Регулирование напряжения
При включении ВА36 «Включение РЩ» на блоке 216, включается контактор 160 на панели №1 и переменное напряжение 380 В через Пр120 (35 А) подается:
I. Через один контакт 160 на трансформатор ТН, имеющий две вторичные обмотки, от которых:
1. От первой обмотки переменное напряжение 55 В подается на регулятор напряжения (РН) и на транзистор Т1. Когда напряжение в ЦУ меньше 50 В, на базу транзистора подается прямое напряжение, транзистор открывается и через него и разделительные диоды 19В и 20В, стабилитроны СК5 и СК6 подается напряжение на управляющие выводы тиристоров 10В и 9В полу управляемого моста.
2. От второй обмотки ТН напряжение 60 В подается на полу управляемый мост 7В, 8В, 9В, 10В. Постоянное напряжение с моста проводами Н117 и Н118 подается на обмотку управления ТРПШ и сердечники шунтов намагничиваются.
II. Через второй контакт 160 напряжение 380 В подается на первичную обмотку ТРПШ, а со вторичной обмотки ТРПШ, проводами Н111 и Н112, через Пр3 и Пр4 на выпрямительный мост 1В-4В.
«-» моста 1В-4В соединяется с корпусом электровоза. От «+» моста напряжение подается в ЦУ по цепи: «+» моста, Э65, сглаживающий дроссель ДС1, Э61, ЦУ.
Пока не включен контактор «К», напряжение на Э61 и в ЦУ подается от АБ. От ТРПШ подается переменное напряжение с Пр3 и Пр4 подается на диоды 11В и 12В, которые образуют два дополнительных плеча. Минусом для этих плеч является корпус электровоза и «-» моста 1В-4В. Уже постоянное напряжение с диодов 11В и 12В подается:
1. R12, R11(регулируемый), катушка «К», «-» моста 1В-4В и параллельно резисторам R12, R11 через разм. блокировку «К», которая их шунтирует и контактор «К» включается, при этом:
a) Размыкается блокировка «К», шунтирующая резисторы и ток проходит на катушку через резисторы R12, R11, но магнитного потока достаточно для удержания якоря контактора «К» во включенном положении – это повышает чувствительность контактора «К» на выключение. Когда напряжение в ЦУ уменьшится, контактор «К» должен быстро отключится и своим силовым контактором подключить АБ к ЦУ, восстановив напряжение в ЦУ.
b) Размыкается контакт «К» между Н116 и Э61 и АБ отключается от ЦУ, напряжение в ЦУ подается от ТРПШ.
c) Размыкается блокировка «К» в цепи на лампу «ЗБ» на табло – лампа гаснет.
2. От «+» диодов 11В и 12В напряжение подается на регулятор напряжения по цепи: «+» диодов, R9, R4, терморезистор r7, корпус электровоза и «-» моста.
С R4, через R6 напряжение подается на стабилитрон СК1. При напряжении в ЦУ 50 ± 2,5 В стабилитрон СК1 срабатывает и пропускает ток и на базу транзистора Т1 подается обратное напряжение. Т1 закрывается и снимает напряжение с тиристоров моста 7В-10В, также снимается напряжение с обмотки управления ТРПШ и при этом уменьшается ток в первичной обмотке ТРПШ и напряжение на вторичной обмотке и в ЦУ.
Когда напряжение в ЦУ станет меньше 50 ± 2,5 В, стабилитрон СК1 запирается, а транзистор Т1 открывается. Таким образом регулятор напряжения подает или снимает напряжение на обмотку управления ТРПШ и поддерживает стабилизированное напряжение в ЦУ.
Схема заряда АБ
Аккумуляторная батарея заряжается в те промежутки времени периода, когда напряжение зарядного устройства, снимаемого с выпрямительного моста 1В-4В больше напряжения батареи.
Схема цепи для тока заряда АБ: «+» моста, Э65, разделительный диод 5В, Н115, дроссель ДС3, Н116, левый нож рубильника «Батарея», Пр1, Н113, «+» АБ, последовательно соединенные элементы АБ, «-» АБ, Н114 (Э95), Пр2, правый нож рубильника «Батарея», шунт амперметра, корпус электровоза, «-» моста 1В-4В.
Схемой предусмотрено два режима заряда: «Нормальный заряд» и «Усиленный заряд». Для этого параллельно диоду 5В тумблером 7Р подключается резистор R10.
При положении тумблера «Нормальный заряд», его контакт замкнут, а резистор подключен параллельно диоду 5В. В промежутке времени периода, когда напряжение зарядного устройства больше напряжения АБ по зарядной цепи проходит ток заряда батареи и дроссель ДС3 намагничивается зарядным током. Когда напряжение зарядного устройства становится меньше напряжения на АБ, батарея начинает разряжается через ДС3, R10, 7Р, Э65, в ЦУ. Разрядный ток примерно равен 0,2 А и не оказывает влияния на батарею, но этим током ДС3 размагничивается, индуктивное сопротивление цепи увеличивается. Когда напряжение зарядного устройства увеличивается и становится больше напряжения АБ, зарядный ток уменьшается из-за увеличения индуктивного сопротивления дросселя. При положении тумблера «Усиленный заряд» R10 отключается. Когда напряжение АБ становится больше напряжения зарядного устройства, диод 5В не допускает разряд батареи, индуктивное сопротивление дросселя не увеличивается, а среднее значение зарядного тока увеличится.
На электровозах с №2174 вместо ТРПШ установлен ТН-48, который имеет первичную обмотку на 380 В, а вторичная обмотка секционирована и имеет 5 выводов: 3, 4, 5, 6, 7. От выводов 3 и 4, 6 и 7 снимается напряжение примерно 21 В, от выводов 4 и 5, 5 и 6 снимается напряжение примерно 32 В. Для подачи напряжения в ЦУ и для заряда АБ применяется 2-х полупериодная схема выпрямления с «0» выводом, которым является вывод 5. При регулировании напряжения на нерегулируемое напряжение от выводов 5 и 6, или 5 и 4 накладывается регулируемое напряжение от выводов 3-6, 4-7. К выводам 4 и 6 подключены два силовых вентиля, аноды которых соединяются общим проводом и соединяются с корпусом электровоза. Вентили этих плеч обозначены на схеме V3 и V4. От общего или нулевого вывода 5, через разделительный диод V5 подается напряжение на провод Э65 и через ДС1 на провод Э61 и далее в ЦУ. К выводам 3 и 7 подключены аноды тиристоров V1 и V2, а их катоды соединяются с проводом Э65. К выводу 5 подключена катушка контактора 162, на которую подается напряжение 32 В. Контактор 162 установлен с обратной стороны РЩ, в схеме работает вместо контактора «К». Напряжение на управляющие выводы V1 и V2 подается от электронного регулятора напряжения в определенный момент полупериода прямого напряжения, чтобы открыть тиристор с таким расчетом, чтобы среднее значение напряжения в ЦУ было 50 ± 2,5 В. Ток заряда АБ проходит по цепи: Э65, Т12, Н116, элементы АБ, корпус, аноды плеч V3 и V4.