из двойной веревки не менее 8мм. Свободные концы стационарно работающих узлов должны быть примотаны к веревке узла изолентой, скотчем или др. аналогичным материалом.

1.1.7.1. УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК ОДИНАКОВОГО СЕЧЕНИЯ.

Применяются:
1. ВСТРЕЧНЫЙ;
2. ВСТРЕЧНЫЙ ВОСЬМЕРКОЙ;
3. ГРЕЙПВАЙН;
4. ШКОТОВЫЙ НА ПРОВОДНИКЕ (с контрольным узлом);
5. БРАМШКОТОВЫЙ НА ПРОВОДНИКЕ (с контрольным узлом);
6. СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ КАРАБИНОМ.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 2

1.1.7.2. УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ВЕРЕВОК РАЗНОГО СЕЧЕНИЯ (веревка и репшнур; веревка и лента; одинарная и двойная веревка).

Применяются: ШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ; БРАМШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ; АКАДЕМИЧЕСКИЙ; АКАДЕМИЧЕСКИЙ НА ПРОВОДНИКЕ; СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ КАРАБИНОМ. Проводник вяжется на более толстой веревке.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 3

1.1.7.3. УЗЛЫ ДЛЯ НАРАЩИВАНИЯ ВЕРЕВКИ НА СПАСРАБОТАХ (двойной, одинарной) при спуске пары "пострадавший + спасатель" (спасработы).

Применяется: ШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ ПЕРВОЙ ВЕРЕВКИ; БРАМШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ ПЕРВОЙ ВЕРЕВКИ (веревкой наращивания вяжется контрольный узел); СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ КАРАБИНОМ (с муфтой).

1.1.7.4. ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ЛЕНТ И РЕМНЕЙ применяются узлы: ВСТРЕЧНЫЙ, ВСТРЕЧНЫЙ ВОСЬМЕРКОЙ.

1.1.7.5. УЗЛЫ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КОНЦА ВЕРЕВКИ с помощью вспомогательной веревки (репшнура). Применяются: ШКОТ или ШКОТ НА ПРОВОДНИКЕ передаваемой веревки, без контрольных узлов.

1.1.7.4. УЗЛЫ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ:

А) На опорах круглого сечения (деревья, сваи, трубы, балки и др.), на исходном берегу применяется КАРАБИННАЯ УДАВКА (Рис.4 п-5). К проводнику карабина пристегивается веревка для дистанционного снятия переправы.

Б) На целевом берегу вяжется: СТРЕМЯ, ТРОЙНОЕ СТРЕМЯ, ДВОЙНОЙ И ТРОЙНОЙ ШТЫК, ДВОЙНАЯ КАРАБИННАЯ УДАВКА С ЗАЩЕМЛЕНИЕМ (рис.4)

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 4

В.) На целевом берегу допускается разнесение узла на опорах (рис.5). Веревкой делается 2-3 охвата одного дерева, затем, на другом дереве или толстой ветке и вяжется конечный узел (стремя или штык).

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 5

В) Карабинная удавка на судейском карабине. Вяжется на карабине исходного берега, для дистанционного снятия переправы. Проводник удавки вяжется из двойной веревки. Судейский карабин ориентируется к проводнику удавки острым углом, чтобы проводник не проскочил в карабине.

Г) Карабинный узел крепления переправы (Тройной УИАА): Вяжется на карабине пристегивания переправы к точке на целевом берегу (рис.6).

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 6

Узел легко вяжется, не ползет и не затягивается и легко развязывается при снятии даже сильно натянутой переправы. Он вяжется одинарной и двойной веревкой. При сильных натяжениях (чтобы не клинилась муфта карабина) он вяжется на двух сложенных карабинах. Узел завершается контрольным узлом (простым, полугрейпвайном, но лучше стремечком). Он может быть завязан заранее на командном карабине, и пристегнут к судейской точке крепления переправы.

На навесной переправе запрещается:

1. Во избежание среза веревки переправы при ее большом натяжении на узлах крепления запрещается применение контрольных шайб из тонких металлических пластин и шайб с острыми краями.

2. На переправе с сильным натяжением, во избежание порчи веревки, не рекомендуется применение узла стремя на карабине.

1.1.7.6. УЗЛЫ КРЕПЛЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И НАКЛОННЫХ ПЕРИЛ применяются: ПРОВОДНИК, ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ, СТРЕМЯ, ДВОЙНОЙ ШТЫК, КАРАБИННАЯ УДАВКА, КАРАБИННАЯ СТЯЖКА.

А) Карабинная стяжка. Представляет карабинный полиспаст из конца перильной веревки. Вяжется в начале или конце перил. Предназначена для натяжения и придания необходимой жесткости перил.

Способ завязывания: После закрепления одного конца перил, в противоположном пункте перильной веревкой охватывается опора (дерево или карабин). Затем, в 1,5-2м от опоры, на перилах вяжется проводник и к нему пристегивается карабин. Перильная веревка, после охвата опоры, проходит через этот карабин и образует простейший полиспаст, который, усилием 1-2 участников, стягивается к опоре и фиксируется на ней одним из стандартных узлов крепления. Такой затянутый полиспаст заменяет узел крепления.

1.1.7.5. ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПЕРИЛ применяется:

А) НА ПОДЪЕМЕ применяется ПРОВОДНИК или ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ с карабином. К судейской петле и к судейскому проводнику перила пристегиваются карабином. На дереве перила закрепляются КАРАБИННОЙ УДАВКОЙ или узлом БУЛИНЬ. Особое условие: При креплении узлом БУЛИНЬ обязательно вяжется контрольный узел. К петле булиня нельзя пристегиваться самостраховками, вешать на нее рюкзаки и тяжелые предметы, пристегивать другие перила.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 7

Б) НА СПУСКЕ - применяется КАРАБИННАЯ УДАВКА. Для дистанционного снятия веревки с опоры вспомогательной веревкой.

1.1.7.8. ДЛЯ ПРИСТЕГИВАНИЯ ВЕРЕВКИ К КАРАБИНУ

Применяются: ПРОВОДНИК, ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКОЙ, ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК, УЗЕЛ СРЕДНЕГО.

1.1.7.10. УЗЛЫ В СТРАХОВОЧНОЙ СИСТЕМЕ УЧАСТНИКА

А) УЗЛЫ КАРАБИНА САМОСТРАХОВКИ

Б.1. Проводник или проводник восьмеркой (рис.15; п.1). Вместо контрольного узла свободный конец проводника приматывается к веревке изолентой или скотчем. Для фиксации карабина в штатном положении его иногда приматывают к проводнику изолентой или скотчем.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис.15

Б.2. Проводник со стремечком (рис.15; п.2). Петлю проводника делают несколько большего размера и из нее вяжут стремечко, которое одевается на карабин и затягивается на коренной вершине карабина.

Б.3. Грейпвайн-удавка (рис.15; п.3). Для крепления карабина самостраховки применяется простой и надежный узел, который представляет, затягивающуюся на карабине петлю, фиксируемую половиной узла Грейпвайн.

Б) ДВОЙНОЙ БУЛИНЬ БЛОКИРОВКИ ЛСС. Применяется для блокировки ЛСС старого типа, состоящих из отдельных грудного пояса и беседки. При вязке одно кольцо узла охватывает беседочную петлю, другое петли грудного пояса. Из свободных концов узла делаются две самостраховки.

К верхнему кольцу узла пристегивается карабин динамической страховки. К нижнему - все средства подвески участника на перилах (восьмерка, каретка и др.).

Предостережение: Недостаточно затянутый ДБ, а так же ДБ из веревки со скользкой оплеткой, под нагрузкой может выворачиваться или ползти. При узком грудном поясе это приводит к сжатию груди (к удушению). При длительной работе булинь сильно затягивается, и его трудно развязать.

В) ОБВЯЗКА ГРУДНАЯ. Обвязывание груди участника концом или отрезком веревки для страховки на склонах не круче 50О. Вяжется при отсутствии ЛСС. Веревка охватывает грудь участника и завязывается спереди (на вдохе) узлом булинь. Холостой конец узла делается такой длины, чтобы охватить в виде лямок плечи участника и завязать на груди контрольным узлом (полуткацкий или полугрейпвайн), чтобы он упирался в булинь. Если О вяжется из отрезка веревки, из его основного конца делается самостраховка.

На соревнованиях ТМ, если это не оговорено особо, не применяется.

1.1.7.11. КОНТРОЛЬНЫЕ УЗЛЫ

Служат для подстраховки (контроля) основного узла (Рис. 16). Применяется: ПОЛУТКАЦКИЙ (обычный КУ) и ПОЛУГРЕЙПВАЙН. На узлах круглых опор (штыковые узлы) применяется КОНТРОЛЬНОЕ СТРЕМЕЧКО (стремя, завязанный на веревке перед узлом). Контрольный узел должен быть тщательно затянут.

Из контрольных узлов менее надежным является ПОЛУТКАЦКИЙ. Самым надежным является ПОЛУГРЕЙПВАЙН. На двойной веревке более удобен и надежен ШКОТОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 16

ШКОТОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ УЗЕЛ (Рис. 16. п-4). Вяжется на двойной веревке узла крепления навесной переправы или (двойных перил, при наращивании двойной веревки на спасработах и т.п. Свободный конец узла проводится между веревок переправы, а затем делается шкотовый охват. При натяжении переправы веревка контрольного узла защемляется между веревок переправы. Этим обеспечивается надежность контрольного узла.

1.1.7.9. СХВАТЫВАЮЩИЕ УЗЛЫ

Специальные подвижные узлы, предназначенные для автоматической фиксации на веревке. В частности: Для натяжения веревки; Для верхней, фиксирующей страховки; Для самостраховки на вертикальной веревке и др.

Обычно СУ вяжутся из замкнутой петли капронового шнура 6-8мм. Применяются три типа петель: 1. Одинарная замкнутая петля, связанная узлом грейпвайн или встречным узлом (Рис.6 п.-4). На практике не исключается вязка СУ одним концом.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 6

2. Одинарная петля с общим двойным проводником (Рис.6 п-5).

3. Двойная петля с общим двойным проводником (Рис.6 п-6). Примечание: Симметричный схватывающий узел из такой петли на одинарной веревке проскальзывает. Для страховки (самостраховки) применять его нельзя.

Следует помнить, что страховка схватывающим узлом применяется только в крайнем случае, когда отсутствуют жумар, кроль и др. стандартное снаряжение.

Прочность петли из нового 6мм репшнура первого сорта составляет ок. 400кГ. По мере эксплуатации ее прочность быстро снижается. Ниже даны основные типы схватывающих узлов:

А) Полусхват - симметричный одно охватный СУ. (Рис. 6, п-1).

Узел хорошо держит на толстом 50мм канате, стволе дерева, но проскальзывает на одинарной и двойной 10-11мм веревке.

Б) Классический симметричный схватывающий узел (рис.6. п-2), и усиленный симметричный схватывающий узел (пункт-3). Узел вяжется из веревочной петли одинарного репшнура, сечением 6-8мм. Узел применяется для фиксации веревки и для страховки на вертикальных перилах, на склонах до 45-50О. На склонах круче 50О прочность одинарной петли становится недостаточной.

ССУ, выполненный из двойной петли 6мм репшнура (пункт-6) имеет большую начальную прочность 800-1000кГ, но проскальзывает на одинарной веревке. Он может применяться только на двойной веревке.

В) Австрийский схватывающий узел. Существует две формы узла - прямая (рис.7 п.1-2) и обратная (рис.7 п.3-4). При прямом варианте схватывающая петля накручивается вверх по перилам, при обратной вниз.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 7

Прямой вариант узла обычно применяется для натяжения навесной переправы. В этом случае он вяжется из двойной 6мм петли или из 8мм петли. При этом делается 4-6 оборотов петли вокруг веревки.

Обратный вариант узла (рис.7 п.2) часто применяется для самостраховки на вертикальных перилах (как симметричный СУ). При этом ограничиваются двумя, максимум тремя оборотами петли вокруг перил.

Г) Узел Бахмана (рис.8). Обычно применяется для силовых операций с веревкой. Для самостраховки применяется редко. Рис 8.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 8

Надежность схватывания узла на тяге зависит от количества его охватов на веревке. Обычно ограничиваются 4 оборотами.

Е) Узел Бахмана с карабинным стоп-вкладышем. (рис.9) Вкладыш значительно повышает сцепление узла на веревке.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 9

Карабин-вкладыш устанавливается так, чтобы в вершине карабина Бахмана находилось не менее двух оборотов схватывающей петли.

Ж) Узел Бахмана неполный. (Рис. 10). Первые 2-3 оборота петля охватывает только перильную веревку, а последующие 2 оборота охватывают и веревку и карабин.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 10

З) Узел "Псевдобахман". (Рис. 11). Все обороты петли охватывают только перильную веревку. Затем петля проводится через карабин. Узел можно завязывать, не отстегивая его от средства тяги, или от участника.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 11

Псевдобахман хорошо держит только на натянутой веревке, или на веревке с подвешенным грузом. Узел хорошо держит на металлическом тросе, сечением более 6мм. На свободно висящей веревке узел не держит и срывается.

И) Узел УПИ. (Рис. 12). Оригинальный, достаточно надежный узел. Предложен туристами Уральского Политехнического института, автор А.Ю.Яговкин.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 12

Вяжется как Псевдобахман, затем проводник петли пристегивается к карабину Бахмана. Узел быстро вяжется и применяется для натяжения одинарной и двойной веревки.

К) Схватывающие узлы на двойной веревке с карабинным вкладышем. На двойной веревке СУ, как правило, держат лучше, но при больших нагрузках, на мокрой веревке и особенно ледяной веревке они могут проскальзывать.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 13

Для исключения проскальзывания между веревками, в центральной точке узла пристегивается карабин, который работает как стоп-вкладыш. При затягивании узла двойная веревка охватывает пруток карабина и образуется упор. В отличие от всех, перечисленных выше, схватывающих узлов, петлю данного узла можно вязать из толстой и даже из основной веревки (8-11мм). Хорошо работает даже ПОЛУСХВАТ. Это позволяет повысить безопасность работы при больших усилиях тяги. (Разработка автора).

Л) Узел Гарда. Двух карабинный узел Гарда применяется для фиксации веревки, для верхней фиксирующей страховки, ия самостраховки на вертикальных перилах. Так как прочность карабина прочней репшнура, он не перетирается и не перегорает, узел Гарда более надежен.

Л.1. Страховка Гарда. (рис.14) При верхней фиксирующей страховке два одинаковых карабина пристегиваются коренными вершинами к веревочной петле пункта страховки (не на карабин и не на кольцо). Способ вязки узла показан на рис.14, пункты 1-2.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 14

При верхней страховке (рис.14.3) верхний конец веревки закрепляется в пункте или на страхующем участнике.

При подъеме страхуемого веревка и узел расслабляются. Участник на страховке, удерживая веревку по разные стороны от узла, протягивает ее через карабины. При срыве и зависании страхуемого узел Гарда защемляет веревку. Так обеспечивается фиксирующая, верхняя страховка.

При фиксации двойной веревки делается два узла Гарда (4 карабина). При этом недопустимо перекручивание веревок.

Л.2. Самостраховка Гарда. Применяется на свободно висящей (не натянутой) по склону или в пустоте перильной веревке. Карабины узла пристегиваются к беседке участника (рис.14.п-4).

При подъеме узел расслабляется, и участник выбирает через него веревки. При нагружении узла веревка защемляется, и участник фиксируется на перилах.

ОСОБО ОПАСНЫЕ УЗЛЫ

Узлы, склонные к саморазвязыванию при работе с веревкой. Из, известных в спортивном туризме и альпинизме, узлов можно перечислить следующие:

1.ПРЯМОЙ УЗЕЛ. Склонен к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде ПОЛУТКАЦКОГО узла.

2.ШКОТОВЫЙ И БРАМШКОТОВЫЙ, завязанные на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде ПОЛУТКАЦКОГО узла.

Узлы 1-2 склонны к выворачиванию и развязыванию при движении узла веревки по перегибам рельефа, при упоре его в карабин страховки, при движении или спуске через узел карабина или устройства спуска.

3.БУЛИНЬ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПЕРИЛ. Узел подвержен развязыванию без контрольного узла и даже с контрольным ПОЛУТКАЦКИМ, если к петле подвески булиня пристегивается дополнительная тяга или тяжелые предметы, самостраховки участников и др.

4.БУЛИНЬ ГРУДНОЙ ОБВЯЗКИ УЧАСТНИКА. Может развязаться при страховочном рывке, если страховочный карабин пристегивается не к рабочему концу булиня, а к его грудной петле. Выворачивание узла, как в ситуации-3.

5.УЗЕЛ СТРЕМЯ, завязанный на скользкой круглой опоре или на вращающейся, проворачивающейся вокруг своей оси, балке. Узел как бы развинчивается, разматывается с нее при нагружении веревки.

6.ДВОЙНОЙ БУЛИНЬ БЛОКИРОВКИ ЛСС, С РАЗНЕСЕННЫМИ НА ГРУДЬ И НА БЕСЕДКУ, ПЕТЛЯМИ, на ЛСС, имеющих раздельные беседку и грудной пояс. Узел опасен, если он недостаточно затянут или связан из веревки со скользкой оплеткой. При пристегивании к петле узла страховочного карабина или карабина подвески (на жумаре, навесной переправе и др.), при нагружении узел часто проскальзывает и происходит перенос опоры участника с беседки на грудь. При тесном грудном поясе это приводит к опасному стягиванию груди.

7.СХВАТЫВАЮЩИЙ УЗЕЛ ИЗ ДВОЙНОГО РЕПШНУРА. Узел опасен тем, что практически не схватывается на одинарной веревке и не обеспечивает страховки участников на перилах. Особо опасный момент состоит в том, что этот узел рекомендован как надежный и обязательный для страховки на вертикальных перилах во многих туристских рекомендациях и правилах Туристского многоборья. В частности, в методике под редакцией В.Теплоухова, которая признана обязательной для выполнения на соревнованиях по ТМ.

КАРАБИНЫ

1.2.1. КАРАБИН СТРАХОВОЧНЫЙ с муфтой

Предназначен для страховки и самостраховки, для подвески участников и грузов, для силовых и др. действий. Применяются стандартные (альпинистские) карабины из стальных, алюминиевых и титановых сплавов, имеющие защелку с контрольной муфтой.

Гарантированная прочность карабина с закрытой и замуфтованной защелкой, вдоль основной рабочей оси должна быть не менее 2200кГ (указывается на прутке карабина или в паспорте). Прочность карабина с раскрытой защелкой уменьшается в 3-4 раза.

Прочность карабина к нагрузке, поперек главной грузовой оси (но не на муфту) примерно в три раза меньше его прочности в штатном положении.

Нагрузка срыва защелки составляет всего 150-200кГ, поэтому карабин всегда должен быть строго ориентирован по направлению нагрузки, а петли грузовых веревок или узлов должны ложиться в его крайние вершины. Запрещается приложение к карабину трех (и более) сил, направленных не по одной линии.

Страховочный карабин применяется:
- для соединения элементов страховочных, силовых и др. технических систем и их крепления;
- как элемент трения в цепи динамической страховки;
- как элемент самостраховки и подвески участников на горизонтальных и наклонных перилах и навесных переправах;
- как элемент трения при спуске по веревке (карабинный дюльфер и узел УИАА);
- как элемент трения при торможении веревкой спуска участников и грузов.
- для замены в некоторых случаях блока.

Запрещается: Применение самодельных карабинов. Монтажных и др. карабинов, не приспособленных для работы с веревкой (острые края и др.).

1.2.2. КАРАБИН СТРАХОВОЧНЫЙ без муфты

Применяется в комбинации с крючьевой оттяжкой на промежуточных точках нижней страховки, на скалах большой трудности, а так же в спортивном скалолазании на стендах, где наличие муфты сильно осложняет действия участника.

Карабин без муфты на промежуточном крюке страховки запрещается применять без крючьевой оттяжки (см. Крючьевая оттяжки).

КС без муфты может применяться для вспомогательных целей, вне системы страховки, силовых и др. ответственных систем.

БЛОК

Техническое устройство для работы с веревкой, значительно уменьшающее потери на трение. Блок состоит из колесика и двух щечек с проушинами для подключения карабина. Применяются блоки с двумя и тремя, независимо вращающимися колесиками - двойной и тройной блок. Как правило, больше количество колесиков в блоке не применяется. Для работы с двойной веревкой применяется блок с широким колесиком (широкий блок).

В технических системах различают неподвижный блок (закрепленный на неподвижной опоре) и подвижный блок (закрепляемый на объекте транспортировки). Сочетание подвижных и неподвижных блоков образуют систему, называемую полиспастом.

Блок, работающий в полиспасте (др.силовой системе), при натяжении навесной переправы, при работе с тяжелыми бревнами на переправе, при транспортировке (подъем) пострадавшего с несущим спасателем, отдельного участника и т.п., должен иметь прочность не менее 2200кГ. Применение менее прочных и самодельных блоков запрещается.

Блок на транспортировке отдельных участников и рюкзаков на навесной переправе должен иметь прочность не менее 500кГ. На один блок подвешивается только один участник или груз, общим весом не более 100кГ.

Самодельные блоки могут применяться только как исключение. Их конструкция должна исключать: порчу веревки переправы острыми краями, заклинивание на переправе, затягивание в блок рук, волос или одежды участников.

ТРАНСПОРТНАЯ КАРЕТКА

Применяется для транспортировки участников и грузов по навесной переправе. Каретка имеет два разнесенных транспортных колесика и точку пристегивания карабина подвески участника или груза. Участник пристегивается к каретке карабином беседки ЛСС и должен висеть на ней, сидя, не опрокидываясь.

1.4.1. КАРЕТКА ЗАМКНУТОГО ТИПА. На веревке переправы каретка замыкается карабином подвески участника (груза) и не может отстегнуться. Стандартная каретка замкнутого типа, рассчитанная на нагрузки до 500кГ, может не блокироваться к переправе дополнительным карабином или короткой самостраховкой участника.

1.4.2. КАРЕТКА ОТКРЫТОГО ТИПА (накидная каретка). Такая каретка удобнее при подвеске участника на переправе и снятии с нее. При этом каретка может не отстегиваться от беседки участника, что значительно уменьшает количество манипуляций. Но каретка требуют обязательной блокировки на переправе карабином или короткой самостраховкой участника (груза).

1.4.3. САМОДЕЛЬНАЯ КАРЕТКА любого типа обязательно блокируется на переправе страховочным карабином с муфтой или короткой самостраховкой участника.

ВОСЬМЕРКА СТРАХОВОЧНАЯ

Устройство в виде восьмерки, выполненное из прочного алюминиевого сплава. Применяется как элемент трения при верхней и нижней страховке и как элемент фиксации при фиксирующей страховке и самостраховке.

На соревнованиях допускается стандартная восьмерка, изготовленная по технологиям, исключающим наличие в металле пустот и трещин. Она должна соответствовать прочности страховочного карабина.

1.5.1 Верхняя и нижняя страховка отдельного участника осуществляется следующим образом: Восьмерка малым кольцом пристегивается к карабину на беседке страхующего участника. При верхней страховке с нижней площадки восьмерка может закрепляться на карабине пункта площадки. Страховочная веревка проводится в большое кольцо восьмерки и пристегивается к ее карабину. Веревка должна иметь два перегиба - на карабине и на ее большом кольце. Руки страхующего участника должны быть без рукавиц и удерживать страховочную веревку по разную сторону от восьмерки (Рис.18, п-1).

Удерживать страховочную веревку необходимо так, чтобы исключить слабину веревки и провис карабина. При провисе страховочный рывок складывает карабин и восьмерку, и приходится на самое слабое место карабина, на его защелку. Защелка карабина может быть сорвана.

1.5.2. Верхняя страховка участника с грузом осуществляется через шейку восьмерки. Восьм1.5.2. Верхняя страховка участника с грузом осуществляется через шейку восьмерки. Восьмерка закрепляется на пункте страховки или на беседке страхующего участника. В последнем случае веревка должна иметь перегиб на карабине пункта или на верхнем карабине маршрута страхуемого. Руки страхующего участника должны быть без рукавиц и удерживают веревку по разную сторону от восьмерки (Рис.18, п-2).

1.5.3. Верхняя страховка пары "пострадавший + спасатель" (или др. тяжелого объекта) осуществляется через шейку восьмерки, закрепленную на пункте страховки.

При подъеме страхуемой пары веревка выбирается руками без рукавиц. Руки страхующего находятся по разные стороны от восьмерки. При выдаче (спуске) объекта, руки страхующего могут удерживать веревку и по одну, и по разную сторону от восьмерки.

1.5.4 Верхняя фиксирующая страховка восьмеркой. Применяется при подъеме страхуемого участника или на его маятнике. Восьмерка работает в режиме фиксации страховочной веревки. К карабину пункта или беседки страхующего участника она пристегивается за большое кольцо. Страховочная веревка проводится через большое кольцо восьмерки и накидывается на ее шейку так, что тяга или рывок со стороны страхуемого защемляет веревку и останавливает срыв.

При фиксации двойной веревки каждая веревка проходит в режиме автоматической фиксации через отдельную восьмерку. При этом недопустимо перекручивание веревок.

1.5.5. ВОСЬМЕРКА В РЕЖИМЕ СПУСКА ПО ВЕРЕВКЕ. Восьмерка может работать, как в скользящем режиме, так и режиме автоматической фиксации (Рис.18, п-1). Восьмерка пристегивается к карабину беседки участника, соответственно, либо за малое кольцо, либо за большое.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 18

1.5.5.1 В скользящем режиме спуска веревка проводится через большое кольцо и охватывает либо карабин (режим скоростного спуска без рюкзака и грузов), либо шейку восьмерки, при обычном спуске и спуске с грузом (Рис.18, п-1, п-2).

1.5.5.2 В режиме автоматической фиксации (Автостоп). Веревка производится в большое кольцо и накидывается на шейку восьмерки так, что при срыве участника она самозащемляется и останавливает срыв. (Рис.18, п-3,4,5). При спуске, одна рука участника должна постоянно удерживает нижнюю часть веревки. Другой рукой участник выводит восьмерку из фиксации, поворачивая малое ее кольцо вниз (Рис.18, п-5). При остановке участник поворачивает малое кольцо вверх или просто отпускает его. Восьмерка автоматически фиксируется (Рис.18, п-4).

Автоматическая фиксация обеспечивает страховку участника на веревке.

1.6 УСТРОЙСТВО СПУСКА "СТОП-ДЕСАНТЕР"

Удобное и надежное, современное устройство для регулируемого спуска по 10-11мм веревке. Оно автоматически останавливает спуск при выпуске из рук рычага эксцентрика и обеспечивает страховку участника на веревке. Остановка получается достаточно мягкой, так как веревка несколько протравливается перед остановкой.

При закладке веревки в устройство она сначала охватывает подвижный сегмент эксцентрика, затем верхний, неподвижный, а затем закрывается поворотной планкой и пристегивается к карабину беседки (Рис.19).

При спуске участник одной рукой удерживает ручку эксцентрика от заклинивания веревкой. Другой рукой он удерживает веревку ниже устройства, регулируя скорость спуска.

восьмерка страховочная - student2.ru Рис. 19

Для остановки ручка эксцентрика отжимается вверх или выпускается. Эксцентрик защемляет веревку. Руки участника освобождаются для других действий.

Следует отметить, что при длительной эксплуатации сегменты устройства постепенно изнашиваются веревкой и она начинает проскальзывать. Поэтому, перед работой устройство необходимо проверять его схватываемость.

Устройство нельзя применять на веревке, покрытой ледяной коркой.

Наши рекомендации