Выбор типа и определение числа проводников обмотки якоря
В тяговых тепловозных двигателях мощностью до 500 кВт преимущественно применяют петлевые обмотки якорей. Число пар полюсов в зависимости от диаметра якоря для ТЭД обычно 2p=4. Число параллельных ветвей 2а выбираем по току в одной ветви и припетлевой обмотки 2а=2р.
Ток параллельной ветви ,А :
ia =Iдн/2а ≤250
ia = 774,8/4 =193,7 - условие выполняется
Iдн =Iгн/n
Iдн =4648,82/6=774,8.
Число пазов якоря zn в зависимости от его диаметра выбираем по графику (рис.6). С целью улучшения коммутации желательно при укладке обмотки в пазы шаг по пазам yn укороченным на 0,5 паза:
yn = zn/2р -0,5
yn =46/4-0,5=11.
Рис.6.Зависимость числа пазов и линейной нагрузки якоря ТЭД от его диаметра.
Предварительно количество проводников якоря можно определить по его линейной нагрузки ,в зависимости от Dя :
N=π*Dя *A/ia
N = 3,14*49,3*345/193,7=275,7.
При двухслойной обмотке количество проводников в пазу sn всегда должно быть целым четным числом sn =6.
После выбора sn необходимо окончательно уточнить:
N= sn * zn
N =6*46=276
и проверить линейную нагрузку якоря ТЭД, А/см:
A=N*i/π*Dя ≤550
A=276*193,7/3,14*49,3=345 — условие выполняется.
Расчет коллектора
Тяговые электродвигатели большой мощности обычно имеют одновитковые секции якорной обмотки(ω=1),поэтому N=2*K.
Число коллекторных пластин при ω=1 вычисляется из равенства:
K=N/2
K=276/2=138,
а затем проверяется по допустимым величинам диаметра коллектора Dк и размеров коллекторного деления tк.
Найденное число коллекторных пластин К проверяется по допустимому среднему напряжению между ними при максимальном напряжении на зажимах ТЭД, В:
eк.ср =2р*Uдmax/K ≤15 -19
eк.ср =4*375/138 =11 – условие выполняется.
Uдmax =Uгmax/2
Uдmax =750/2=375.
Далее предварительно оценивают диаметр коллектора Dк, мм:
Dк=0,8 *Dя
Dк=0,8*493=394,4
и определяем коллекторное деление tк :
tк =π*Dк / К
tк=3,14*394,4/138=8,9.
Диаметр коллектора округляется до целых сантиметров и проверяется на допустимую окружную скорость, м/с:
Vkmax= π*Dк*nmax/60
Vkmax =3,14*0,394*2544/60=52.
Радиальная высота коллекторной пластины , см:
hk =2,2*√39,4-1=4,1.
Выбор числа , размеров щеток и установление рабочей длины коллектора.
Число щеткодержателей при петлевой обмотке всегда должно быть равно числу параллельно ветвей якорной обмотки (2рщ =2а). плотность тока под щеткой у тепловозных ТЭД выбирается в пределах jщ =11-15 А/см2 . Суммарная площадь соприкосновения щеток одного щеткодержателя с коллектором, см2 :
Qщ =Iдн /рщ* jщ
Qщ=774,8/2*13 =29,8.
Ширина щетки bщ выбирается такой, чтобы она перекрыла число коллекторных пластин на паз. Принимая величину щеточного перекрытия γ=2-5, определяем ширину щетки, мм:
bщ = γ*tк
bщ = 3*8,9=26,7.
Общая длина щеток одного щеткодержателя, см:
Lщ=Qщ/bщ
Lщ= 29,8/2,67 =11,16
Определяем количество щеток в одном щеткодержателе. Длину одной щетки принимаем lщ=5см, см:
nщ =Lщ /lщ
nщ = 11,16/5,=2,2.
Полная длина коллектора , мм:
lк = lщ*nщ+ 25
lк = 50*2+25=125
Окончательно
Qщ= lщ*nщ*bщ
Qщ =2*50*26,7=2670 мм2;
jщ = Iдн / рщ*Qщ
jщ = 774,8/2*26,7=14,5 А/см2.
Определение размеров паза якоря.
Размеры паза hn ×bn оказывают большое влияние на степень использования активного слоя якоря и двигателя в целом. Их можно определить, зная размеры проводника ,число слоев и толщину изоляции.
При большом количестве проводников ,расположенных в пазу рядом, много места занимает изоляция ,что ухудшает теплоотдачу от меди через обмотки боковым стенкам зубцов. Поэтому следует стремиться к уменьшению количества проводников в ряду ,выбирая соответствующим образом количество пазов zn .
С целью определения сечения проводника якоря задаемся величиной фактора нагрева, являющегося произведением линейной нагрузки на плотность тока в проводнике. Для тепловозных электрических машин:
(А*jя)=2500-4000 А/см * А/мм2.
Отсюда
jя =(А*jя)/А
jя = 315*6/345 = 6 А/мм2.
Для тяговых двигателей тепловозов jя =5-7 А/мм2 .
Площадь сечения проводника обмотки якоря, мм2 :
qя =iя /jя
qя = 193,7/6 =32,3
Сечение принимаем b/a = 11,3мм2/2,83мм2. Это сечение дает возможность определить стороны проводника, где а -меньшая сторона сечения , а b -большая сторона сечения.
Размещение проводников в пазу якоря и их изоляция производится ,как показано на рис.7.
Изоляцию принимаем класса нагревостойкости F, допускающую максимальное превышение температуры обмотки якоря над температурой охлаждения воздуха 1400 С.
В заключении расчета активного слоя якоря необходимо определить размеры зубцового слоя якоря.
Ширина зубца у основания, мм:
bz2=π*(Dя-2hz)/zn -bn
bz2= 3,14*(493-2*39,3)/46-11,3 =16,9 ,
где hz -высота зубца(паза) якоря ,мм:
hz = (Dя- Dк-20 )/2
hz = (493-394,4-20)/2 =39,3.
Ширина зубца на высоте 1/3 hz от его основания, мм:
bz1/3 =(π*(Dя -1,33*hz )/ zn)-bn
bz1/3 =(3,14*(493-1,33*39,3)/46)-11,3 =18,7.
Зубцовые шаги:
по внешнему диаметру якоря, мм:
tz1=π *Dя /zn
tz1= 3,14*493/46 =33,6 ;
по дну паза, мм:
tz2 =( π*(Dя-2hz))/zn
tz2 =( 3,14*(493-2*39,3))/46=28,3 ;
на 1/3 высоты зубца от основания, мм:
tz1/3 =( π*(Dя-1,33hz))/zn
tz1/3 =(3,14*(493-1,33*39,3))/46 =30,08.