А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка


Обмотка высшего напря-жения состоит из двух частей – последовательной обмотки и общей обмотки.

При работе автотрансфор-матора в режиме понижения напряжения в последователь-ной обмотке протекает ток Iв. Он создает магнитный поток и наводит в общей обмотке ток

Iобщ.Ток нагрузки в обмоткесреднего напряжения равен

сумме этих токов:

Iс= Iв+ Iобщ.

Ток Iв определяется электрической связью обмоток, а ток Iобщ – магнитной связью.

Полная мощность, которая передается из обмотки высшего напряжения в обмотку среднего напряжения, называется номинальной мощность автотранс-форматора. Она рассчитывается как

А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru Sном = А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru 3 ×Uв ном ×I в ном= А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru 3 ×Uс ном ×I с ном.

Это выражение можно записать следующим образом:

А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru

Sном = А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru 3 ×Uв ном ×I в ном= А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru 3 ×I в ном×(Uв ном -Uс ном ) =

           
= 3 × Iв ном × (U в ном - U с ном ) +   3 × Iвном ×U сном
   
ТР АНСФОР МАТОР НАЯ МОЩ- ЭЛЕКТР ИЧЕСКАЯ МОЩ-
НОСТЬ, ПЕР ЕДАВАЕМАЯ МАГ- НОСТЬ, ПЕР ЕДАВАЕМАЯ
НИТНЫМ ПУТЕМ ИЗ ОБМОТ- ЗА СЧЕТ ЭЛЕКТР ИЧЕСКОЙ
КИ ВЫСШЕГО НАПР ЯЖЕНИЯ СВЯЗИ ОБМОТОК. ЭТА
В ОБМОТКУ СР ЕДНЕГО НАП- МОЩНОСТЬ НЕ НАГР У-
Р ЯЖЕНИЯ. НАЗЫВАЕТСЯТИ - ЖАЕТ ОБЩУЮ ОБМОТКУ.
ПОВОЙ МОЩНОСТЬЮ. Р АЗМЕ-      
Р Ы МАГНИТОПР ОВОДА ОП-      
Р ЕДЕЛЯЮТСЯ ЭТОЙ МОЩНОС-      
ТЬЮ.      

А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru

Типовая мощность меньше номинальной мощности. Выясним во сколько раз. Для этого возьмем отношение типовой мощности к номинальной:

                             
Sтип =   3 × Iв ном × (Uв ном -Uс ном ) = Uв ном -Uс ном =1 - Uс ном = a .  
                     
Sном             Uв ном Uв ном  
    3 × Iв ном ×Uв ном    
                 

А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru А) – последовательная обмотка; б) –общая обмотка - student2.ru

Коэффициент α называется коэффициентом выгодности. Выгодность авто-трансформатора определяется по отношению к трехобмоточному трансформатору той же мощности.

Обмотка низшего напряжения имеет с обмотками высшего и среднего напряжений только магнитную связь. Мощность этой обмотки не может быть больше типовой мощности автотрансформатора. Иначе размеры магнитопровода автотрансформатора будут определяться мощностью обмотки низшего напряже-ния.

Учитывая изложенное, можно записать соотношение номинальных мощно-стей обмоток автотрансформатора:

100 % / 100 % / α %.

Преимущества автотрансформатора по сравнению с трехобмоточным транс-форматором:

· меньший расход материалов (меди, стали, изоляции);

· меньшие габариты;

· меньшие потери активной мощности в режимах холостого хода и корот-кого замыкания;

· больший коэффициент полезного действия;

· более легкие условия охлаждения.

Недостатки:

· сложность выполнения независимого регулирования напряжения;

· опасность перехода атмосферных перенапряжений из обмотки высшего напряжения в обмотку среднего напряжения и обратно из-за электриче-ской связи обмоток;

· необходимость обязательного глухого заземления нейтрали. Это приводит к тому, что ток однофазного короткого замыкания может быть больше то-

ка трехфазного короткого замыкания. Если же разземлить нейтраль, то изоляцию обмоток нужно рассчитывать на линейное напряжение.

Автотрансформатор имеет такую же схему замещения, что и трехобмоточ-ный трансформатор. Параметры схемы замещения рассчитываются аналогично. При этом следует учитывать, что часть паспортных данных может быть приведе-на не к номинальной мощности, а к типовой. Обмотка низшего напряжения рас-считывается на типовую мощность. Поэтому при коротком замыкании обмотки низшего напряжения напряжение поднимается до значения, определяющего ток в этой обмотке. В этом случае параметры ∆Рк вн, ∆Рк сн, Uк вн и Uк сн оказываются приведенными к типовой мощности автотрансформатора.

Если в паспортных данных отмечается эта особенность, то указанные пара-метры следует привести к номинальной мощности по формулам:

        DP*         DP*  
DP = к вн ;   DP   = к сн ;  
       
           
  к вн     a       к сн   a    
                           
U к вн = U к* вн и U к сн = U к* сн .  
      a             a    
                       

Знак “*” указывает, что параметры были приведены к типовой мощности ав-тотрансформатора.

Лекция № 6

Наши рекомендации