Гидравлический гаситель колебаний
Предназначен для гашения долго не затихающих горизонтальных и вертикальных колебаний кузова вагона на пружинах центрального подвешивания после прекращения действий внешних возмущений (проезд стрелочных переводов, кривые участки или неровности пути и т.д.).Пружины центрального подвешивания обладают большой чувствительностью и гибкостью. Если бы не было гидрогасителей, кузов вагона еще долго совершал бы колебательные движения в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Гасители расположены под углом 35° к горизонтальной плоскости, при этом их верхние головки крепятся к соответствующим кронштейнам на продольных балках рамы тележки, а нижние головки - к кронштейнам на центральной. Соединение головок с кронштейнами производится при помощи валиков с использованием резинометаллических втулок.
Рис. Гидравлический гаситель. Разрез
1 - наружный кожух
2 - шток
3 - гайка
4 - сальник
5 - Фасонная тарельчатая шайба
6 - резиновое уплотнительное кольцо
7 - крышка
8 - резиновая уплотнительная прокладка
9 - рабочий цилиндр
10 - наружный цилиндр
11 - чугунное уплотнительное кольцо
12 - нижний клапан
13,17 - нижняя и верхняя головки
14 - пружина
15 - нажимная шайба
16 - крышка
18 - стальная втулка
Гаситель колебаний является демпфером телескопического типа (то есть меняющего свою длину в зависимости от хода сжатия или растяжения гасителя), действующего по принципу дросселирования, то есть перетекания рабочей жидкости из одной полости в другую через калиброванные каналы с сопротивлением и определенным давлением.
Составные элементы гасителя
- Рабочий цилиндр с нижним клапаном.
- Поршень со штоком и верхним клапаном в поршне.
- Дополнительный цилиндр с нижней головкой.
- Верхняя головка с крышкой и предохранительным кожухом.
- Детали крепления и уплотнения (кольцо на поршне, резиновые прокладки, манжеты и т.д.).
Технические данные гасителя.
- Сила сопротивления при сжатии 400 - 440 кг, а при растяжении 360 - 400 кг;
- Максимальный ход поршня - 80 мм, рабочий - 25 мм;
- Расчетная частота колебаний - 50 в минуту;
- Количество рабочей жидкости - 0,5 литра;
- Вес в сборе - 13 кг.
Для рабочей жидкости применяется приборное масло (МВП), веретенное (И-20) или авиационное (АМГ-10).
Колесная пара
Колесные пары воспринимают нагрузку вагона и направляют его по рельсовому пути.
Колесные пары испытывают наряду с постоянно действующей нагрузкой от веса вагона и пассажиров также и дополнительные динамические усилия - вертикальные удары от стыков и неровностей пути и горизонтальные усилия при прохождении кривых участков пути.
Рис. Колесная пара
Колёсные пары являются одними из основных узлов ходовых частей и всего подвагонного оборудования.
Классификация колесных пар
На вагонах метрополитена применяются следующие колесные пары.
В зависимости от конструкции колеса:
- колёсные с цельнокатаными колесами;
- колесные пары с подрезиненными колесами.
В зависимости от конструкции соединения колесных пар с тележкой вагона:
- колёсные пары с буксами для поводкового подвешивания;
- колесные пары с буксами для шпинтонного подвешивания.
Элементы колесной пары
Каждая колесная пара включает следующие элементы:
- ось;
- два подрезиненных или цельнокатаных колеса;
- редукторный узел;
- две буксы.
Профиль катания колес
Движение колесных пар по рельсовому пути происходит в сложных условиях. Поэтому большое значение придают правильному выбору профиля поверхности катания колес, чтобы он по возможности обеспечивал лучшие условия прохождения колесной пары по прямым и кривым участкам пути.
Рис. Наименование частей бандажа
1 - круг катания; 2 - поверхность катания; 3 - наружная фаска; 4 - наружная грань;5 - упорный бурт
6 - внутренняя поверхность; 7 - выточка для бандажного кольца; 8 - прижимной бурт; 9 - внутренняя грань; 10 - вершина гребня; 11 - гребень
Поверхность катания колес вагонов метрополитена в средней (рабочей) части имеет коническую форму с уклоном 1:20, и затем на протяжении 30 мм до наружной плоскости колеса переходит в другую конусность 1:7.
Рис. Профиль поверхности катания цельнокатаного колеса
Рабочим диаметром колеса считают диаметр, замеренный в плоскости круга катания на расстоянии 70 мм от внутренней грани колеса, где расположен гребень. Гребень возвышается над точкой круга катания на 28 мм. Толщину гребня замеряют на расстоянии 18 мм от вершины. У новых гребней она равна 33 мм.
В процессе эксплуатации подвижного состава на поверхности катания колес могут появиться следующие дефекты:
прокат - естественное постепенное изменение профиля поверхности катания, заключающееся в появлении равномерного углубления-канавки по всей окружности колеса, вызванное износом и пластической деформацией металла.
местные выбоины - образуются при заклинивании колесной пары во время движения.
износ гребня - происходит в процессе эксплуатации вследствие трения его о головку рельса, главным образом на кривых и особенно при новых рельсах. В результате такого износа угол перехода поверхности катания к гребню углубляется в тело бандажа и от этого гребень становится тоньше, а его угол наклона рабочей плоскости вместо 60° начинает приближаться к прямому.
выкрашивание - выпадание кусочков металла на поверхности катания происходит в результате сильно развитой сетки трещин.