Грузовая тележка 18-102
Это трехосная тележка была разработана для 6и осных вагонов и сейчас применяется на путях для промышленного транспорта.
Состоит из четырех боковых рам, двух над рессорных балок, одной шкворневой балки Н-образной формы, опирающейся на над рессорные балки. Боковые рамы на центральную колесную пару опираются через балансиры установленные на буксе.
Каждый из четырех комплектов рессорного подвешивания состоит из четырех двухрядных пружин и одного пружинно- фрикционного гасителя колебаний. Центральная колесная пара с двойным нажатием тормозных колодок, а крайние с односторонним.
Грузовая тележка 18-101
Эта четырехосная тележка подкатывается под большегрузные восьмиосные полувагоны, цистерны и транспортеры. Состоит из двух тележек 18-100, связанных между собой соединительной балкой (штампосварной для цистерн и литой для полувагонов).
Эта балка сама опирается на подпятники двух тележек, а на ней самой в центре имеется подпятник для опоры вагона.
Пассажирские тележки
Модель 68-875
Выполнена на базе тележки КВЗ-ЦНИИ, которая до 1985 года выпускалась двух типов КВЗ–ЦНИИ –1( до 60 т) и КВЗ-ЦНИИ-2(до
70 т). Внешне отличительной особенность являются наличие гидравлических гасителей колебаний и двойное рессорное подвешивание, работающее последовательно.
Рама тележки сварная Н-образной формы и её связь с буксами осуществляется через шпинтонные болты. Центральное подвешивание люлечное. В каждой люльке располагаются по две трехрядные пружины. Поводки диаметрально расположенные удерживают над рессорную балку от перекосов.
Гашение колебаний вагона осуществляется гидравлическими гасителями колебаний, фрикционными клиньями вокруг шпинтонных болтов и пружинами.
Шпинтонный болт крепится к раме тележки и опирается на наружные пружины 1 , которые в свою очередь через резиновые кольца 2 опираются на кронштейны, создавая колебания. Внутренние пружины через конические кольца 5 и 6 передают усилия на фрикционные клинья 3, которые при работе обжимают шпинтонную втулку 4, создавая гашение колебаний.
Модель 68 –876
Эта тележка аналогична предыдущей и отличается тем, что она подкатывается под котловую сторону вагона (более жесткое рессорное подвешивание) и оборудована приводом к генератору от торца оси. Вращение от торца оси через ведущий шкив, через клиновые ремни (4 или 5 штук) передается на ведомый шкив связанный через кардан с валом генератора.
Модели 68 –4065
68 – 4066
Эти тележки аналогичны предыдущим и подкатываются под вагоны с системой кондиционирования. Отличаются приводом подвагонного генератора повышенной мощности от средней части оси колесной пары.
Разберем подробнее узлы тележки: колесные пары, буксовые узлы, рессорное подвешивание.
Гасители колебаний
Применяются для уменьшения амплитуды колебаний вагона и для ухода от явления резонанса (резкое увеличение амплитуды колебаний кузова вагона из за совпадения частот его собственных колебаний с частотой вынужденных колебаний от железнодорожного пути). Представим классификацию гасителей колебаний в виде граф дерева.
У фрикционных гасителей колебаний сопротивление создается за счет сил трения скольжения, а у гасителей колебаний второго типа за счет сил вязкого сопротивления в результате перетекания жидкости через калиброванные отверстия малого диаметра.
Лекция № 3
Понятия о габаритах
Для обеспечения безопасности движения поезда, чтобы он не задевал стационарные сооружения и движущиеся по соседнему пути поезда ввели понятия:
Габарит приближения –это предельное поперечное (^ оси пути)
строенийочертание, внутрь которого не должны
заходить никакие части сооружений и
устройств. Исключение могут составлять
лишь устройства, предназначенные для
непосредственного взаимодействия с
подвижным составом.
Габарит подвижного- это предельное поперечное (^ оси пути)
Состава очертание, в котором, не выходя наружу,
должен помещаться как груженный, так
и порожний подвижной состав, установ-
ленный на прямом горизонтальном пути
Таким образом, получим два замкнутых контура, при чем второй должен помещаться в первом с гарантированным зазором.
Схематически покажем из каких параметров формируется габарит подвижного состава.
В суммарную погрешность не вошли выносы частей вагона в кривых, так как для их учета габарит приближения строений на кривых участках искусственно увеличили.
Стандартом (ГОСТ 9238-83) установлены восемь габаритов подвижного состава
Т , Тц , Тпр , 1-Т 0-ВМ, 1-ВМ, 02-ВМ, 03-ВМ.
Самый большой это Т (ширина3750 мм), а самый маленький
03-ВМ (3150 мм).