Схемы, применяемые на высшем и среднем напряжениях
На высшем и среднем напряжениях применяются схемы с одиночной и двойной системами сборных шин (см. рис. 4.2 и 4.10). Обе эти схемы применяются в сочетании с обходной системой сборных шин, позволяющей производить поочередный ремонт выключателей без отключения присоединений путем замены ремонтируемого выключателя обходным выключателем (ОВ).
Вывод в ремонт выключателя присоединения производится в следующей последовательности:
· включаются оба разъединителя ОВ;
· включается ОВ и тем самым подается напряжение на обходную систему шин. Наличие напряжения на обходной системе шин свидетельствует о исправности ОВ;
· отключают ОВ;
· включают шинный разъединитель обходной системы шин ремонтируемого присоединения;
· включают ОВ;
· отключают выключатель ремонтируемого присоединения;
· отключают шинный и выходной разъединители ремонтируемого присоединения.
Теперь присоединение, выключатель которого выведен в ремонт, будет подключено к рабочей секции через ОВ. По окончании ремонта в обратной последовательности восстанавливается исходная схема питания.
Аналогичные операции необходимо произвести при выводе в ремонт выключателя присоединения и в схеме с двойной системой сборных шин с обходной системой шин.
Следует заметить, что идея использования обходной системы шин и ОВ в РУ генераторного напряжения применения не нашла.
В приведенных схемах каждое из присоединений подключается к сборным шинам через один выключатель.
На практике используют схему, в которой присоединение подключается к сборным шинам через развилку из двух выключателей (рис. 4.11). Наличие двух выключателей позволяет производить поочередный их ремонт без отключения присоединения (для этого необходимо отключить только ремонтируемый выключатель и его разъединители). Данная схема является самой дорогостоящей, так как требует двойного комплекта оборудования (выключателей).
Капитальные вложения в схему с двумя выключателями на присоединение можно уменьшить, сохранив все ее основные преимущества, если через три выключателя к двум сборным шинам подключить два присоединения (схема 3/2, или полуторная, см. рис. 4.3, в).
В данной схеме отключение присоединения производится двумя выключателями, что дает возможность производить их поочередный ремонт. Однако в случае аварийного отключения одного из присоединений смежное присоединение оказывается подключенным только к одной системе сборных шин через один выключатель. Попарное подключение к трем выключателям источников энергии и линий электропередачи позволяет продолжать электроснабжение потребителей даже в случае отключения обеих систем сборных шин.
Аналогичными свойствами обладает и схема с двойной системой сборных шин с четырьмя выключателями на три присоединения (схема 4/3, см. рис. 4.3, г).
В РУ ВН также используются схемы, получившие название многоугольников (см. рис. 4,3,г). В этих схемах, как и в схемах на рис. 4.11, каждое присоединение подключается к узлу через два выключателя, что дает возможность производить их поочередный ремонт без отключения присоединения. В схемах многоугольников число выключателей равно числу присоединений, поэтому такие схемы значительно дешевле. На практике схемы с числом углов более шести не применяются. Это обусловлено тем, что с ростом числа углов увеличивается время, в течение которого один из выключателей находится в ремонте. Во время ремонта одного из выключателей схема многоугольника превращается в одиночную многократно секционированную систему сборных шин. Такая схема при КЗ на любом из присоединений распадается на две несинхронно работающие части, что может привести к нарушению транзита энергии.
Третьей группе схем присущи характерные качества кольцевых схем. В схеме генератор—трансформатор—линия с уравнительно-обходным многоугольником наличие последнего обеспечивает связь блоков и позволяет получить необходимое по режиму работы экономичное распределение перетоков мощности. Поврежденный блок отключается от уравнительного многоугольника с размыканием последнего. При этом сохраняется электрическая часть между остальными блоками. Повреждение на линии отключается выключателем соответствующего блока или двумя выключателями уравнительного многоугольника. При необходимости любой выключатель РУ может быть выведен в ремонт без отключения соответствующего присоединения.
Четвертая группа схем характеризуется меньшим количеством выключателей по сравнению с числом присоединений при обеспечении достаточно надежного функционирования электроустановки. Число присоединений для этих схем сравнительно невелико (в пределах 4—6). Чаще всего схемы этой группы применяются на ПС и для РУ ТЭЦ.