В развитии электрических машин
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА АВИАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОСИСТЕМ
И ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ
ЛЕКЦИЯ №1
по дисциплине
Электрические машины
для студентов специальности 160903
Тема Введение
Тема №1 Однофазный трансформатор
Иркутск, 2011 г.
Иркутский филиал МГТУ ГА
Кафедра Авиационных электросистем и пилотажно-
Навигационных комплексов
Лекция №1
по дисциплине: Электрические машины
Тема лекции: Введение
Однофазный трансформатор
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Содержание дисциплины и методика ее изучения.
Роль и значение электрических машин в современной технике. Краткая история развития электрических машин.
Классификация, области применения и общая характеристика основных типов электрических машин.
Современные тенденции и перспективы развития электромашиностроения. Роль отечественных ученых в развитии электрических машин.
Тема №1. Однофазный трансформатор
Принцип действия, устройство и элементы конструкции трансформатора.
Режимы холостого хода и короткого замыкания.
Работа трансформатора под нагрузкой
ЛИТЕРАТУРА
1. Копылов Б.В. Электрические машины. М., 1988 г.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ, ТСО
1. Мультимедийная установка
Содержание дисциплины и методика ее изучения
Целью изучения дисциплины является получение студентами знаний в области теории, конструкции, принципов построения и функционирования электрических машин, а также практических навыков анализа, расчета и экспериментального определения параметров и характеристик, обеспечивающих их эффективную эксплуатацию, ремонт и исследование.
Предметом дисциплины являются теория, характеристики и особенности эксплуатации электромеханических преобразователей энергии.
Учебная дисциплина "Электрические машины" относится к группе общепрофессиональных дисциплин плана подготовки инженера по специальности "Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов".
Научной основой дисциплины являются законы физики и электротехники.
Изучение дисциплины базируется на знании студентами основных положений следующих учебных дисциплин: "Физика", "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Материаловедение", "Механика".
Данная дисциплина обеспечивает изучение следующих учебных дисциплин: "Системы электроснабжения ВС", "Электрифицированное оборудование ВС", "Авиационные прибоы, и информационно-измерительные системы", "Авиационные электрические машины".
Дисциплина изучается в 5семестре. На ее изучение отводится 60 часов, в том числе 20 часов - лекции, 16 часов – лабораторные работы и 24 часа - самостоятельная работа студентов.
Основу теоретической подготовки составляют лекции. Здесь студенты получают знания об основах теории и особенностях эксплуатации электрических машин, знакомятся с современным состоянием и перспективами развития электрических машин.
На лабораторных работах студенты овладевают приемами экспериментального определения параметров и характеристик электрических машин, принципами и методами эффективного использования средств контроля технического состояния электрических машин.
Текущий контроль хода и качества усвоения учебного материала дисциплины осуществляется защитой отчетов по лабораторным работам, индивидуальным контролем изучения студентами дисциплины и их работы с конспектами.
Итоговый контроль определения степени достижения учебных целей проводится в форме экзамена в 5-м семестре обучения.
Роль и значение электрических машин
В современной технике. Роль отечественных ученых
в развитии электрических машин
Теоретические основы работы электрических машин были заложены в 1821 г. Фарадеем, установившим возможность преобразования электрической энергии в механическую и создавшим первую модель электродвигателя. Важную роль в развитии электрических машин имели работы ученых Максвелла и Ленца. Идея взаимного преобразования электрической и механической энергий получила дальнейшее развитие в работах выдающихся русских ученых Якоби и Доливо-Добровольского, которыми были разработаны и созданы конструкции электродвигателей, пригодные для практического использования.
Большие заслуги в создании трансформаторов и их практическом применении принадлежат замечательному русскому изобретателю Яблочкову. В начале XX столетия были созданы почти все основные виды электрических машин и трансформаторов и разработаны основы их теории.
В настоящее время отечественное электромашиностроение достигло значительных успехов. Дальнейший технический прогресс определяет в качестве основной задачи практическое внедрение достижений электротехники в реальные разработки устройств электропривода для промышленных устройств и изделий бытовой техники. Главная задача научно-технического прогресса состоит в техническом перевооружении и реконструкции производства. Значительная роль в решении этой задачи отводится электрификации. При этом необходимо учитывать возрастающие экологические требования к источникам электроэнергии и наряду с традиционными необходимо развивать экологически чистые (альтернативные) способы производства электроэнергии с использованием энергии солнца, ветра, морских приливов, термальных источников.
В условиях научно-технического развития большое значение приобретают работы, связанные с повышением качества выпускаемых электрических машин и трансформаторов. Решение этой задачи является важным средством развития международного экономического сотрудничества. Соответствующие научные учреждения и промышленные предприятия России ведут работы по созданию новых видов электрических машин и трансформаторов, удовлетворяющих современным требованиям к качеству и технико-экономическим показателям выпускаемой продукции.