В развитии электрических машин

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА АВИАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОСИСТЕМ

И ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ

ЛЕКЦИЯ №1

по дисциплине

Электрические машины

для студентов специальности 160903

Тема Введение

Тема №1 Однофазный трансформатор

Иркутск, 2011 г.

Иркутский филиал МГТУ ГА

Кафедра Авиационных электросистем и пилотажно-

Навигационных комплексов

Лекция №1

по дисциплине: Электрические машины

Тема лекции: Введение

Однофазный трансформатор

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Содержание дисциплины и методика ее изучения.

Роль и значение электрических машин в современной технике. Краткая история развития электрических машин.

Классификация, области применения и общая характеристика основных типов электрических машин.

Современные тенденции и перспективы развития электромашиностроения. Роль отечественных ученых в развитии электрических машин.

Тема №1. Однофазный трансформатор

Принцип действия, устройство и элементы конструкции трансформатора.

Режимы холостого хода и короткого замыкания.

Работа трансформатора под нагрузкой

ЛИТЕРАТУРА

1. Копылов Б.В. Электрические машины. М., 1988 г.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ, ТСО

1. Мультимедийная установка

Содержание дисциплины и методика ее изучения

Целью изучения дисциплины является получение студентами знаний в области теории, конструкции, принципов построения и функционирования электрических машин, а также практических навыков анализа, расчета и экспериментального определения параметров и характеристик, обеспечивающих их эффективную эксплуатацию, ремонт и исследование.

Предметом дисциплины являются теория, характеристики и особенности эксплуатации электромеханических преобразователей энергии.

Учебная дисциплина "Электрические машины" относится к группе общепрофессиональных дисциплин плана подготовки инженера по специальности "Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов".

Научной основой дисциплины являются законы физики и электротехники.

Изучение дисциплины базируется на знании студентами основных положений следующих учебных дисциплин: "Физика", "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Материаловедение", "Механика".

Данная дисциплина обеспечивает изучение следующих учебных дисциплин: "Системы электроснабжения ВС", "Электрифицированное оборудование ВС", "Авиационные прибоы, и информационно-измерительные системы", "Авиационные электрические машины".

Дисциплина изучается в 5семестре. На ее изучение отводится 60 часов, в том числе 20 часов - лекции, 16 часов – лабораторные работы и 24 часа - самостоятельная работа студентов.

Основу теоретической подготовки составляют лекции. Здесь студенты получают знания об основах теории и особенностях эксплуатации электрических машин, знакомятся с современным состоянием и перспективами развития электрических машин.

На лабораторных работах студенты овладевают приемами экспериментального определения параметров и характеристик электрических машин, принципами и методами эффективного использования средств контроля технического состояния электрических машин.

Текущий контроль хода и качества усвоения учебного материала дисциплины осуществляется защитой отчетов по лабораторным работам, индивидуальным контролем изучения студентами дисциплины и их работы с конспектами.

Итоговый контроль определения степени достижения учебных целей проводится в форме экзамена в 5-м семестре обучения.

Роль и значение электрических машин

В современной технике. Роль отечественных ученых

в развитии электрических машин

Теоретические основы работы электрических машин были заложены в 1821 г. Фарадеем, установившим возможность преобразования электрической энергии в механическую и создавшим первую модель электродвигателя. Важную роль в развитии электрических машин имели работы ученых Максвелла и Ленца. Идея взаимного преобразования электрической и механической энергий получила дальнейшее развитие в работах выдающихся русских ученых Якоби и Доливо-Добровольского, которыми были разработаны и созданы конструкции электродвигателей, пригодные для практического использования.

Большие заслуги в создании трансформаторов и их практическом применении принадлежат замечательному русскому изобретателю Яблочкову. В начале XX столетия были созданы почти все основные виды электрических машин и трансформаторов и разработаны основы их теории.

В настоящее время отечественное электромашиностроение достигло значительных успехов. Дальнейший технический прогресс определяет в качестве основной задачи практическое внедрение достижений электротехники в реальные разработки устройств электропривода для промышленных устройств и изделий бытовой техники. Главная задача научно-технического прогресса состоит в техническом перевооружении и реконструкции производства. Значительная роль в решении этой задачи отводится электрификации. При этом необходимо учитывать возрастающие экологические требования к источникам электроэнергии и наряду с традиционными необходимо развивать экологически чистые (альтернативные) способы производства электроэнергии с использованием энергии солнца, ветра, морских приливов, термальных источников.

В условиях научно-технического развития большое значение приобретают работы, связанные с повышением качества выпускаемых электрических машин и трансформаторов. Решение этой задачи является важным средством развития международного экономического сотрудничества. Соответствующие научные учреждения и промышленные предприятия России ведут работы по созданию новых видов электрических машин и трансформаторов, удовлетворяющих современным требованиям к качеству и технико-экономическим показателям выпускаемой продукции.

Наши рекомендации