Требования безопасности к конструкции и эксплуатации подъемно-транспортного оборудования
В производстве широко используется подъемно-транспортное оборудование, соответственно, существует большое количество видов и типов машин для его реализации В целом такие машины можно разделить ва две группы: транспортирующие и грузоподъемныхі.
Транспортирующие машины предназначены для перемещения массовых грузов непрерывным способом К ним относятся средства горизонтального транспортировки: ленточные и цепные конвейеры (транспортеры), винтовые ко онвееры (шнеки), пневматические транспортные устройства для перемещения, главным образом, пылевидных материалов На нефтеперерабатывающих и строительных предприятиях, кроме того, широко применяется трубопроводной й транспорт Горизонтальное перемещение материалов возможно также средствами периодически действующего транспорта с помощью подвесных дорог, рельсовым и безрельсовым транспортом (железнодорожными цистернами, вагоне ткамы, автомашинами, автокары т.д.) Однако по сравнению с непрерывно действующим транспортом эти способы перемещения грузов требуют значительного ручного обслуживания, являются более опасными и менее гигиеническимними.
грузоподъемных машин (согласно определению, принятому Госнадзорохрантруда) есть подъемные устройства циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве в целом м их можно разделить на подъемники и крани.
Подъемники поднимают груз по определенной траектории, заданной жесткими направляющими До подъемников относятся домкраты, лифты (грузовые и для подъема людей)
Краном, называется грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенного с помощью крюка или иным грузозахватным органом
Грузоподъемные краны и лифты относятся к оборудованию повышенной опасности, в связи с чем установлен особый государственный надзор за их эксплуатацией, осуществляемый органами Госнадзорохрантруда Установка государственного надзора не снимает ответственности с руководства и инженерно-технических работников производства за проведение со своей стороны оперативного контроля за работой подобного оборудов Ання Для этого руководство предприятия назначает инженерно-технических работников, осуществляющих надзор за безопасной эксплуатацией кранов и отвечают за содержание грузоподъемных машин в исправном состояниені.
К управлению и обслуживанию грузоподъемных машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные по соответствующей программе и аттестованные квалификационной комиссией, в которой принимают участие представители органов Госнадзорохрантруда Периодически (не реже одного раза в год) проверяются знания правил устройства и опасности эксплуатации грузоподъемных кранев.
Грузоподъемные машины изготавливаются на специализированных предприятиях, имеющих соответствующее разрешение органов Держнанаглядохоронпраци на выпуск такого оборудования Этим определяются условия, необходимые для качественного изготовления металлоконструкций и выполнения сварочных работ в соответствии с требованиями правил кранев.
При проектировании и изготовлении грузоподъемных машин предусматривается:
• ограждения приводных и передаточных механизмов;
• наличие устройств, предупреждающих случайное включение движущихся;
• соответствие электрооборудования требованиям ПУЭ, ПТЭ и ПТБ, наличие заземления автоматический разрыв цепи при прекращении подачи электроэнергии, что необходимо для предупреждения спонтанного включения машины при возобновлении подачи тока
• оборудование грузоподъемных механизмов приборами и устройствами безопасности
К приборов и устройств безопасности относятся концевые выключатели, исключающие электродвигатель при подходе крюка, грейфера или другого грузозахватного устройства, а также крановой стрелы к одному из крайних х положений Концевые выключатели также автоматически останавливают механизмы передвижения кранов и их грузовые тележки перед подходом к упорам, расположенных в концах рельсового пути На рис 41 показано конечный в имикач для грузовой тележки башенного кранрана.
При подходе крана до конца подкранового пути рычаг 2 надвигается на упор 1, электрическая цепь управления электродвигателем разрывается, и тележка останавливается
Ограничители грузоподъемности автоматически отключают механизм подъема груза, масса которого превышает пороговое значение более чем на 10%
У стрелочных кранах с переменной грузоподъемностью, зависящей от вылета стрелы, применяют ограничители грузового момента, которые учитывают не только вес поднимаемого груза, но и длину вылета у стрел.
Существует много типов ограничителей грузоподъемности, на рис 42 приведена схема одного из простейших При увеличении нагрузки сверх нормы трос, вытягивая и преодолевая определенным сопротивлением пружины 4, движет шток к 5, действует на рычаг выключателяа 9.
Показатели грузоподъемности применяются на стреловых кранах, грузоподъемность которых изменяется при различных вылетах стрелы
На рис 43 изображена показатель допустимой грузоподъемности, где стрелка-указатель 2 показывает, какой груз можно поднимать при этом вылете стрелы
Грузозахватные приспособления (крюки, электромагнитные шайбы, грейферы, подхваты и захваты, рис 44) особенно ответственными деталями крана и изготавливаются под форму перемещаемых грузов Период дичний контроль за состоянием их рабочих поверхностей (износ, отсутствие трещин и дефектов) обеспечивает безопасность при эксплуатации транспортных устройстваоїв.
Автоматические сигнализаторы опасного напряжения включают сигнал оповещения об опасном приближении стрелы самоходного крана до проводов, находящихся под напряжением линии электропередачи Принцип действия прибора основан на улавливании электромагнитной энергии, излучаемой линии электропередачи, с помощью портативного антенного устройства, установленного на оголовке стрелы Световая сигнальная л ампочка оборудуется в кабине крановщика, сирена или звонок - вне кабины для привлечения внимания такелажників.
Противоугонные устройства предназначаются для содержания крана, работающего на открытом воздухе, от спонтанного перемещения рельсовым путем под действием ветра, который по силе превосходит предельно допустимый уровень Основным элементом противоугонных устройств являются реечные захваты (рельсозатискни клещи), с помощью которых кран вручную или автоматически закрепляется на рельсх.
Применяются и другие устройства безопасности: блокировка люка и дверей кабины в мостовых кранах; ограничители поворота на башенных кранах; измерители крена на самоходных кранах; ограничители перекоса на мостовых к кранах тощ.
Из большого количества узлов и механизмов кранов очень важными с точки зрения безопасности есть тормоза и тяговые гибкие органы
Тормоза по назначению делятся на стопорные, которые применяются только для остановки механизма и удержание груза в поднятом состоянии, и спускные, используемых для регулирования скорости опусканий ния груза и постепенному замедлению действия механизма с последующей окончательной его остановкой К тормозам предъявляются следующие основные требования безопасности: достаточный тормозной момент для заданных условий работы; скорости ке замыкания и размыкания, высокая конструктивная прочность элементов тормоза, ограничение нагрева и износа поверхностей трения, удобство осмотра и регулирования, устойчивость регулирования, что обеспечивает надежность работы тормозного устройства Исправность тормозов проверяется ежесменно перед началом роботти.
Как гибкие тяговые органы применяют стальные канаты, а также пластинчатые цепи Пеньковые и хлопчатобумажные канаты используются только для изготовления стропов Каждый используемый канат должен ю ать сертификат завода-изготовителя канатов об его испытания Прочность каната определяется расчетом на растяжение, а долговечность обеспечивается соблюдением определенного отношения диаметра или бара бана блока, обгинаеться канатом, к диаметру канатата.
С целью уменьшения износа и повреждения канатов их покрывают защитной смазкой Степень износа канатов и необходимость его замены определяются по имеющимся обрывами проводов (согласно правилам)
Изготовление, установка, эксплуатация и осмотр грузовых и пассажирских лифтов определяются правилами. Дверь кабины в пассажирских лифтах устраиваются так, что пуск лифта возможен только п при закрытых дверях, а если они случайно откроются, то лифт останавливаетсяя.
Другими предохранительными устройствами лифтов является взаимосвязанные ловушки и ограничители скорости (противовеса), предотвращающие падение кабины в случае обрыва несущих канатов, а также останавливают ее при превысил энные скорости; упоры и буфера, предназначенные для поглощения кинетической энергии кабины движется вниз, или противовеса; конечные выключатель.
Характерной чертой подъемно-транспортных работ является то, что рабочая зона при выполнении этих работ составляет профессиональную опасность не только для обслуживающего персонала Характерным примером этого является рабочая со она грузоподъемных устройств и транспортного оборудования, поскольку выполнять работу с помощью этих машин можно только, находясь внутри границ их действия Опасность, на которую в этих условиях подвергаются работники, связана в целом с непреднамеренным контактом с частями оборудования, движущихся и возможным ударом от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза, а также высыпанием части ни груза или падением самого оборудования Это касается не только стационарного и передвижного оборудования, но и самоходного, в том числе того, что движется с большой скоростью При взаимодействии с остальное им до возможных опасных моментов можно включить наезд и удар при столкновении Поскольку перечисленные опасные ситуации связанные с внешней зоной действия оборудования и машин, то и опасная зона ста является подвижной, зависит от выполнения конкретной технологической операции Поэтому для обеспечения безопасности работ необходимо определить опасную зону и установить принципы ее возникновения для характерных случаев манипулированиялювання.
Основным принципом определения опасной зоны является досягаемость подвижных или выступающих частей машин в нормальном режиме работы и в случае их падения или разрушения, а также в случае пади иння при подъеме или перенос (перевозки) грузы.
На рис 45 приведен пример определения опасной зоны для грузоподъемного механизма
rс - вылет стрелы крана или крюка на стреле крана;
lr - наибольший размер
H - максимальная высота подъема груза.
Каждая изготовленная заводом-изготовителем грузоподъемная машина должна быть принята отделом технического контроля и обеспечена паспортом, инструкцией по монтажу и эксплуатации и другой технической документации нтациею, предусмотренной ГОСТ или ТУ До пуска в работу грузоподъемная машина подлежит регистрации в органах Госгортехнадзора, выдающих разрешение на ввод ее в эксплуатациию.
Все устанавливаемые грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу подлежат техническому осмотру Первичный осмотр проводится отделом технического контроля пред ства-изготовителя перед отправкой кранов потребителю Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодическому частичном осмотра через каждые 12 месяцев, а в полном - через 3 г оки Машины, редко используются (например, краны, обслуживающие производственные помещения только при ремонте), подлежат полному техническому освидетельствованию через 5 Рокиків.
При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подлежит осмотру, статическим и динамическим испытаниям, при частичном техническом осмотре - только учитывая
При осмотре устанавливается надежность каждого узла и элемента машины, степень износа канатов, цепей, крюков, зубчатых и червячных передач, тормозов, аппаратов управления и других устройств; працез способность приборов и устройств безопасности; крепления канатов, наличие и исправность заземления и электрических блоков, состояние ограждений, перил, лестниц и др. Состояние механизмов определяется их осмотром без разбоя ирання и испытаниям в роботі.
Статические испытания грузоподъемной машины имеет целью проверку ее прочности и прочности отдельных элементов, а у стреловых кранов также проверку грузовой устойчивости и выполняется нагрузкой на 25% превышает номинальную грузоподъемность (рис 466).
Крюк с грузом поднимают на высоту 200-300 мм и в таком положении удерживают в течение 10 мин Затем груз опускают и устанавливают отсутствие остаточных деформаций, что свидетельствует о нормальной работе м металлических конструкций крана При наличии остаточных деформаций кран к эксплуатации не допускается до выяснения причин деформации и возможности дальнейшей его роботти.
Испытания стреловых кранов проводят при максимальном и минимальном вылете стрелы в положении, отвечающем наименьшей устойчивости крана, при этом груз поднимается на высоту 100-200 мм Кран вв важаеться выдержавшим испытания, если в течение 10 мин поднятый груз не опустился на землю, а также не обнаружено трещин, деформации и иных поврежденийь.
Грузоподъемная машина выдержала статическое испытание, подвергается динамическому испытанию с целью проверки действия механизмов, тормозов, устройств безопасности При динамическом испытании груз должен перев превышать номинальный на 10% (в некоторых случаях допускается испытание грузом, масса которого равна грузоподъемности крана) Испытание заключается в повторном подъеме и опускании груза, а также в проверке действия всех механизмов при их отдельном руссі.
Разрешение на дальнейшую эксплуатацию машины дается после получения положительных результатов осмотра и обоих испытаний
При эксплуатации грузоподъемных машин запрещается: поднимать грузы, масса которых превышает допустимую грузоподъемность; поднимать одновременно груз и людей; поднимать грузы, Находящиеся в зыбучие кому положении; отрывать грузы примерзшие, завалены грунтом, заложенные другими грузами; оттягивать грузы при косом натяжении подъемных канатов; оттягивать грузы при подъеме; выводить из строя га льма и устройства опасностей.
При длительных остановках крана должно быть отключено его электропитания При окончании работы крановщик обязан запирать двери кабины