Лекция 7 «Генераторы переменного тока и выпрямители»
Принцип действия генератора переменного тока. В системах электроснабжения пассажирских вагонов широко применяются генераторы переменного тока индукторного типа. В отличие от обычного синхронного генератора они не имеют обмоток на роторе и колец с щетками для подвода к нему тока. Такие генераторы по сравнению с генераторами постоянного тока ввиду отсутствия щеточно-коллекторного аппарата надежны в работе и требуют более простого ухода.
В индукторном генераторе (рис. 3.4) обмотки переменного тока 5 выполняются неподвижными и закладываются в пазы (впадины) статора 3, причем каждая обмотка охватывает один из зубцов 1. Обмотка возбуждения также неподвижна и выполнена в виде двух кольцевых катушек 6 (тороидов), которые соединены последовательно и расположены в двух подшипниковых щитах 7. Ротор состоит из равномерно расположенных зубцов 10 и пазов 11, которые образуют как бы полюса машины.
Рис. 3.4. Схема индукторного генератора переменного тока
с зубчатым ротором
Если через обмотки возбуждения 6 пропустить ток, то создается магнитный поток Ф, который замкнется по цепи (штриховая линия). Он пройдет по подшипниковому щиту 7, через воздушный зазор 8, по втулке 9 ротора в осевом направлении, через зубцы 10 ротора, воздушный зазор 4, зубцы 1 статора, остов 2 и снова войдет в подшипниковый щит. При вращении ротора зубцы 1 статора поочередно совпадают с зубцами 10 и пазами 11 ротора. При взаимном совпадении зубцов (рис. 3.5, а) между ними будет наименьший воздушный зазор, магнитное сопротивление также минимальное и обмотки W1, расположенные на данном зубце статора, пересекаются магнитным потоком Фмакс. При совпадении зубца статора с пазом ротора (рис. 3.5, б) зазор наибольший, магнитное сопротивление увеличивается и обмотки пересекаются
магнитным потоком Фмин. Таким образом, при вращении ротора пульсирует магнитный поток и в обмотках W1, расположенных на зубцах статора, индуктируется переменная ЭДС, а при подключении нагрузки в них потечет переменный ток.
Рис. 3.5 Изменение потока в зубцах статора
при различном положении ротора
В отличие от обычного синхронного генератора магнитный поток, пронизывающий обмотки W1 статора, не изменяется по направлению (не меняет своего знака).
Вагонные генераторы типов ГСВ (синхронный вагонный генератор), ГВ (вагонный генератор) имеют на роторе шесть зубов и шесть пазов, которые образуют как бы пары полюсов р, поэтому эти генераторы являются 12-полюсными машинами. Частота переменной ЭДС (тока) зависит от частоты вращения ротора и числа пар полюсов и определяется по формуле f = рn/60, откуда наибольшая частота переменного тока при наибольшей частоте вращения ротора 4000 об/мин равна 400 Гц.
Процесс самовозбуждения генератора происходит так же, как и в генераторе постоянного тока с параллельным возбуждением, за счет остаточного магнетизма. Причем основная обмотка возбуждения питается от обмотки статора через специальный выпрямитель, а величина тока возбуждения и соответственно магнитного потока регулируется или изменением индуктивного сопротивления (при РНГ с магнитным усилителем), или путем изменения длительности импульсов тока (при РНГ на тиристоре).
Устройство генератора переменного тока. В системах электроснабжения применяются генераторы типов ГСВ-2, ГСВ-8, 2ГВ.001, 2ГВ.003, которые аналогичны по конструктивному исполнению и принципу действия. Отличаются они мощностью, которая на выходе выпрямителя для генераторов ГСВ-2 и ГСВ-8 составляет 5,5 кВт, для 2ГВ.001 - 6,5 кВт, для 2ГВ.003 - 8 кВт. Кроме того, схема дополнительной обмотки статоров генераторов ГСВ-2, ГСВ-8 и 2ГВ.001 трехфазная, мостовая, а генератора 2ГВ.003 - однофазная с выводом средней точки. У генераторов ГСВ-2 и ГСВ-8 привод плоскоременный, у 2ГВ.001 - клиноременный, у 2ГВ.003 - ременно-редукторно-карданный.
Генераторы ГСВ-2, ГСВ-8 и 2ГВ.001 установлены под кузовом вагона, 2ГВ.003 - на концевой балке рамы тележки котловой стороны вагона.
Генератор переменного тока со смешанным возбуждением типа 2ГВ.003 применяется в системах электроснабжения ЭВ-7, ЭВ-10, ЭВ-20, ЭВ-26 (ЭВ - электрооборудование вагонное), устанавливаемых на вагонах без кондиционирования воздуха.