Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:

Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:

Логопед: Ребенок:

Кто мелет муку? Мельник.

Кто кладет печи? Печник.

Кто ухаживает за лесом? Лесник.

Кто много шутит? Шутник.

Кто продает и рубит мясо? Мясник.

Как называется спортсмен,

который катается на лыжах? Лыжник.

Кто пасет коней и коров? Пастух.

Кто кует цепь? Кузнец.

Кто много ленится? Лентяй.

Кто много болтает? Болтун.

Кто лечит больных? Доктор.*

Кто управляет самолетом? Летчик.*

( Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Существительные с суффиксом –НИК-используются на первомзанятии).

Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА».

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку сюжетные картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы.

Логопед: Ребенок:

На чем катаются дети зимой? На санках, на коньках.
На чем люди передвигаются по воде? На лодках, на яхтах.
На чем лежит снег зимой? На ветках, на кустах, на елках, на окнах, на холмах, на соснах, на шапках,* на лавках.

Упражнение «ПРЯТКИ».

Цель:

Учит четко произносить слова 6-го типа слоговой структуры при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа с предлогом «ЗА».

Оборудование: сюжетная картинка.

Ход игрового упражнения.

Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает посмотреть и сказать, кто куда спрятался.

Ребенок:

Зайчик за окном.

Медведь за кустом.

Индюк за углом.

Павлин за елкой.

Барбос* за будкой.

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении антонимов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.

а) подбор антонимов к именам прилагательным.

Логопед: Ребенок:

Толстый – тонкий

Высокий - низкий

Здоровый – больной

Глупый – умный

Светлый – темный

Холодный – теплый

Слабый – сильный

Богатый – бедный

Пустой – полный

Жидкий – густой

Глубокий – мелкий

Сладкий – кислый

б) подбор антонимов к глаголам.

Уронить – поднять

Бросить – поднять

Проснуться – уснуть

Отдохнуть – устать

Опоздать – успеть

Сохнуть – мокнуть

Зажигать - гаснуть

( Лексический материал данного упражнения необходимо разделить на 2 занятия.)

Упражнение «УЗНАЙ СЛОВО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: предметные картинки: хоккей, футбол, индюк, компас, магнит, павлин, дельфин, костюм, балкон, каблук, медведь, пастух.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком 5-6 картинок и говорит: « Я буду произносить часть слова. Догадайся, какое это слово, выбери подходящую картинку и назови предмет, который я загадала».

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:  
Хок – хоккей – фин дельфин
Фут – футбол – тюм костюм
Ин – индюк - кон балкон
Ком – компас – лук каблук
Маг – магнит – ведь медведь
Пав – павлин – тух пастух

Упражнение «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа в словосочетаниях.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Формировать слуховое внимание и память.

Оборудование: предметные картинки: ельник, костюм, дельфин, бублик, медведь, компот, каблук, тюльпан, альбом, бульон.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, одновременно проговаривая словосочетания: дальний ельник, модный костюм, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь.

Затем предлагает ребенку послушать прилагательные, вспомнить предметы, к которым они относились, подобрать соответствующие картинки и назвать словосочетания.

Логопед: Ребенок:

Дальний дальний ельник

Сильный сильный медведь

Умный умный дельфин

Мягкий мягкий бублик

Модный модный костюм

(Аналогично проводится работа со словосочетаниями: теплый компот, тонкий каблук, мелкий дождик, пустой карман,* низкий тюльпан, Костин альбом, мясной бульон.)

Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель:

1. Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.

2. Учить понимать семантическое значение приставочных глаголов и правильно употреблять их.

3. Активизировать глагольный словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, подходящим по смыслу.

Логопед: Ребенок:

Пальто с пола нужно (поднять, отнять, занять) поднять

Мальчик стул из комнаты (занес, поднес, отнес) отнес

Антон маме букет (выдал, отдал, сдал) отдал

Павлик руки от грязи (умыл, замыл, отмыл) отмыл

Осенью у птиц начинается (вылет, отлет, прилет) отлет

Папа летом всю семью на дачу (подвез, отвез, завез) отвез

Вратарь из ворот мяч (забил, отбил, побил) отбил

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

Наши рекомендации