Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч логопеду, заканчивает его.
Логопед: Ребенок:
Памят памятник.
Будиль будильник.
Маят маятник.
Полов половник.
Купаль купальник.
Шипов шиповник.
Ворот НИК воротник.
Кофей кофейник
Соус соусник.
Напиль напильник
Коров коровник
Телят телятник
Курят курятник.
Озор озорник.
Парус парусник
Багаж багажник
Бумаж бумажник
Ошей ошейник
Науш наушник
Паяль паяльник
Рассоль рассольник.
(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель:
- Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование:мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
а) с суффиксом -ЧИК-. б) с суффиксом –ЕНЬК-.
Логопед: Ребенок:Логопед: Ребенок:
Вагон вагончик белый беленький
Диван- диванчик синий синенький
Лимон лимончик милый миленький
Пион пиончик малый маленький
Батон батончик голый голенький
Банан бананчик целый целенький
Огурец огурчик рыжий рыженький
Пенал пенальчик серый серенький
в) с разными суффиксами.
Корабль кораблик.
Журавль журавлик.
Каблук каблучок.
Пиджак пиджачок.
Пастух пастушок.
Башмак башмачок.
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить
на два занятия).
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель:
- Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.
- Учить подбирать рифмующиеся слова.
- Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.
Логопед: Ребенок:
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног-
Вот и весь я … Осьминог.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Это доктор … Айболит.
Что за сетка во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в … Волейбол.
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, …. Карандаш.
Любим пить по воскресеньям
Чай с малиновым …. Вареньем.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский … Вертолет.
Если бы он причесался хоть раз,
Не называли б его … Дикобраз.
Упражнение «ПОСЧИТАЙ И НАЗОВИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа.
Оборудование:картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку картинки с изображением пяти одинаковых предметов. Затем логопед называет один предмет. Ребенок находит на карточке изображение предмета и называет словосочетание имени существительного с именем числительным.
Логопед: Ребенок:
Огурец пять огурцов.
Персик пять персиков.
Медвежонок пять медвежат.
Кирпич пять кирпичей.
Кисточка пять кисточек.
Воробей пять воробьев.
Таблетка пять таблеток.
Корабль пять кораблей.
Дерево пять деревьев.
Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать предложения и ответить на вопросы.
Логопед: Ребенок:
Оттепель сменилась морозами.
Что было раньше? Оттепель.
Артемон бежал за Мальвиной.
Кто был сзади? Артемон.
Лук посадили раньше, чем баклажан.
Что посадили позже? Баклажан.
Что бывает раньше листопад или снегопад? Листопад.
Автобус ехал перед самосвалом.
Какая машина впереди? Автобус.
Какая сзади? Самосвал.
Мандарин меньше апельсина.
Что больше? Апельсин.
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при образовании имен прилагательных от существительных при помощи различных суффиксов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Запах сосны сосновый запах.
Компот из лимона лимонный компот.
Листочек ольхи ольховый листочек.
Поясок из байки байковый поясок.
Передник из шелка шелковый передник.
Купальник из ситца ситцевый купальник.
Пиджачок из замши замшевый пиджачок.
Бубенчик из железа железный бубенчик.
Кораблик из бумаги бумажный кораблик.
Заборчик из чугуна чугунный заборчик.
Напиток из вишни вишневый напиток
Памятник из камня каменный памятник.
Дом из панелей панельный дом.
Забор из бетона бетонный забор.
Салат из овощей овощной салат.
Сироп из сахара сахарный сироп.
Пол из кафеля кафельный пол.
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при подборе антонимов к разным частям речи.
2. Расширять и активизировать словарный запас.