Особенности проектирования изоляции оборудования ультравысокого напряжения
В реальном промышленном масштабе в настоящее время в России используются линии электропередачи переменного тока с номинальным напряжением 750 кВ и оборудование для них. Ещё в СССР были впервые в мире решены научные вопросы создания конструкций и линий электропередачи и оборудования для них как для номинального напряжения 1150 кВ переменного тока, так и 1500 кВ постоянного тока. Более того, опытный участок линии электропередачи напряжением 1150 кВ и образцы промышленного оборудования для него были изготовлены, испытаны и введены в опытную эксплуатацию. Образцы подтвердили свои необходимые технические характеристики. На этом в России работы по промышленному освоению этих классов напряжения приостановились. Причины остановки — организационно-экономические, но не научно-технические.
Представляется, что для условий России с её территориальным размещением источников энергоресурсов и мест их потребления промышленное освоение классов напряжения 1150 и 1500 кВ крайне целесообразно по мере укрепления и развития экономики страны.
Есть ли перспектива появления потребности освоения более высоких классов напряжения, в частности, ультравысокого напряжения 1800 кВ переменного тока? Существуют ли технические возможности создания конструкций линий электропередачи и оборудования на этот класс напряжения и каковы особенности проектирования изоляции для ЛЭП такого класса напряжения? Какие же могут быть ответы на все эти вопросы?
Возникновение самого вопроса о возможности технической реализации оборудования ультравысокого напряжения определяется прежде всего насыщающимся характером зависимости электрической прочности воздушной изоляции от межэлектродного расстояния при больших длинах промежутка (кривые / на рис. 15.3 и 15.4). Даже для небольшого увеличения разрядного напряжения необходимо резкое увеличение межэлектродного расстояния. Гирлянды подвесных изоляторов, опоры ЛЭП и оборудование становятся и технически почти нереализуемыми и экономически нерентабельными.
Единственный путь решения проблемы при переходе на новый более высокий класс напряжения — это переход к новому сверхнизкому уровню изоляции, т.е. к сверхглубокому уровню ограничения воздействующих на изоляцию перенапряжений. Если для напряжения 1150 кВ уровень огра-
ничения коммутационных перенапряжений (отношение допускаемого их уровня к максимальному значению фазного рабочего напряжения) был приемлем 1,8, то для напряжения 1800 кВ этот уровень должен быть не выше 1,5. Но тогда резко возрастают требования к ограничивающим перенапряжения аппаратам. При очень близких уровнях рабочего напряжения и перенапряжения аппарат должен практически не пропускать через себя ток при первом и пропускать больший ток при втором и не перегреваться при большом уровне рассеиваемой энергии перенапряжений. Для этого должны быть существенно повышены нелинейность, стабильность и термостойкость материала ограничителей перенапряжений.
Не меньшие проблемы возникают и при проектировании внутренней изоляции оборудования. Габариты и масса трансформаторного оборудования, силовых реакторов уже при напряжении 1150 кВ с трудом вписываются в возможности существующей инфраструктуры транспортных сетей. Использование в оборудовании 1800 кВ тех же значений рабочей напряжённости поля, что и в оборудовании 1150 кВ, приведёт к невозможности вписаться в транспортные сети ни по массе оборудования, ни по его габаритам. Тогда оборудование должно доставляться с заводов-изготовителей на место эксплуатации по частям, а на месте эксплуатации должны быть созданы условия, как и на заводе-изготовителе для сборки и испытаний оборудования. Принципиально такой вариант поставок оборудования возможен, но очень дорог и совершенно пока не отработан по обеспечению достаточной надёжности оборудования.
Другой вариант — дальнейшее повышение рабочих напряжёнпостей в изоляции оборудования с учётом сверхглубокого ограничения перенапряжений. Это потребует серьёзных исследований поведения изоляции при повышенных уровнях напряжённости поля в ней, резкого улучшения технологии её изготовления, применения новых материалов. Сближение уровней напряжённости поля при рабочем напряжении и при перенапряжениях приводит к тому, что выбор изоляции определяется уже исключительно допустимым значением рабочей напряжённости электрического поля. Эта ситуация называется переходом к проектированию оборудования по естественному уровню его изоляции.
Контрольные вопросы
1. Какие вопросы рассматриваются в курсе ТВН?
2. Опишите конструкции испытательного оборудования.
3. Объясните механизм нарушения электрической изоляции.
4. Что такое внутренняя и внешняя изоляции?
5. Какие существуют характеристики отдельных видов изоляции?
6. Объясните природу перенапряжений.
7. Назовите виды испытания изоляции.
Литература для самостоятельного изучения:
15.1.Базуткин В.В., Ларионов В.П,, Пинталь Ю.С.Техника высоких напряжений, М.:
Энергоатомиздат, 1986.
15.2.Электрическиеаппараты высокого напряжения / Г.Н. Александров и др. С.-Петербург:
Изд-во СПбГТУ, 2000.
15.3.Кучинский Г.С., Кизеветтер В.Е., Пинталь Ю.С.Изоляция установок высокого
напряжения. М.: Энергоатомиздат, 1987.
15.4.Александров Г.Н., Иванов В.Л.Изоляция электрических аппаратов высокого
напряжения. Л.: Энергоатомиздат, 1984.
Глава шестнадцатая
СВЕРХПРОВОДИМОСТЬ
Содержание лекции: | |
16.1. | Общие сведения |
16.2. | Основные виды сверхпроводникового (СП) оборудования |
Введение | |
16.2.1.Кабельные линии электропередачи | |
16.2.2.Трансформаторы | |
16.2.3.Ограничители токов КЗ | |
16.2.4.Индуктивные и кинетические накопители энергии | |
16.2.5.Электрические машины | |
16.3. | Ситуация с освоением СП-техники в электроэнергетике России |
Контрольные вопросы | |
Литература для самостоятельного изучения |
Общие сведения
Сверхпроводимость — явление, заключающееся в том, что у определенных химических элементов, соединений, сплавов при их охлаждении ниже определенной температуры наблюдается переход из нормального в так называемое сверхпроводящее состояние, в котором их электрическое сопротивление постоянному току полностью отсутствует. При этом переходе структурные свойства этих сверхпроводников остаются практически неизменными. Электрические и магнитные свойства в сверхпроводящем состоянии резко отличаются от этих свойств в нормальном режиме.
Явление сверхпроводимости было открыто Г. Камерлинг-Оннссом в 1911 г. при исследовании ртути. Он обнаружил, что при охлаждение ртутной проволоки ниже 4 К (—270 °С) ее сопротивление скачком обращается в нуль. Нормальное же состояние восстанавливается при пропускании через проволоку достаточно сильного тока или при помещении в достаточно сильное магнитное поле.
В 1933 г. Ф.В. Мейснером было обнаружено другое важное свойство сверхпроводников — внешнее магнитное поле, меньшее некоторого критического значения, не проникает в глубь проводника, имеющего форму бесконечно сплошного цилиндра, ось которого направлена вдоль поля, и отлично от нуля лишь в тонком поверхностном слое.
В разработку теории сверхпроводимости большой вклад внесли отечественные ученые Л.Д. Ландау, В.Л. Гинзбург, А.А. Абрикосов, Л.П. Горьков.
Различают низкотемпературную и высокотемпературную сверхпроводимости.
Низкотемпературная сверхпроводимость достигается при охлаждении определенных материалов жидким гелием при уровне температур 4 К (точнее 4,2 по Кельвину, эта температура кипения жидкого гелия при нормальном давлении). Высокотемпературная сверхпроводимость достигается при охлаждении определенных материалов жидким азотом при температуре 77 К (точнее 77,3 по Кельвину или -195,7 °С).
Сильноточная прикладная низкотемпературная сверхпроводимость (НТСП) имеет более чем сорокалетнюю историю. Основные технические НТСП-материалы, разработанные в конце 70-х и начале 80-х годов и используемые в настоящее время, представлены двумя подгруппами:
неупорядоченными деформируемыми сплавами ниобий-титан (Nb-Tc) с критической температурой Тк = 9,6 К и критическим магнитным полем с
индукцией Вк = 12 Тл, они имеют плотность критического тока 3 • 105 А/м2 при рабочей температуре 4,2 К в магнитном поле с индукцией В = 5 Тл;
интерметаллическими соединениями Nb3Sn с критической температурой Тк = 18,3 К, критическим магнитным полем с индукцией 24 Тл, характеризуются более высокой плотностью критического тока 10° А/м2 при рабочей температуре 4,2 К в магнитном поле с индукцией 10 Тл.
На базе этих материалов были изготовлены опытные образцы различных электротехнических устройств: электрических турбогенераторов, накопителей электрической энергии, кабелей, трансформаторов и др., испытаниями которых были подтверждены их ожидаемые свойства. Вместе с тем, высокая стоимость криогенной системы, требующейся для получения температуры 4,2 К жидкого гелия, стоимость эксплуатационных расходов и недостаточная надежность не позволили этим устройствам получить практическое применение в сильноточной электротехнике.
В других областях, например в медицине (в томографах), НТСП-техно-логии получили достаточно широкое и практическое коммерчески выгодное применение.
Большие надежды на практическое применение сверхпроводимости в электроэнергетике связаны с открытием в 1986 г. высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП). Жидкий азот, применяемый для охлаждения ВТСП-материалов, существенно более дешевый хладагент, чем гелий, его производство освоено в промышленных масштабах.
ВТСП-материалы подразделяются на материалы первого и второго поколений.
Материалы первого поколения созданы на базе сверхпрпроводников семейства висмутовых купратов (Bi-2223) со структурой слоистого перов-скита с критическими параметрами Гк = 110 К, Вк > 100 Тл. Плотность
критического тока при 77 К немного превышает 108 А/м2, рабочие токи единичных проводников (4—5 мм шириной, 0,2—0,3 мм толщиной) составляет 40—150 А.
На базе этих проводников уже созданы опытные образцы разнообразных устройств: кабелей, ограничителей токов короткого замыкания (КЗ), трансформаторов, синхронных компенсаторов, электродвигателей.
Есть, однако, два обстоятельства, заметно ограничивающих использование ВТСП-материалов первого поколения. Очевидно, что в ближайшем будущем предпочтительной рабочей температурой будет являться 77,3 К. Висмутовые провода (Bi-2223) в этих условиях могут работать в магнитных полях, перпендикулярных плоскости ленты и не превышающих 0,3 Тл. При этом плотность тока составляет лишь 2—4 • 10^ А/м2, что обеспечит практическое использование ВТСП-материалов первого поколения для электрических кабелей, и, возможно, ограничителей токов КЗ, где амплитуда индукции магнитного поля, как правило, не выше 0,2—0,3 Тл.
Второе обстоятельство касается проблем цена/качество ВТСП-прово-дов первого поколения. Для широкомасштабного использования в электроэнергетике сверхпроводникового оборудования даже с учетом вышеизложенного ограничения по значению магнитной индукции, стоимость ВТСП-провода должна быть соизмерима со стоимостью меди.
В настоящее же время стоимость ВТСП-проводов первого в 6—8 раз выше стоимости медных и по оценкам фирм-производителей не опустится выше 3—4 раз.
Все надежды на широкомасштабное промышленное использование в электроэнергетике сверхпроводниковых технологий и оборудования связывают с так называемыми ВТСП-материалами второго поколения, производство которых осваивается в США, Японии, странах ЕС, Южной Корее, КНР и др.
Основу ВТСП-материалов второго поколения составляют иттриевая керамика (пленка с покрытием). На гибкой подложке никелевого сплава формируется специальный буферный слой с кристаллической структурой. На этот слой осаживается сверхпроводник, который затем покрывается стабилизирующим металлом. Получается гибкая тонкая монокристаллическая сверхпроводящая пленка на несущей ленте, обладающая весьма высокой токонесущей способностью и большой плотностью тока.
В настоящее время фирмы предлагают эти материалы по стоимости в 7—8 раз выше стоимости медных проводов. Однако по прогнозам фирм-производителей ВТСП-материалов второго поколения к 2010—2015 гг. их стоимость может оказаться соизмеримой со стоимостью медного провода. Если эти прогнозы оправдаются, то сверхпроводимость в электроэнергетике найдет широкое применение.
Есть большая доля уверенности, что эти прогнозы оправдаются.