Классификация электрических схем

Вагон метрополитена представляет собой комплекс электрического оборудования, в котором для превращения электрической энергии в механическую применяются тяговые электродвигатели. Для правильного режима работы электрооборудования вагона применяется контрольно-измерительная и защитная аппаратура, а для контроля за работой каждого вагона и всего поезда применяются: звуковая сигнализация (звонок и тонально-вызывные устройства) и

световая сигнализация (лампы и светодиоды).

Все электрические аппараты и приборы соединены между собой проводами в электрические цепи. Эти цепи можно условно разделить на два типа:высоковольтные, которые запитываются от контактного рельса напряжением 825В и низковольтные, которые запитываются от аккумуляторной батареи, напряжением 75В.

Высоковольтные цепи можно также разделить на две категории:

- силовая (СЦ). К этой цепи относится аппаратура, которая непосредственно влияет на разгон и торможение

вагона. К силовой цепи относятся, например, тяговые электродвигатели (ТЭД).

- вспомогательная (ВЦвн). Её название говорит само за себя. В неё входят: мотор-компрессор, печь кабины,

преобразователь напряжения для работы освещения салона и подзаряда АКБ, киловольтметр, нулевое реле.

Низковольтные цепи делятся на:

- цепь управления (ЦУ) - с её помощью машинист управляет процессом разгона и торможения поезда.

- вспомогательная цепь (ВЦнн), эта цепь включает в себя аппараты, необходимые для сервисных целей:

для работы дверей, компрессора, преобразователя напряжения, фар и т.д.

Существуют два способа отображения электрических схем.

- Монтажные схемы. Они указывают истинное расположение всех проводов (кàбелей) и мест их соединения между собой

или мест их присоединения к контактным зажимам аппаратов и приборов. Эти схемы необходимы для работы ремонтного персонала.

- Принципиальные схемы. Они отличаются от монтажных тем, что те же самые элементы в них расположены так, чтобы облегчить восприятие всей схемы целиком, а значит, легче понять принцип её работы.

В справочной литературе по предмету «Электрооборудование подвижного состава» все цепи представлены для изучения в виде принципиальных электрических схем. Для правильного чтения этих схем необходимо сначала изучить таблицу общепринятых в электротехнике международных символов. (см. таблицу символов в приложении).

Общепринятые на метрополитене сокращения

(электрооборудование, краткий перечень).

АВТ Автоматический выключатель торможения

АВУ Автоматический выключатель управления

АК Регулятор давления (автомат компрессора)

АКБ Аккумуляторная батарея

БД Блокировка дверная

БПФ Блок питания фар

БУ Блок управления

ВА Выключатель автоматический (21-29 для ЦУ)

ВБ Выключатель аккумуляторной батареи

ВМК Выключатель мотор-компрессоров

ВПД Выключатель положения дверей

ВУ Выключатель управления

ВФ Выключатель фар общий

ВЦвн Вспомогательные цепи высокого напряжения

ВЦнн Вспомогательные цепи низкого напряжения

ГВ Главный разъединитель

ДИП Дополнительный источник питания, разработан АЭК «Динамо»)

ДК-116 Двигатель Коллекторный (тяговый)

ДТ Датчик тока тормозного режима

ЗУМ Заземляющее устройство (метрополитена)

ИШ Индуктивный шунт

КВ Контроллер машиниста (буквально – контроллер вагоновожатого)

КВРП Кнопка Возврат РП

КВЦ Контактор вспомогательных высоковольтных цепей

КД Контактор дверей

КЗ Короткое замыкание (Кнопка звонка)

КК Контактор мотор-компрессора

КО Контактор освещения

КР Контактный рельс

КРЗД Кнопка резервного закрытия дверей

КРМК Кнопка резервного включения МК

КРП Кнопка резервного пуска

КРУ Контроллер резервного управления

КС1; КС2 Коробка силовая; коробка «земляная»

КСБ Контактор силового блока

КШ Контактор шунтировки ОВ ТЭД

КЭ Кулачковый элемент

ЛК Линейный контактор ПК-162

ЛКВП Лампа контроля включения преобразователя

ЛКВЦ Лампа КВЦ

ЛСД Лампа (светодиод) сигнализации дверей

ЛСН Лампа (светодиод) сигнализации неисправности

МК Мотор-компрессор

НР Нулевое реле

ОВ Обмотка возбуждения

ЯП Главный предохранитель

ПВУ Пневматический выключатель управления (до замены на АВУ)

ПП Переключатель положений ЭКГ-18И-1

РВ Реле времени

РД Реле дверей

РЗ Реле заземления, Реле защиты

РЗПВ Реле защиты преобразователя (возврат)

РК Реостатный контроллер

РП Реле перегрузки

РПвозв. Реле возврата РП

РПЛ линейное РП

РТ-2 Токовое реле

РЦУ Разъединитель цепей управления (вагоны «Е» всех модификаций)

СДРК Серводвигатель реостатного контроллера

СК-1, СК-2 Соединительная коробка

ТЭД Тяговый электродвигатель

ТР Токоприёмник рельсовый

ТРК Тепловое реле компрессора

ТРП Тиристорный регулятор поля РТ300/300 (аналог ДРП (динамический регулятор поля))

УАВА универсальный автоматический выключатель автостопа

УЭСПМ устройство экстренная связь "пассажир - машинист"

ЦУ Цепи управления

ЭКГ Электрический контроллер групповой =РК

ЭКК Электроконтактная коробка автосцепки

Наши рекомендации