Потенциальный разделитель

Потенциальный разделитель (ПР на рис. 9.19) представляет собой последовательное соединение модулятора, трансформатора и демодулятора.

Модулятор – это узел ПР, который осуществляет преобразование медленно изменяющегося сигнала u2 постоянного тока (u2 выделен на рис. 8.22) в сигнал uM переменного тока (не обязательно синусоидального), имеющего амплитуду, пропорциональную u2. Этот процесс называют амплитудноймодуляцией переменного тока (несущей) сигналом (u2).

Для выделения передаваемого в ПР сигнала u2 из модулированного переменного напряжения uMнеобходимо преобразовать это напряжение в напряжение постоянного тока. Эту операцию называют демодуляцией.

Демодулятор – узел ПР, который осуществляет демодуляцию сигнала переменного тока. В радиотехнике операция выделения моделирующего сигнала обычно называется детектированием и в соответствии с этим устройство, выполняющее эту операцию, называют детектором. Для автоматических систем демодулятор называют также фазовым дискриминатором.

Упрощенная электрическая схема потенциального разделителя с кольцевым модулятором и амплитудным детектором показана на рис. 9.22а.

t
u3
t
t
u2
u3 (выход)
CR
VD5
u2 (вход)
~U
uD
IVD 0 UVD
c
d
VD1 VD2   ab VD3 VD4
Т2
Т1
Рис 9.22. Электрическая схема потенциального разделителя (а), вольтамперная характеристика диодов (б) и временные диаграммы преобразования сигнала (б)
а)
Кольцевой модулятор
Амплитудный детектор
б)
в)
uD

Принцип работы кольцевого модулятора основан на свойстве диодов пропускать ток в одном направлении и не пропускать его в противоположном направлении. Диоды VD1, VD2, VD3, VD4 кольцевого модулятора включены в плечи моста. Применяются диоды с одинаковыми вольтамперными характеристиками (ВАХ). На рис. 9.22б ВАХ диода представлена в виде кусочно-линейной зависимости тока IVD от напряжения UVD (для номинального режима работы модулятора). Вправо от начала координат ВАХ откладывается прямое напряжение на диоде, влево - обратное.

Режим работы модулятора определяется переменным коммутирующим напряжением uк, которое приложено между точками a и b моста от вторичной обмотки трансформатора Т1. В полупериоде коммутирующего напряжения, в котором его плюс приложен к точке а, коммутирующие токи идут в направлениях:от точки a через диоды VD1, VD2 к точке b;от точки a через диод VD1 с точке с и далее через верхнюю секцию обмотки трансформатора Т2 (сверху вниз), источник входного сигнала u2 к среднему выводу обмотки трансформатора Т1;от среднего вывода обмотки трансформатора Т1 через источник сигнала u2, верхнюю секцию трансформатора Т2 (снизу вверх), диод VD2 к токе b.

По верхней секции обмотки трансформатора Т2 один коммутирующий ток, обозначим его i, протекает сверху вниз, другой i– снизу вверх. По нижней секции обмотки Т2 коммутирующие токи не протекают. При смене полярности напряжения uк, т.е. в полупериоде, в котором плюс uк приложен к точке b, коммутирующие токи i, i будут протекать по нижней секции обмотки трансформатора Т2. Результирующий ток iS =i-i равен нулю.

При u2=0 имеем только i=i . Следовательно, тока во входной обмотке трансформатора Т2 нет, напряжение uD на выходе модулятора и, соответственно, на входе амплитудного детектора равно нулю.

Если u2≠0, то потенциалы средних выводов обмоток трансформаторов Т1 и Т2 будут различаться. Следовательно, по одной секции обмотки Т2 в течение полупериода напряжения uк будет протекать ток, созданный источником сигнала u2. В следующем полупериоде ток будет протекать по другой секции и т.д. В результате на выходе модулятора формируется переменное напряжение uD , амплитуда которого пропорциональна величине напряжения u2. Амплитудная модуляция несущей uк сигналом u2 иллюстрируется левой и средней диаграммами на рис. 9.22в.

Демодулятор (в рассматриваемом случае амплитудный детектор) состоит из однополупериодного выпрямителя, выполненного на диоде VD5, и емкостного С-фильтра (см. рис. 8.25а). Получая на входе переменное напряжение uD, амплитуда которого изменяется в соответствии с сигналом u2, детектор выделяет огибающую этого напряжения (правая диаграмма на рис. 9.22в).

Амплитудный детектор имеет недостаток – он не реагирует на полярность напряжения u2. Этот недостаток может быть устранен, если в качестве демодулятора применить рассмотренный кольцевой модулятор, поменяв местами роли входа и выхода.

Глава 10

ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫЕ ТОРМОЗНЫЕ

УСТРОЙСТВА И МУФТЫ

Общие сведения

В составе кинематической цепи некоторых электроприводов предусматриваются электромеханические аппараты, с помощью которых осуществляется управление передачей механической энергии от двигателя до рабочего органа механизмаи в обратном направлении (см. п. 1.1.3, п. 1.2.1). К таким устройствам относятся дистанционно управляемые тормозы и муфты (см. п.1.4.1).

В электроприводах грузоподъемных механизмов, ворот шлюзов и др. применяются механические тормозные устройства для быстрой остановки и удержания в определенном положении рабочего органа механизма. Конструкции тормозов (колодочные, дисковые, ленточные) разнообразны. Наибольшее применение получили колодочные тормозы. Торможение вала колодочным тормозом создается за счет прижатия колодок к тормозному шкиву (барабану), закрепленному на валу. Прижатие колодок тормоза к шкиву создается пружиной. Отжимаются колодки от шкива с помощью электромагнита (см. п. 3.3.1), якорь которого перемещается под действием электромагнитной силы тяги, преодолевая силу противодействия со стороны пружины. Фактически в таком электромагнитном тормозе используется электромагнитный привод, рассмотренный в разделе 3 (см. п. 3.2.2, п. 3.3).

С помощью муфты передается вращающий момент от ведущего вала до ведомого вала. В качестве дистанционно управляемых муфт наибольшее применение получили электромагнитные фрикционные муфты дисковые и порошковые, а также асинхронныемуфты скольжения, аналогичные по принципу действия асинхронной электрической машине.

Продолжительная работа фрикционной муфты в режиме управления скоростью ведомого вала приводит к ее повышенному нагреву из-за трения фрикционных частей вследствие их проскальзывания (пробуксовки). Поэтому фрикционные муфты используют в кратковременных режимах включения и отключения. Они позволяют повысить быстродействие электропривода за счет снижения инерционности части кинематической цепи, управляемой муфтой.

Асинхронные муфты скольжения не имеют фрикционных частей и поэтому не нагреваются так, как фрикционные муфты. Асинхронные муфты используют при длительных режимах управления скоростью вращения ведомого вала. Ведущий вал вращается, как правило, с постоянной скоростью за счет того, что двигатель электропривода работает в режиме источника скорости (см. п. 1.2.2).

Наши рекомендации