Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя

Реактивное сопротивление цепи ротора Х2s зависит от частоты f2 и равно Х2s= 2πf2L2 = 2πf1sL2 = sX2, где Х2= 2πf1L2, и L2 – соответственно, индуктивное сопротивление и эквивалентное значение индуктивности неподвижного (заторможенного) ротора. Схема замещения на рис.27.6, а соответствует уравнению

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru .

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru

Рис.27.6.Схемы замещения роторной цепи

Разделив обе части на s, получим уравнение

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru ,

которому соответствует цепь на рис. 27.6, б. В этой цепи ЭДС Е2 имеет частоту f1, т. е. цепь эквивалентна режиму заторможенного ротора. Мощность эквивалентного сопротивления R2å/s равна электромагнитной мощности, поступающей в ротор:

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru .

Полная схема замещения АД аналогична Т-образной схеме замещения трансформатора, однако чаще пользуются упрощенной Г-образной схемой замещения одной фазы (рис.26.7 ), где R1, X1 – сопротивления статорной цепи; R, X – приведенные к статору сопротивления роторной цепи; R0, X0 – сопротивления ветви намагничивания; I0 – ток холостого хода. Из-за воздушного зазора между статором и ротором ток холостого хода I0 АД значительно выше тока холостого трансформатора и составляет (0,2¸0,5)I1ном.

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru Рис.27.7.Приведенная схема замещения АД

Зависимость частоты вращения от вращающего момента (n = f(M)) в установившемся режиме называют механической характеристикой двигателя.

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru Рис.27.8. Механическая характеристика АД

Из схемы находим : Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru . Подставив в формулу момента Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru находим М:

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru

где Хк– реактивное сопротивление при критическом моменте(XК = X1 + X).

Формула совместно с подстановкой s = 1 – определяет механическую характеристику АД. Связь s и n учитывают совмещением осей s и n. Механическая характеристика показана на рис.27.8 , где оси n и s направлены навстречу друг другу и n = 0 соответствует s = 1, а n = n1 соответствует s = 0 (значения n указаны справа от оси, s – слева). Анализ формулы (3.40) с помощью dM/ds = 0 дает два экстремума:

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru ;

где «+» соответствует двигательному режиму (квадрант I); «–» – генераторному (квадрант II). Скольжение s = sКи момент М = MК = Mmax называют критическими.

27.5. Анализ механической характеристики
асинхронного двигателя

Рассмотрим детальнее механическую характеристику в двигательном режиме (рис.27.8), для которого sК > 0.

Уравнение механической характеристики можно преобразовать к виду (уточненная формула Клосса):

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru ,

где a = R1/R.

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru Рис.27.9. Механическая характеристика двигателя

На рис. 27.9 представлены статические механические характеристики некоторых механизмов. Характеристика I (ее называют вентиляторной) типична для вентиляторов, центрифуг, гребных винтов, насосов.

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru

Рис.27.10.Механические характеристики рабочих механизмов

Характеристикой II обладают механизмы постоянной мощности (бетономешалки, шаровые мельницы). Характеристика III обычна для грузоподъемных механизмов (краны, лебедки). Эти механизмы создают активный постоянный момент сопротивления.

Статичность характеристик на рисунках означает, что каждой их точке соответствует установившаяся частота вращения n = const. Из уравнения динамики вращательного

движения

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru ,

где J – приведенный к валу двигателя момент инерции всех вращающихся частей, следует, что установившийся режим (dn/dt = 0) соответствует балансу вращающего М и тормозного (момента сопротивления) MC моментов (М = MC) на валу и может быть найден как точка пересечения характеристик АД и рабочего механизма.

На рис.27.9 в качестве нагрузки выступает механизм вентиляторного типа с установившимся режимом, который соответствует точке н. На практике АД подбирают так, чтобы установившийся режим соответствовал номинальному режиму (n = nном, М = Мном), задаваемому заводом-изготовителем. В паспорте двигателя приводятся следующие данные: тип, Рном, Uном, Iном, nном, ηном, λМ = Мmaxном, cosφном. Для АД с короткозамкнутым ротором дополнительно даются λп = Мпномп – пусковой момент) и отношение пускового тока к номинальному Iп/Iном. По паспортным данным определяется Мном = 9,55Рном/nном.

Точка n1 соответствует режиму идеального холостого хода (n1; М = 0). В точке s = sК (критический режим)АД развивает максимальный вращающий момент МК. Точка п характеризует пуск АД. В этой точке n = 0 и М = Мп – пусковой момент двигателя. Участок n1–nК характеристики устойчив, т. е. при нарушении баланса моментов М = МС (изменение нагрузки или питающего напряжения) происходит изменение частоты вращения, приводящее к новому балансу моментов (при МС < МК). Участок0–nК, как правило, неустойчив.

Важным показателем механических характеристик является их жесткость β = dM/dn. Чем жестче, т. е. чем меньше угол наклона рабочего участка характеристики двигателя, тем меньше изменяется частота вращения n при изменении момента нагрузки МС.

Паспортный показатель λМ = Мmaxном называют кратностью максимального момента. Он характеризует перегрузочную способность двигателя. Для АД общего назначения λМ = 1,7¸2,5, для АД, работающих с большими перегрузками (крановые, металлургические), λМ = 2,2¸3,5. Кратность пускового момента λп = Мпном для двигателей малой и средней мощности (менее 100 кВт) составляет λп = 1,0¸2,0.

Для двигателей средней и большой мощности сопротивлением R1 можно пренебречь, и формулы принимают следующий вид:

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru ; Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru ; Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru .

Третью формулу называют упрощенной формулой Клосса. В номинальном режиме (s = sном, М = Мном) из нее находим

Схема замещения и механическая характеристика асинхронного двигателя - student2.ru

Механическую характеристику при номинальных значениях U1ном, f1ном и отсутствии сопротивления Rд в цепи ротора (Rд = 0, R = R2) называют естественной. При других условиях получают искусственныехарактеристики.

ЛЕКЦИЯ 28

Наши рекомендации