Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку отгадать загадки

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.

Логопед: Ребенок:

Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нем. Будка.

Плещет теплая волна

В берега из чугуна:

Угадайте, вспомните,

Что за море в комнате. Ванна.

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Полила за грядкой грядку. Лейка.

Черные птички

На каждой страничке.

Молчат, ожидают

Кто их прочитает. Буквы.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДВУХСЛОЖНЫХ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

У дома ольха.

Мальвы увяли.

На Илье кепка.

Дайте Илье кегли.

На Татке новые тапки.

На окне капли воды.

Инга и Илья, пойте.

Коля, не кидай камни.

На майке моя метка.

Ольга и Инга едят вафли.

У Юльки на тумбе нитки.

Пух тополя на ольхе и мальве.

У Коли коньки. Он давно на катке.

Ольга больна. Мама дает ей капли.

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ

( 6-ой тип слоговой структуры).

Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».

  Логопед: Ребенок:   Логопед: Ребенок:  
Бант – бантик Лист – листик
Бинт – бинтик Зонт – зонтик
Фант – фантик Мост – мостик
Куст - кустик Болт – болтик
Дождь – дождик* Холм – холмик
Шарф – шарфик*  

Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».

Цель:

1. Учит четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование:предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

Логопед: Ребенок:

а) с окончанием «ОЙ».

Двор метут (чем?) Метлой.

Моются (чем?) Губкой.

Шьют (чем?) Иглой, ниткой.

Угощают (чем?) Булкой, халвой.

Едят (чем?) Вилкой, ложкой.

б) с окончанием «ОМ».

Хлеб намазывают (чем?) Маслом.

Рану бинтуют (чем?) Бинтом.

Упражнение «ЧЕГО НЕТ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование:предметные картинки: винты, болты, банты, кусты, листы, зонты, волки, катки, куски, комки, узлы, козлы, дятлы, мосты.

Ход игрового упражнения.

Логопед, показывая ребенку картинку, называет предмет, изображенный на ней. Затем убирает картинку и просит ответить на вопрос:

«Чего (кого) нет?»

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Винты – винтов Зонты – зонтов Узлы – узлов
Фильмы – фильмов Волки – волков Углы – углов
Банты – бантов Катки – катков Козлы – козлов
Бинты – бинтов Куски – кусков Дятлы – дятлов
Кусты – кустов Листы – листов Мосты – мостов

Упражнение «ОДИН – ПЯТЬ».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед говорит ребенку: « Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».

а) с нулевым окончанием.

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Одна комната – пять комнат Одна яблоня – пять яблонь
Одна конфета – пять конфет Одна котлета – пять котлет
Одни колготы – пять колгот Одно яблоко – пять яблок

б) с окончанием «ЕЙ»

Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:

Один огонь – пять огней Один бивень – пять бивней
Один уголь – пять углей Один парень – пять парней*
Один камень – пять камней Один корень – пять корней*
Один ливень – пять ливней  

Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игрового упражнения.

Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.

а) с суффиксом «Н» и окончанием «ЫЙ»

Логопед: Ребенок:

Котел из меди – медный котел

Бульон из рыбы – рыбный бульон*

Костюм из ваты – ватный костюм

Пузырь из мыла – мыльный пузырь*

Палас в пыли – пыльный палас

Лоб в поту – потный лоб

Поток из воды – водный поток

Запах дыма – дымный запах

б) с суффиксом «Н» и окончанием «ИЙ»

День летом – летний день

День зимой – зимний день

Упражнение «КТО ЭТО?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.

2. Упражнять в словообразовании.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

Наши рекомендации