Кузова полувагонов прямоугольной формы

Интересна разгрузка универсальных полувагонов, которая осуществляется двумя способами:

1. Способ. Не переворачивая вагон.

Разгрузку осуществляют через полы-люки, которые бывают трансформируемые и не трансформируемые

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

2. Способ. Переворачивая вагон.

Такую разгрузку осуществляют вагоноопрокидывателями, которые бывают трех видов:

- роторные;

- боковые (стационарные и передвижные);

- торцевые (выпускаются за рубежом).

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Стационарные - это когда люлька стоит на месте и в нее въезжает вагон и за 1час разгружается 20 вагонов.

Передвижные – это когда сама люлька подъезжает под каждый вагон и за 1 час разгружает 12 вагонов.

Кузова полувагонов не прямоугольной формы

ХОППЕР-дозатор.

Конструктивно состоит из боковых вертикальных стен и торцевых наклонных под двумя разными углами. Дозатор расположен в нижней части кузова и представляет собой прямоугольный каркас без дна и крышки, который имеет вертикальную подвижку обеспечивая нужную высоту D.Применяют для укладки балластного слоя при строительстве верхнего строения железнодорожного пути.

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Думпкар (Думп-сваливать, кар –вагон или тележка), (самосвал)

Эти вагоны изготавливаются трех типов, которые отличаются своим объемом и способом опускания кузова. Кузов опускается или за счет собственного веса или за счет пневмоцилиндров двойного действия.

Принцип разгрузки в том, что кузов поворачивается относительно горизонтальной оси за счет пневмоцилиндра и при угле примерно кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru =27о борт открывается за счет рычагов в торцевых стенах на 90о и становится продолжением пола вагона, а кузов еще продолжает поворачиваться до 45о.

ОАО РЖД разработало программу создания новых полувагонов из алюминиевых сплавов на Воронежском акционерном самолетостроительном заводе. В этом полувагоне предполагается применить раму особой конструкции (см раздел рама вагона).

Кузова платформ

Используют для перевозки открытым способом крупной техники (колесной, гусеничной), контейнеров, длинномерных грузов и так далее.

Кузова платформ бывают с бортами и без бортов, с полами и без полов..

Например, платформа для перевозки леса в хлыстахимеет мощную раму, без бортов и без настила пола, а также имеет 12 неподвижных стоек.

Платформы для перевозки контейнеров(вмещать) в основном не имеют настила полов и бортов.

С недавнего времени контейнер стали считать единицей транспортного оборудования и роль контейнерных перевозок с каждым годом увеличивается (1997г – 7,2 млн.т груза, 2005г – уже 29,8, а к 2010 планируют до 30 млн.т.), поэтому дадим определение.

Контейнером железнодорожнымможно считать закрытую тару, которая имеет:

- достаточную прочность для многократного использования и может перевозиться на различных видах транспорта без перегрузки;

- специальные приспособления (проёмы, фитинги, рымы), позволяющие быстро загружать и разгружать её;

- внутренний объем 1 м3 и более.

По назначению бывают специализированные и универсальные, по форме бывают как прямоугольной, так и не прямоугольной формы.

По грузоподъемности различают:

- малотоннажные (до 3 тонн);

- среднетоннажные (3-10 тонн);

- крупнотоннажные (свыше 10 тонн).

В современной литературе их стали различать по длине 20 – футовые, 40- футовые, 60- футовые. (1фут=0,31м, не путать с 1фунтом=0,45кг.). Изобразим контейнер.

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Современные платформы модели 13-198 для перевозки лесоматериалов теперь имеют торцовые стены, которые можно снимать, стойки стали переменного сечения. В настоящее время платформы дорабатывают для перевозки большегрузных контейнеров. Разрабатываются платформы для перевозки контейнеров в два яруса, а также начинают применять сцепы из платформ для перевозки длинномерных грузов.

Транспортеры

Это специальный открытый подвижной состав для грузов, которые имеют большие габариты и вес (трансформаторы, турбины, станины станков, котлы и др.).

Делятся на площадочные, колодцеобразные, сцепные и сочлененные.

По ходовым частям имеют 2х, 3х и 4х- осные тележки, которые объединяют при помощи специальных балок в многоосные системы до 32 осей.

Площадочные бывают 4, 8 и 16 осные, имеют или плоскую или изогнутую погрузочную площадку.

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Колодцеобразныеприменяют для высоких грузов и имеют съемные балки 1.

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Сцепныеприменяют для длинномерных тяжелых грузов. Бывают 12и осные и 32х осные. Между сцепами применяют СА-3 без поглощающих аппаратов. Сменные турникеты 1 используют, когда сцепы применяют отдельно. Стационарные опоры имеют возможность поворачиваться и перемещаться. 12и осные состоят из трех секций, 32х осные из двух секций.

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Сочлененные применяют для мощных трансформаторов огромных бочек, бывают 16,20 и 28и осные (400 т.)

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Состоит из двух отдельных консолей ферменной конструкции. С

В порожнем состоянии консоли соединяются между собой.

В рабочем положении груз выполняет роль несущей конструкции.

Цистерны

Цистерны в переводе с латинского водоем, водохранилище.

В основном это специализированные грузовые вагоны для перевозки:

- нефтепродуктов;

- различных кислот;

- сжиженных газов;

- сыпучих порошкообразных грузов;

- затвердевающих и застывающих грузов;

- пищевых продуктов;

- химических грузов.

Бывают 4 и 8 осные. 4 осные рамной конструкции, а 8- осные считаются безрамные.

Отметим только некоторые особенности различных цистерн.

1.Материал.

Как правило обечайкая изготавливается из стали, но затем дополнительно сверху может обшиваться:

- специальными сталями или сплавами;

- синтетическими материалами (резина, пенополиуретан, стекловолокно, углепластик и др.).

2.Усиления.

- от нагрева солнцем на некоторых цистернах делают дополнительные кожуха;

- между днищами соседних цистерн в районе автосцепок устанавливают защитные щиты для предотвращения пробоя в случае аварии.

3.Геометрия.

По форме бывают цилиндрические разного диаметра или состоять из дух наклонных цилиндров.

Стенки бывают одинарные разной толщины (до 3см) или двойные без зазора или с зазором для расположения там нагревательных элементов или прохождения горячей воды.

4.Загрузка и выгрузка.

- верхняя или нижняя;

- верхненижняя;

- различные наливы и сливы

- вибраторы для сыпучих грузов

- аэролотки.

5.Окраска.

Разными цветами полностью или чпстями с дополнительными полосами (желтые, красные, зеленые). Выполняют различные надписи «Молоко», «Газ».

2. Рама вагона

Рама вагона это основная несущая часть вагона, так как она воспринимает:

1 воздействия со стороны кузова, распределяемые на всю раму;

2 воздействия со стороны соседних вагонов через автосцепные

устройства;

3 воздействия со стороны тележек вагона через опоры.

Рама любого вагона состоит из набора различных балок, имеющих свои названия. Изобразим схематически комплексный представитель такой рамы.

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Проставим позиции на схеме согласно значимости балок, где;

1. Хребтовая балка. Это самая мощная балка рамы вагона, проходящая по продольной оси вагона и к ней крепятся все поперечные балки и на ней размещают основное подвагонное оборудование (УТП, ТО и др.);

2. Шкворневые балки (их две), проходящие по размерным линиям базы вагона. Получили такое название из за стержней которые проходят через них в середине и называются шкворень (шворень). Так называют обычно стержень, соединяющий переднюю часть телеги с задней и, позволяющий передней части поворачиваться. У грузовых вагонов это обычный стальной пруток, а у пассажирских стержень Æ 80мм разрезанный вдоль на две половинки (полушкворня) между которыми вставляется клин (замковая планка);

3. Концевые балки (их две);

4. Продольные боковые (их две);

5. Дополнительные продольные;

6. Дополнительные поперечные;

7. Раскосы.

В поперечном разрезе балки представляют собой следующие виды профилей: Г – образный (уголок), П – образный (швелер), Т – образный (тавр), Т – двутавр,  - коробчатый, Z - образный. которые, свариваются из отдельных полос толщиной 6-10мм.

Хребтовая балка состоит из набора различных профилей

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Поперечные балки имеют переменное сечение, увеличивающееся от концов к хребтовой балке

Следует отметить, что рамы крепят к вагону механически или приваривают.

Претерпевают изменения в современных вагонах и их рамы. Так в новом проектируемом вагоне из алюминиевых сплавов рама стала следующего вида:

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Ходовые части вагона

К ходовым частям относят так называемые тележки вагонов.

Тележка это самостоятельная сборочная единица, на которую опирается вагон и которая направляет его по рельсовой колее.

Любая тележка состоит из следующих основных частей (перечислим их в порядке передачи усилия от вагона на рельсовую колею):

1. Надрессорная балка (расположена поперек оси пути под шкворневой балкой вагона);

2. Рессорное подвешивание (упругие элементы и так далее);

3. Рама тележки (одна цельная или две боковых);

4. Буксовые узлы (от нем.сл., что означает коробка);

5. Колесные пары;

6. Тормозное оборудование (ТРП, регуляторы, ТЦ).

Приведем классификацию тележек в виде граф-дерева.

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Разберем подробнее эту классификацию.

1 По назначению

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

3 По месту расположения рессорного подвешивания

Используя, номера позиций основных частей тележки запишем формулы передачи усилия Р от вагона на рельс. При центральном подвешивании это 12345. При буксовом – 13245. При двойном – 123245.

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

4 По способу опирания кузова

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Грузовые тележки

Первые отечественные крытые вагоны и платформы, строящиеся в Санкт-Петербурге (1846 г.) имели по две двухосные тележки. Затем стали применять вагоны без тележек, т.е. колесные пары крепили непосредственно к раме вагона, а с 1900 года вернулись к тележкам и появились такие модели как поясная тележка. Тележка МТ-50, ЦНИИ –Х3.

кузова полувагонов прямоугольной формы - student2.ru

Наши рекомендации