А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка
Обмотка высшего напря-жения состоит из двух частей – последовательной обмотки и общей обмотки.
При работе автотрансфор-матора в режиме понижения напряжения в последователь-ной обмотке протекает ток Iв. Он создает магнитный поток и наводит в общей обмотке ток
Iобщ.Ток нагрузки в обмоткесреднего напряжения равен
сумме этих токов:
Iс= Iв+ Iобщ.
Ток Iв определяется электрической связью обмоток, а ток Iобщ – магнитной связью.
Полная мощность, которая передается из обмотки высшего напряжения в обмотку среднего напряжения, называется номинальной мощность автотранс-форматора. Она рассчитывается как
Sном = 3 ×Uв ном ×I в ном= 3 ×Uс ном ×I с ном.
Это выражение можно записать следующим образом:
Sном = 3 ×Uв ном ×I в ном= 3 ×I в ном×(Uв ном -Uс ном ) =
= 3 × Iв ном × (U в ном - U с ном ) + | 3 × Iвном ×U сном | ||||
ТР АНСФОР МАТОР НАЯ МОЩ- | ЭЛЕКТР ИЧЕСКАЯ МОЩ- | ||||
НОСТЬ, ПЕР ЕДАВАЕМАЯ МАГ- | НОСТЬ, ПЕР ЕДАВАЕМАЯ | ||||
НИТНЫМ ПУТЕМ ИЗ ОБМОТ- | ЗА СЧЕТ ЭЛЕКТР ИЧЕСКОЙ | ||||
КИ ВЫСШЕГО НАПР ЯЖЕНИЯ | СВЯЗИ ОБМОТОК. ЭТА | ||||
В ОБМОТКУ СР ЕДНЕГО НАП- | МОЩНОСТЬ НЕ НАГР У- | ||||
Р ЯЖЕНИЯ. НАЗЫВАЕТСЯТИ - | ЖАЕТ ОБЩУЮ ОБМОТКУ. | ||||
ПОВОЙ МОЩНОСТЬЮ. Р АЗМЕ- | |||||
Р Ы МАГНИТОПР ОВОДА ОП- | |||||
Р ЕДЕЛЯЮТСЯ ЭТОЙ МОЩНОС- | |||||
ТЬЮ. |
Типовая мощность меньше номинальной мощности. Выясним во сколько раз. Для этого возьмем отношение типовой мощности к номинальной:
Sтип | = | 3 × Iв ном × (Uв ном -Uс ном ) | = | Uв ном -Uс ном | =1 - | Uс ном | = a . | |||||||
Sном | Uв ном | Uв ном | ||||||||||||
3 × Iв ном ×Uв ном | ||||||||||||||
Коэффициент α называется коэффициентом выгодности. Выгодность авто-трансформатора определяется по отношению к трехобмоточному трансформатору той же мощности.
Обмотка низшего напряжения имеет с обмотками высшего и среднего напряжений только магнитную связь. Мощность этой обмотки не может быть больше типовой мощности автотрансформатора. Иначе размеры магнитопровода автотрансформатора будут определяться мощностью обмотки низшего напряже-ния.
Учитывая изложенное, можно записать соотношение номинальных мощно-стей обмоток автотрансформатора:
100 % / 100 % / α %.
Преимущества автотрансформатора по сравнению с трехобмоточным транс-форматором:
· меньший расход материалов (меди, стали, изоляции);
· меньшие габариты;
· меньшие потери активной мощности в режимах холостого хода и корот-кого замыкания;
· больший коэффициент полезного действия;
· более легкие условия охлаждения.
Недостатки:
· сложность выполнения независимого регулирования напряжения;
· опасность перехода атмосферных перенапряжений из обмотки высшего напряжения в обмотку среднего напряжения и обратно из-за электриче-ской связи обмоток;
· необходимость обязательного глухого заземления нейтрали. Это приводит к тому, что ток однофазного короткого замыкания может быть больше то-
ка трехфазного короткого замыкания. Если же разземлить нейтраль, то изоляцию обмоток нужно рассчитывать на линейное напряжение.
Автотрансформатор имеет такую же схему замещения, что и трехобмоточ-ный трансформатор. Параметры схемы замещения рассчитываются аналогично. При этом следует учитывать, что часть паспортных данных может быть приведе-на не к номинальной мощности, а к типовой. Обмотка низшего напряжения рас-считывается на типовую мощность. Поэтому при коротком замыкании обмотки низшего напряжения напряжение поднимается до значения, определяющего ток в этой обмотке. В этом случае параметры ∆Рк вн, ∆Рк сн, Uк вн и Uк сн оказываются приведенными к типовой мощности автотрансформатора.
Если в паспортных данных отмечается эта особенность, то указанные пара-метры следует привести к номинальной мощности по формулам:
DP* | DP* | ||||||||||||
DP | = | к вн | ; | DP | = | к сн | ; | ||||||
к вн | a | к сн | a | ||||||||||
U | к вн | = U к* вн | и | U | к сн | = U к* сн . | |||||||
a | a | ||||||||||||
Знак “*” указывает, что параметры были приведены к типовой мощности ав-тотрансформатора.
Лекция № 6