Технический паспорт вагона
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«Т Е Х Н И Ч Е С К А Я Ш К О Л А»
ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ
МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ МЕТРОПОЛИТЕНА
Санкт – Петербург
Год
Введение
Подвижной состав метрополитена. К подвижному составу относятся моторные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, специальные вагоны (технического назначения) и моторно-рельсовый транспорт для перевозки хозяйственных грузов, приводимый в движение от собственного источника двигателя внутреннего сгорания.
Моторный вагон приводится в движение электродвигателями, которые получают электроэнергию через токоприемники от контактного рельса.
Рис. 1.1. Участок электротяговой сети метрополитена
Каждый вагон метрополитена состоит из механической и электрической части, а также пневматического оборудования.
К механической части вагона относятся кузов, рамы двух тележек, колесные пары, тяговый привод, рессорное подвешивание, тормозное оборудование и сцепные устройства. Колесные пары вагона приводятся во вращение тяговыми двигателями. Валы тяговых двигателей соединены с осями колесных пар карданными муфтами и зубчатыми передачами (редукторами). На вагонах метрополитена получил применение индивидуальный тяговый привод, при котором каждая колесная пара приводится во вращение своим тяговым двигателем.
Тяговыми двигателями и другими электрическими аппаратами, находящимися под напряжением контактной сети, управляют дистанционно из кабины машиниста. Система дистанционного управления применятся на всех вагонах метрополитена. В качестве источника питания системы управления используются аккумуляторные батареи, установленные на вагонах.
Головные вагоны имеют кабину машиниста, в которой находятся основные аппараты управления поездом и кран машиниста. Это позволяет управлять поездом из любого вагона и поэтому на конечных станциях не требуется выполнять никаких маневров и перестановок вагонов: машинист лишь должен перейти из головного вагона в хвостовой, который при движении поезда в обратном направлении становится головным. Пневматическое оборудование вагона создает запас сжатого воздуха, с помощью которого можно выполнять служебное и экстренное пневматическое торможение поезда, автоматическую работу раздвижных дверей, электрических аппаратов, звукового сигнала, стеклоочистителей и пр.
База вагона и тележки
Рис. 2.2. База вагона и тележки
Длина вагона (19210мм) - расстояние между ударными (буферными) плоскостями двух автосцепок вагонов
Примечания:
данное расстояние берется без учета длины серег, выступающих из головок автосцепок, т.к. серьги уходят внутрь противоположных головок при сцеплении вагонов.
База вагона (12600мм) - расстояние между центрами опор кузова вагона на ходовые части тележки. В центре тележки установлен предохранительный шкворень. Поэтому базой вагона считается расстояние между центрами двух предохранительных шкворней (или что одно и то же - расстояние между центрами башмаков токоприемников соседних тележек вагона).
Базой тележки (2100мм) называется расстояние между центрами осей колесных пар одной тележки. Увеличение базы тележки приводит к ее утяжелению, а уменьшение - к ухудшению ходовых качеств вагона и затруднению размещения на тележке рычажно - тормозной передачи (РТП).
Технический паспорт вагона
Каждый вагон должен иметь свой технический паспорт, содержащий все важнейшие данные и эксплуатационные характеристики вагона. В паспорт вносится:
- Наименование завода - изготовителя
- Дата постройки и начало эксплуатации
- Модель
- Даты, виды и место проведения всех ремонтов
- Технические данные
- Точный вес тары
- Данные о замене основных узлов и модернизации оборудования вагона, а также все конструктивные изменения
- Общий километраж пробега по нарастающей
Технический паспорт является совокупным документом, состоящим из отдельных паспортов на следующие узлы:
- Кузов вагона
- Тележки
- Колесные пары
- Тяговые двигатели
- Основные механические, пневматические и электрические приборы
Техпаспорт вагона хранится в техотделе депо приписки. Без техпаспорта, а также паспортов на его оборудование эксплуатация вагона запрещается.