Неисправности колесных пар вагонов
Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах вагоны после сходов, с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колесной пары, а также при следующих износах и повреждениях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
1) при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч -
прокат по кругу катания более 5 мм у пассажирских вагонов;
толщина гребня более 33 мм и менее 28 мм при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня:
2) при скоростях движения до 120 км/ч - прокат по кругу катания у пассажирских вагонов » поездах дальнего следования бодро 7 мм; у пассажирских вагонов и поездах местного и пригородного сообщения более 8 мм; у вагонов рефрижераторного парка и грузовых вагонов более 9 мм;
- толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм - при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня.
У колесных пар с приводом редуктора от торца шейки оси в вагонах, обращающихся со скоростью свыше 120 км/ч, равномерный прокат допускается не более 4 мм.
В пунктах формирования и оборота пассажирских поездов, а также на ПТО промежуточных станций колесные, пары с неравномерным прокатом более 2 мм, а колесные пары с редуктором от торца шейки оси и шкивами ТРКП, 32 ТК-2 более 1,0 мм должны быть выкачены для обточки и полного освидетельствования. Для подтверждения наличия неравномерного проката вагоны следует перекатить и произвести дополнительные замеры.
При обнаружении на ПТО в грузовых вагонах колесных пар с неравномерным прокатом свыше 3 мм вагон также отцепляют для смены колесных пар.
Неравномерный прокат проверяют путем измерения его в сечении с максимальным идиосом и с каленой стороны от этого сечения ил расстоянии до 500 мм;
3) вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном:
4) ползун (выбоина) более 1 мм на поверхности катания колес.
При обнаружении в пути следования вагона ползуна (выбоины) глуби-
ной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон без
отцепки от поезда до ближайшего ПТО, имеющего средства для смены колесных пар: пассажирский со скоростью не выше 100 км/ч, грузовой - не выше 70 км/ч.
При глубине ползуна от 2 до 6 мм разрешается следование поезда со скоростью 15 км/ч, а при ползуне от 6 до 12 мм - со скоростью 10 км/ч до ближайшей станции, где колесная пара должна быть заменена.
При ползуне свыше 12 мм. - разрешаемся следование со скоростью 10 км/ч при условии исключения возможности вращения колесной пары (с применением тормозных башмаков или ручного тормоза);
5) протертость средней части оси глубиной более 2,5 мм;
6) следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси;
7) сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси Признаком ослабления ступицы колеса на оси является выделение из-под ступицы ржавчины или масла с внутренней стороны колеса по всему периметру в месте сопряжения. Признаками сдвига ступицы на оси служит полоска ржавчины или блестящая полоска на поверхности металла с внутренней стороны ступицы (при сдвиге колеса наружу), полоска ржавчины или блестящая полоска на оси с противоположной стороны ступицы (при сдвиге колеса внутрь).
При наличии хотя бы одного из указанных признаков необходимо заменить колесную пару и отправить ее в ремонт,
8) выщербина по поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов и более 25 мм у пассажирских вагонов. Трещина в выщербине или расслоение, идущее в глубь металла, не допускаются. Толщина обода колеса в месте выщербины не должна быть менее допускаемой. Выщербины глубиной до 1 мм не бракуются независимо от их длины;
9) кольцевые выработки на поверхности катания колеса глубиной “а” у основания гребня (Рис. 121) более 1 мм, на уклоне 1:7 - более 2 мм или шириной б более 15 мм. При наличии кольцевых выработок на других участках поверхности катания, имеющих уклон 1:20, нормы браковки их такие же, как для кольцевых выработок, расположенных у гребня;
Рис. 121. Кольцевые выработки на поверхности катания колес.
10) местное уширение обода колеса (раздавливание) более 5 мм;
11) поверхностный откол наружной грани обода колеса (Рис. 122),
включая местный откол кругового наплыва, глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, или ширина оставшейся частя обода в месте откола менее 120 мм, или наличие в поврежденном месте независимо от размеров откола трещины, распространяющейся в глубь металла.
Рис. 122. Поверхностный откол наружной грани обода колеса;
Смещение металла (навар) на поверхности катания.
12) повреждение поверхности катания колеса, вызванное смещением металла, ("навар") высотой у колесных пар пассажирских вагонов более 0,5 мм, грузовых вагонов более 1 мм (рис.122).
13) выступ металла по круговому периметру гребня в месте перехода его изношенной поверхности к вершине (остроконечный накат) (Рис. 123).
Рис. 123. Остроконечный накат гребня.
14) толщина обода колеса по кругу катания менее 22 мм у грузовых вагонов, менее 30 мм у пассажирских вагонов, менее 35 мм в поездах,
следующих со скоростью свыше 120 км/час, но не более 140 км/час.
БУКСЫ.
Буксовые узлы вагонов классифицируют по типу и конструкции подшипников. По типу подшипников они подразделяются на две группы: буксовые узлы с подшипниками качения и узлы с подшипниками скольжения. Буксовые узлы с подшипниками качения делятся на узлы с
цилиндрическими и сферическими роликовыми подшипниками.
В настоящее время все новые вагоны выпускают только на роликовых цилиндрических подшипниках.