Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».
Логопед: Ребенок:
Как назвать одним словом?
буфет, комод, диван? мебель.
тапки, туфли, кеды? обувь.
Каких деревьев много в лесу? дубов, елей, сосен, осин
Каких цветов много в саду? маков, лилий
Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?
Цель:
1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Уточнять лексическое значение слов-омонимов.
4. Учить отгадывать загадки.
Оборудование:предметные картинки: каток ледяной и асфальтный.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет лексическое значение слова «каток»:
1. Площадка для катания 2. Машина для укатывания
на коньках, покрытая льдом. и выравнивания дороги.
Затем предлагает ребенку отгадать загадки:
Ходит скалка по дороге Сюда бежим мы коньках
Грузная, огромная. С друзьями покататься.
И теперь у нас дорога, Ну, а когда весна придет,
Как линейка ровная. Нам нужно с ним
расстаться.
Ребенок называет отгадки и показывает соответствующие картинки.
Упражнение «ПУТАНИЦА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки: бутон, батон, бидон, бетон, питон.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку послушать стихотворение Н. Матвеевой.
Логопед:
Вот бутон, а вот батон.
Вот бидон, а вот питон.
В печке выпечен бутон,
А в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон.
Молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон.
Нет, не так! Нет, не так!
Подскажите сами: как?
Затем логопед предлагает ребенку исправить ошибки в стихотворении.
Логопед: Ребенок:
В печке выпечен батон.
А в петлицу вдет бутон.
По траве ползет питон.
Молоко течет в бидон.
А на стройке есть бетон.
Упражнение «ПОСЛУШАЙ, ОТВЕТЬ И РАССКАЖИ».
Цель:
1. Учить четко поговаривать слова слоговой структуры 4-го типа, отвечая на вопросы к тексту
2. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку.
Оборудование:сюжетная картинка.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и читает рассказ:
«У тети Кати 9 котят. Она дает Олегу котика. У Олега будет котик. Олег будет любить котика».
Логопед просит ребенка ответить на вопросы.
Логопед: Ребенок:
Сколько котят у тети Кати? У тети Кати девять котят.
Кого дает тетя Катя Олегу? Она дает Олегу котика.
Как Олег будет относиться
к котику? Он будет любить котика.
Затем ребенок пересказывает текст с опорой на сюжетную картинку.
4.16. Упражнение «РАЗЛИЧАЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го (и 2-го) типа при практическом употреблении глаголов «одеть – надеть»
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед объясняет детям различие в употреблении глаголов «надеть» - «одеть»:
НАДЕТЬ можно что-то;
ОДЕТЬ можно кого-то;
Затем предлагает ребенку дополнить предложения одним из этих слов.
Логопед: Ребенок:
Мама маленького сына одела
На улице холодно, надо . . . шубу. надеть
Олег . . .Петю и пошел с ним гулять. одел
Иван . . .шапку. надел
Мама песенку допела,
Мама девочку … одела.
Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.
2. Развивать образное восприятие предмета и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.
Логопед: Ребенок:
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Бегает весь день.
Кто это? Олень.
В квартире нашей новый дом.
Живет посуда в доме том.
В нем место есть и для конфет
Он называется Буфет.
Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается. Утюг.
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. Диван.
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку
В пляс по комнате пошел
Оглянулся – чистый пол. Веник.
Наткёт, наплетет,
Сядет и добычи ждет. Паук.
Хвост – с узорами,
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает,
Время считает. Петух.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Овод летит.
Гудок гудит.
Метет метель.
Питон – это удав.
Вадик лепит кабана.
Павел катит комок.
У Кати болит ноготь.
Конюх гонит коней.
Вадим топит камин
Петя лег на диван.
Алена любит лепить.
Тихон купит билет на балет.
Мама дает банан детям.
Иван и Ефим идут на каток.
Олег, полей пион водой.
Папа и Иван идут домой.
Вадим купит лимон и банан.
Яков и Олег идут гулять.
Конюх поит коней водой.
Олег купит букет маков.
Иван пилит тополь. Помоги ему пилить.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
(5-ый тип слоговой структуры)
Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ».
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 5-го типа.
2. Развивать слуховое внимание и память.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.