Пружинно-фрикционные (поглащающие)
АППАРАТЫ.
Назначение - служат для поглощения кинетической энергии ударов при сцеплении и при движении.
В настоящее время применяются аппараты грузового типа Ш1-1-ТМ (шестигранный, 1 вариант, тяговый, модернизированный 1 с ходом 70 мм, и Ш -2-В (шестигранный, второй вариант, взаимозаменяемый) с ходом 90 мм. Аппараты пассажирского типа ЦНИИ Н6 и Р-2П.
УСТРОЙСТВО ПРУЖИННО-ФРИКЦИОННОГО
АППАРАТА ТИПА Ш-1-ТМ.
Основные элементы: шестигранный корпус 2 (Рис.96), две пружины 3 и 4, нажимная шайба 6 , три фрикционных клина 7, нажимной конус 8 и стяжной болт 9 с гайкой.
Для соединения аппарата с автосцепкой служит тяговый хомут 12, упорная плита 10, клин 14 и крепящие его болты 16 с гайками и стопорной планкой.
а)
Рис.96.Пружинно-фрикционный аппарат
Ш-1-ТМ.
б)
Рис.96.Пружинно-фрикционный аппарат
Ш-1-ТМ.
СБОРКА ФРИКЦИОННОГО АППАРАТА.
В отверстие днища корпуса, расположенного горизонтально, вставляют стяжной болт и корпус устанавливают вертикально. На его дно устанавливают пружины, на них укладывают нажимную шайбу, три фрикционных клина и нажимной конус. Для того, чтобы навернуть на болт гайку, детали аппарата сжимаются под прессом, прикладывая нагрузку к клиньям. Если же ее приложить к нажимному конусу, усилие сжатия увеличивается в несколько раз.
После навертывания гайки конец болта расклепывают. У собранного аппарата высота находится в пределах 568-576 мм, а усилие сжатия составляет 4,6 тс. Такое усилие создает надежное прилегание фрикционных деталей друг к другу.
Для облегчения установки его в тяговый хомут, аппарат дополнительно сжимают под прессом на 10-15 мм. Затем между конусом 1 и гайкой 3 подкладывают полушайбу 2 такой же толщины (Рис.97).
Рис. 97. Установка полушайбы при сборке аппарата.
СБОРКА УДАРНО-ТЯГОВОГО ПРИБОРА.
Сжатый фрикционный аппарат и упорную плиту устанавливают в тяговый хомут и при помощи специальной тележки устанавливают в гнездо буферного бруса рамы кузова. Затем при помощи клина, который заводится снизу, соединяют тяговый хомут с хвостовиком автосцепки. Тяговый хомут вместе с фрикционным аппаратом закрепляют снизу буферного бруса при помощи плиты, а клин - двумя болтами.
Полушайба, подложенная при сборке фрикционного аппарата под гайку, выпадает в конус при первом сжатии. Под действием пружин днище корпуса аппарата упирается в задние приливы буферного бруса, нажимной конус в упорную плиту, а плите в передние приливы буферного бруса.
ДЕЙСТВИЕ ПРУЖИННО - ФРИКЦИОННОГО
АППАРАТА.
На сжатие.
Усилие сжатия передается хвостовиком автосцепки через упорную плиту на нажимной конус (Рис. 96). Нажимной конус распирает клинья и через нажимную шайбу сжимает пружины. Сила трения между клиньями и внутренними стенками корпуса поглощает 80 % энергии удара, остальная его часть поглощается пружинами. Ход аппарата. равный 70 мм, реализуется полностью, когда нажимной конус войдет в корпус аппарата, а упорная плита коснется горловины корпуса. В первоначальное положение детали аппарата возвращаются за счет обратного действия пружин.
На натяжение.
Корпус автосцепки при помощи клина перемещает тяговый хомут в направлении натяжения, а тяговый хомут перемещает корпус фрикционного аппарата. Пружины сжимаются, фрикционные клинья набегают на конус и снова между стенками корпуса аппарата и клиньями возникает трение, т.е. в обеих случаях аппарат работает на сжатие.