Тема 6.1 Ликвидация аварий в электрической части электрической станции или подстанции и на линиях электропередач

«Общие положения по ликвидации аварий»

Ликвидация аварий в электрической части энергосистем является одной из самых трудных задач оперативного персонала. Решение ее сводится: к быстрой оценке аварийного положения и немедленному при­нятию мер, обеспечивающих безопасность персонала и устраняющих угрозу повреждения оборудования; к выполнению ряда операций, пред­отвращающих развитие аварии и устраняющих аварийный режим; к своевременному информированию вышестоящего дежурного о при­чинах аварии и принятых мерах по ее ликвидации.

Объективное суждение о создавшемся аварийном положении опе­ративный персонал производит на основании: сигнализации положения выключателей, показаний измерительных приборов, выпавших указате­лей срабатывания устройств релейной защиты и автоматики, световых табло на панелях щитов управления.

Оценивая аварийное положение по указателям релейной защиты, учитывают принципы их действия, виды повреждений, на которые реа­гируют защиты, и зоны их действия. При этом принимается во внима­ние возможность неправильных отключений неповрежденного оборудо­вания одновременно с поврежденным, а также отказы в отключении поврежденного оборудования. Личные наблюдения персонала и посту­пившие сообщения о замеченных аварийных явлениях (толчках тока, вспышках, пожаре) могут дополнить информацию о месте поврежде­ния. Общее представление об аварии составляется на основании всей этой информации, затем намечается ориентировочный план действия по ее ликвидации.

Все переключения в аварийных условиях выполняются персоналом в строгом соответствии с ПТЭ, правилами техники безопасности и с обязательным применением защитных средств.

«Разделение функций между оперативным персоналом при ликвидации аварий»

Ликвидация возникшей аварийной ситуации в значительной мере зависит от того, насколько четки, правильны и своевременны действия оперативного персонала энергообъектов, диспетчеров предприятий электросетей и энергосистемы. В этой связи предусмотрено строгое распределение функций по ликвидации аварий между оперативным пер­соналом всех ступеней диспетчерского управления на основе следую­щих положений:

оперативному персоналу станций и подстанций предоставлено пра­во самостоятельно производить операции по ликвидации аварий и пре­дупреждению их развития, если эти операции не требуют координации действий оперативного персонала смежных энергообъектов;

во время ликвидации аварий оперативный персонал поддерживает связь с вышестоящим дежурным и передает ему информацию, необхо­димую для ликвидации аварий, затрагивающих ряд энергообъектов и участков сетей;

диспетчеры электросетей и энергосистемы контролируют действия подчиненного персонала, занятого ликвидацией аварий, и оказывают ему необходимую помощь.

«Самостоятельные действия оперативного персонала станций и подстанций при ликвидации аварий»

Под самостоятельными действиями в эксплуатации понимаются такие оперативные действия с оборудованием, которые выполняются персоналом в соответствии с требованиями местных инструкций на основе анализа аварийной обстановки и без предварительного получе­ния распоряжения или разрешения вышестоящего дежурного, но с по­следующим уведомлением его о выполненных операциях. Целью само­стоятельных действий является устранение возникшей опасности для людей, быстрейшее восстановление электроснабжения потребителей, от­деление поврежденного оборудования или участка, если это мешает подаче (приему) напряжения.

Ниже рассмотрены некоторые случаи, когда оперативному персона­лу станций и подстанций вменены в обязанность самостоятельные дей­ствия.

При непосредственной угрозе безопасности людей, если спасение их жизни зависит от быстроты действий оперативного персонала, ему раз­решено отключить любое оборудование независимо от возможных последствий, вызванных этими действиям» (обесточение подстанции, от­деление станции от системы, остановка оборудования и т.д.)

В случае возникновения пожара, к тушению которого можно при­ступить только после снятия напряжения с оборудования или установ­ки, разрешается их отключение для снятия напряжения.

При отключении воздушной или кабельной линии, работающей и режиме тупикового (одностороннего) питания, когда электроснабжение потребителей внезапно прекращается, персоналу разрешается немед­ленно, без осмотра оборудования, включить под напряжение отключив­шуюся линию, даже если установленный на линии АПВ работал не­успешно. Очевидно, что эти действия распространяются также и на транзитные линии, временно переведенные (на период ремонтных ра­бот) и режим тупикового питания. Повторное ручное включение линии без осмотра ее оборудования не производится в том случае, когда пер­сонал располагает сведениями о явном повреждении оборудования, например обрыве проводов линии, а также в особых случаях, когда подача напряжения разрешается только по получении согласия потре­бителя.

При автоматическом отключении силового трансформатора и пре­кращении электроснабжения потребителей в работу немедленно вклю­чается трансформатор, находящийся в резерве. При отсутствии ре­зервного трансформатора и отключении от максимальной защиты ра­ботающего в случае нарушения электроснабжения потребителей персо­налу разрешается включение вручную отключившегося трансформато­ра без осмотра как самого трансформатора, так и обесточенных шин. Если ручное включение трансформатора под нагрузку окажется неус­пешным, производится осмотр оборудования подстанции. Обнаруженное во время осмотра поврежденное оборудование отключается сначала выключателем, а затем разъединителями, и на неповрежденную часть подается напряжение.

Отключившиеся во время аварий генераторы и синхронные ком­пенсаторы, если отключение не связано с повреждением их оборудова­ния, включаются в сеть персоналом самостоятельно. Осмотр присоеди­нений генераторов и синхронных компенсаторов проводится после вклю­чения в сеть и набора нагрузки.

Наряду с операциями, которые персоналу разрешается выполнять при ликвидации аварий самостоятельно, существует ряд операций, са­мостоятельное выполнение которых категорически запрещается, так как это может привести к развитию аварии. Например, не допускается без разрешения вышестоящего дежурного:

включать под нагрузку транзитные линии и трансформаторы без предварительной проверки синхронизма, если несинхронное включение их недопустимо;

отключать транзитные линии и трансформаторы при исчезновении напряжения на шинах, кроме случаев, когда повреждены сборные ши­ны и их оборудование;

включать питающие потребителей линии, отключенные автоматами частотной разгрузки при дефиците мощности в энергосистеме.

«Ликвидация аварий на понижающих подстанциях»

Исчезновение напряжения на шинах подстанций может произойти в результате КЗ на шинах или па любом непосредственно подсоеди­ненном к ним оборудовании, в том числе и выключателях; при КЗ на линии и отказе в действии релейной защиты или выключателя; при не­правильном срабатывании защиты шин во время внешнего КЗ, а так­же в случае аварии на участке сетей энергосистемы.

Аварии с исчезновением напряжения на шинах подстанций, как правило, ликвидируются автоматически действием АПВ шин, линии, трансформаторов, АВР, включающих секционные и шипососдинительные выключатели. При отказе или отсутствии автоматических устройств основным методом ликвидации аварий на шинах, связанных с прекра­щением электроснабжения потребителей, является подача напряжения на шины от источника, имеющего напряжение. Им может быть остав­шаяся в работе секция или система шип; линия или трансформатор, отключившиеся от шин, но сохранившие напряжение от энергосистемы. Напряжение на шипы подастся однократно (и том числе и после, не­успешного действия АВР) дистанционным включением выключателя, а на подстанциях без дежурного персонала — с помощью средств теле­механики. Напряжение подается при включенном положении выключа­телей присоединений, которые питались от шин и в момент исчезнове­ния напряжения автоматически не отключались. Следует иметь в виду, что напряжение на шины может подаваться при отсутствии в РУ экс­плуатационного и ремонтного персонала, чтобы не подвергать его опас­ности. В случае неуспешной попытки подачи напряжения на шины пер­сонал сообщает о своих действиях диспетчеру, внимательно осматри­вает указатели срабатывания устройств релейной защиты и автоматики, записывает их показания и возвращает сигнальные флажки в исход­ное положение, производит обход и осмотр оборудования и далее дей­ствует в соответствии с указаниями диспетчера.

Если во время осмотра будет обнаружено поврежденное оборудо­вание, оно отделяется выключателями и разъединителями для того, чтобы на неповрежденную часть можно было подать напряжение. При восстановлении нормальной схемы подстанции включение под нагрузку транзитных связей разрешается только по распоряжению диспетчера, в оперативном управлении которого находятся эти связи. В отдельных случаях оперативному персоналу предоставляется диспетчерскими ин­струкциями право подачи напряжения по транзитной линии (после про­верки отсутствия на пей напряжения) в сторону станции, с тем чтобы персонал станции имел возможность проверить синхронность напряже­ний и замкнуть линию под нагрузку.

Отключение одного из параллельно работающих трансформаторов или автотрансформаторов одновременным действием газовой и диф­ференциальной защит происходит, как правило, при повреждении внутри бака трансформатора.

Первоочередной задачей оперативного персонала в этом случае яв­ляются проверка загрузки оставшихся в работе трансформаторов и принятие срочных мер к ограничению перегрузки, если она превышает допустимые пределы. Только после этого производится внешний осмотр трансформатора и отбирается проба газа из газового реле. Отбору проб следует уделять особое внимание, так как при анализе неправильно ото­бранной пробы возможно ошибочное заключение. Пробы газа отбира­ются с помощью специальных аппаратов — аспираторов.

Если отключение трансформатора произошло от действия одной дифференциальной или газовой защиты, то причина отключения может быть и не связана с повреждением трансформатора. И дифференциальная и газовая защиты могут сработать неправильно, например, при сквоз­ном КЗ. В этом случае при исчезновении напряжения у потребителей и отсутствии резервных источников питания отключившийся трансформа­тор разрешается включить в работу, если внешним осмотром не будет обнаружено повреждение и наличие горючего газа в газовом реле.

При срабатывании газовой защиты трансформатора на сигнал опе­ративный персонал должен:

при наличии резервного трансформатора включить его в работу, а тот, на котором подействовала защита, отключить;

при отсутствии резерва трансформатор следует осмотреть для вы­явления причины срабатывания газовой защиты.

При осмотре проверяют уровень масла в расширителе и отсутствие течи масла; характер гула и отсутствие потрескиваний внутри бака и т. д. Из реле отбирается проба газа для проверки на горючесть и химического анализа. Если скопившиеся в реле газы негорючи, то трансформатор оставляется в работе.

Отказ в работе механизма какого-либо из выключателей может быть обнаружен при дистанционном опробовании выключателей или поочередном отключении их от защит с включением от АПВ. Отказ в отключении выключателя при КЗ в цепи, где он установлен, приводит к развитию аварии. Поэтому при обнаружении неуправляемого выклю­чателя последний должен быть выведен в ремонт. Отключение в этом случае масляного выключателя производится вручную воздействием на защелку привода. Если отключение масляного выключателя с места окажется неуспешным, создается схема, при которой разрыв тока в цепи с дефектным выключателем производится с помощью шиносоединительного или обходного выключателя. Для вывода из схемы поврежденного выключателя иногда снимают напряжение с рабочей системы шин, ес­ли имеется возможность перевода питания потребителей на другой ис­точник питания или другую систему шин.

«Ликвидация аварий в главной схеме электростанций»

Аварии в главной схеме станции относятся к числу наиболее тя­желых аварий, так как часто они связаны с потерей генерирующей мощности, понижением частоты, нарушением параллельной работы ге­нераторов, отделением на несинхронную работу и т. д. Такие аварии непосредственно отражаются на балансе мощности энергосистемы, по­этому начальник смены станции должен своевременно информировать диспетчера о ходе ликвидации аварии на станции.

Исчезновение напряжения на главных шинах станции может про­изойти в результате КЗ на оборудовании шин или в случае отказа в отключении выключателя одного из присоединений при КЗ на нем.

В первом случае отключение выключателей произойдет действием дифференциальной защиты шин (ДЗШ), во втором — устройством ре­зервирования при отказе выключателей (УРОВ). При этом станция или часть ее может отделиться от системы на несинхронную работу с избытком или недостатком (дефицитом) генерируемой мощности. В обо­их случаях оперативный персонал станции обязан прежде всего отре­гулировать частоту и напряжение на шинах, оставшихся под напряже­нием, в пределах установленных норм; проверить питание с. н. станции и потребителей, подключенных к этим шинам. Если станция (например, ТЭЦ) отделилась с большим дефицитом мощности и снижением часто­ты на шинах генераторного напряжения до уровня срабатывания авто­матической частотной разгрузки (АЧР), то часть потребителей отклю­чится автоматически. Оперативный персонал в данном случае вводит в работу весь имеющийся у него резерв электрической мощности, ис­пользует перегрузку генераторов и другого оборудования до допусти­мых значений и только после этого проводит осмотр указателей сра­батывания устройств релейной защиты и автоматики. При отключении главных шин повышенного напряжения действием ДЗШ и исчезнове­нии напряжения на шинах с. н. или у потребителей дежурный персонал после проведения указанных выше действий, обеспечивающих сохран­ность и работоспособность оборудования, принимает напряжение на шины от системы, синхронизирует и включает станцию на параллель­ную работу.

Если подача напряжения на шины окажется неуспешной, началь­ник смены станции сообщает об этом диспетчеру системы и с его раз­решения осматривает оборудование, входящее в зону действия ДЗШ. При повреждении самих сборных шин оперативный персонал перево­дит все присоединения па резервную или другую рабочую систему шин и сообщает об этом диспетчеру. При повреждении любого другого эле­мента, входящего в зону действия ДЗШ, его отключают разъедините­лями, а систему шин вводят в работу.

При снятии напряжения с шип действием УРОВ следует предпо­ложить, что на одной из цепей, выключатель которой остался вклю­ченным, имеется КЗ. В этом случае неотключившийся выключатель от­ключают вручную. Если выключатель поврежден и не отключается, его выводят из схемы отключением разъединителей, после чего на шины принимается напряжение, обеспечивается питание с. н. и потребителей и далее по распоряжению диспетчера восстанавливается нормальная схема первичных соединений станции.

Отключение блока генератор — трансформатор действием его за­щит может произойти как при внутренних повреждениях в генераторе, повышающем и рабочем трансформаторе с. н. так и в других элементах блока. При этом наряду с отключением выключателей блока, трансфор­матора с. п. и АГП генератора срабатывают технологические защиты блока, действием которых гасится топка котла и турбина идет на ос­танов (по пару закрываются стопорные клапаны турбины и главные па­ровые задвижки). Питание с. п. отключившегося блока действием АВР переводится па резервный источник. Первейшей обязанностью опера­тивного персонала является проверка срабатывания АВР и наличия напряжения на шипах 6 и 0,4 кВ отключившегося блока, а также па электродвигателях маслонасосов турбины и уплотнений генератора, валоповоротного устройства, в сети электроприводов задвижек, так как от действия этих механизмов зависит сохранность оборудования при остановке турбогенератора. Если АВР не сработало, оперативный пер­сонал вручную выполняет операции, возложенные на автоматику. После этого выясняется причина отключения блока и в зависимости от этого блок выводится в ремонт или готовится к включению в сеть.

«Ликвидация аварий в схеме с.н. электростанций»

Собственные нужды тепловых электростанций являются сущест­венной их частью, так как с помощью различных механизмов с. н. обес­печивается весь технологический процесс выработки электрической и тепловой энергии. Механизмы с. н. условно разделяют на ответственные, остановка которых вызывает снижение выработки электрической и теп­ловой энергии или ведет к остановке агрегатов станции, и неответст­венные, кратковременная остановка которых не оказывает непосредственного влияния па выработку электроэнергии.

Питание с. н. осуществляется от основных генераторов: крупных двигателей (мощностью 200 кВт и выше), как правило, на напряжении 6 кВ, остальных 0,4—0,6 кВ. Надежность схем питания обеспечивается следующими мероприятиями:

выполняется секционирование сборных шин 6 и 0,4 кВ;

питание каждой секции шин осуществляется не менее чем от двух источников, из которых один является рабочим, другой — резервным;

применяется автоматическое включение резерва как источников пи­тания (резервных трансформаторов, секционных выключателей, реактированных линий), так и резервных механизмов (питательных, цирку­ляционных, сетевых насосов и др.);

при действии АВР обеспечивается самозапуск двигателей всех от­ветственных механизмов от резервного источника питания;

двигатели механизмов одинакового назначения (дымососы, дутье­вые вентиляторы и пр.) распределяются по разным секциям с тем, что­бы выход из работы одной секции не приводил к полной остановке аг­регата;

на крупных станциях блочного типа предусматриваются резервные трансформаторы с. п., подключаемые к шинам повышенного напряже­ния, имеющим связь с системой. От этих трансформаторов производит­ся пуск первого агрегата станции, а также ее пуск в случае аварийной остановки.

Кроме того, от каждой системы или секции шип генераторного на­пряжения обычно питается свой источник с. н. При такой схеме повреж­дение на одной из секций не ведет к полной потере питания с. п.

Применение на генераторах АВР и быстродействующей форсировки возбуждения, а также быстродействующих релейных защит от то­ков КЗ способствует поддержанию на шинах с. н. необходимого уровня напряжения для надежной работы двигателей механизмов с. н.

Перечисленные мероприятия в значительной степени автоматизиру­ют процесс ликвидации аварий в схемах с. н. Повторная подача напря­жения на отключившуюся секцию с. н. может оказаться неуспешной лишь в случае крупных разрушений, вызванных КЗ на шипах. Все схемы АВР питания с. н. действуют однократно. Обязанностью опера­тивного персонала при отключении источника питания с. н. является проверка срабатывания АВР. В случае отказа АВР напряжение на обес­точенные шины подается вручную толчком без осмотра оборудования.

Трансформаторы с. н., отключившиеся от действия максимальной защиты, также включаются 1 раз вручную без внешнего осмотра, если напряжение на секцию нельзя подать от источника резервного пита­ния.

На пылеугольных станциях питатели пыли имеют питание от ис­точников постоянного тока (двигателей-генераторов, выпрямителей), а резервные маслонасосы турбин питаются от аккумуляторных батарей.

Исчезновение напряжения постоянного тока на одной из секций пита­телей пыли приводит к прекращению работы половины механизмов пылеприготовления. При этом блок автоматически сбрасывает нагрузку до 60—70 % номинальной. Если напряжение исчезло при отключении двигателя-генератора, то обычно АВР переводит секцию на питание о г аккумуляторной батареи и режим котла восстанавливается; оперативный персонал выясняет причину отключения двигателя-генератора и прини­мает меры к ее устранению.

«Ликвидация аварий в энергосистемах»

Аварии в энергосистемах наносят огромный народнохозяйственный ущерб, поэтому ликвидация их должна осуществляться быстро и точ­но. Для этого применяют быстродействующие релейные защиты от то­ков КЗ и средства противоаварийной системной автоматики: повтор­ного включения линий, трансформаторов и шин, включения резервного оборудования и источников питания, регулирования возбуждения ге­нераторов и синхронных компенсаторов; регулирования напряжения (АРН), частотной разгрузки, частотного повторного включения (ЧАПВ) и др. Массовое внедрение в энергосистемах перечисленных автоматиче­ских устройств отражается на работе диспетчера энергосистемы, от ко­торого требуется четкое знание принципов и особенностей работы ав­томатических устройств при нарушениях режима; быстрая переработка всей поступающей во время аварии информации и столь же быстрое принятие решений, направленных на устранение аварийного режима. При нормальном функционировании автоматических устройств действия диспетчера сводятся к контролю за их срабатыванием и за установив­шимся послеаварийным режимом с последующим принятием необходимых мер. В случае неисправности того или иного автоматического устройства персонал вынужден дублировать его действие вручную.

Большое значение при ликвидации аварий приобретает безотказность в работе средств связи и телемеханики. Последнее имеет особое значе­ние при отсутствии на управляемых энергообъектах дежурного пер­сонала.

Типичными явлениями, с которыми обычно бывают связаны ава­рии в энергосистемах, являются понижения частоты и напряжения. В ре­зультате обоих этих явлений возможно возникновение асинхронного ре­жима, качаний и разделение систем на части.

Понижение частоты возникает при нарушении баланса между ге­нерацией и потреблением активной мощности. При дефиците мощности, вызванном отключением крупных генераторов или станции и отсутстви­ем в системе резерва, частота снижается в зависимости от состава ге­нерирующей мощности и нагрузки ориентировочно на 1 % при измене­нии нагрузки на 1 — 3 %.

Понижение частоты снижает производительность машин у потре­бителей и механизмов с. н. на станциях, что в свою очередь вызывает дальнейшее снижение вырабатываемой генераторами мощности.

Для предупреждения системных аварий, связанных с внезапным понижением частоты, применяются устройства автоматического вклю­чения и загрузки резервных гидрогенераторов, перевода в активный ре­жим гидрогенераторов, работающих в режиме синхронных компенсато­ров. Набор нагрузки резервными генераторами сокращает дефицит мощности в системе, но не во всех случаях устраняет начавшийся про­цесс снижения частоты. В помощь автоматическим устройствам загруз­ки генераторов в энергосистемах установлены устройства для автома­тической разгрузки (т. е. отключения части потребителей) при сниже­нии частоты. Разгрузка производится несколькими очередями в диапазоне частот срабатывания 48—46,5 Гц с интервалами по частоте 01— 0,2 Гц. Автоматическая частотная разгрузка должна обеспечить уровень частоты в системе не ниже 49 Гц. Дальнейшее повышение частоты до номинальной осуществляется диспетчером вводом резервной мощности, а при отсутствии — ограничением и отключением наименее ответствен­ных потребителей.

Важнейшим мероприятием при понижении частоты в пределах 48—45 Гц является выделение на независимое от энергосистемы пита­ние с. н. электростанций, чтобы устранить угрозу нарушения нормаль­ной работы их оборудования. Для этого предусматриваются специ­альные схемы, в которых часть генераторов станций при заданной час­тоте отделяется от системы (автоматически или вручную дежурным персоналом станции) со сбалансированной нагрузкой с. н. и части по­требителей, не допускающих резкого изменения частоты.

Понижение напряжения может сопутствовать понижению частоты, но может произойти и независимо от нее. При одновременном понижении частоты и напряжения последнее снижается примерно на 1 % при понижении частоты на 1 Гц.

Напряжение может понижаться в той или иной части энергосисте­мы при недостатке в ней реактивной мощности. В этом случае опера­тивный персонал станций и подстанций с синхронными компенсаторами самостоятельно, не дожидаясь распоряжения диспетчера, повышает ре­активную нагрузку генераторов и синхронных компенсаторов, пользуясь таблицами допустимых перегрузок.

При глубоком снижении напряжения независимо от причины, по которой оно произошло, срабатывают устройства автоматического ре­гулирования возбуждения и быстродействующей форсировки возбуж­дения (БВ) генераторов и синхронных компенсаторов, временно подни­мая реактивную мощность. Однако допустимое время форсированной работы незначительно (для крупных турбогенераторов с непосредствен­ным охлаждением обмоток 20 с). Поэтому в условиях, когда срабаты­вает форсировка возбуждения генераторов, диспетчер обязан действо­вать особенно быстро, так как промедление с восстановлением напря­жения может привести к отключению перегруженных генераторов от сети и дальнейшему ухудшению положения в системе.

Асинхронный режим в энергосистеме может возникнуть в резуль­тате междуфазного КЗ, потери возбуждения (полной или частичной) мощным генератором и т. д. При этом вышедшие из синхронизма ге­нераторы или части энергосистемы продолжают оставаться соединен­ными между собой, но работают с разными частотами и между ними происходит периодический обмен потоками мощности. Признаками асинхронного режима являются качания стрелок вольтметров, ампер­метров в цепях генераторов, линий и трансформаторов вслед за изме­нением направления потока мощности. Число периодов качаний в секунду равно разности частот в выпавших из синхронизма частях. В точках, близких к так называемому электрическому центру качания, наблюдаются наибольшие колебания напряжения. Асинхронные режимы могут устраняться самопроизвольно в течение нескольких секунд. Если же ресинхронизация затягивается, то для восстановления синхронизма понижают частоту в части системы, где она повысилась, и повышают там, где частота понизилась. При разности частот от 1 до 0,5 Гц вышедшие из синхронизма части (станции) обычно втягиваются в син­хронизм.

Ресинхронизация обеспечивается действием АЧР в части системы с пониженной частотой и автоматической разгрузкой генераторов в час­ти системы с повышенной частотой. Кроме того, для ликвидации асин­хронного режима на транзитных линиях устанавливаются делительные защиты, разделяющие части энергосистемы, вышедшие из синхронизма.

Если в течение 2—3 мин синхронизм в системе восстановить не удается, диспетчер разделяет энергосистему па несинхронно работаю­щие части. После установления нормального режима в разделенных частях их синхронизируют и включают на параллельную работу. Раз­ница частот при замыкании несинхронно работающих частей допуска­ется не более 0,5 Гц.

При ликвидации аварийных режимов диспетчер энергосистемы пользуется прямой телефонной связью со всеми управляемыми энерго­объектами, а также радиосвязью. Оперативные переговоры записыва­ются на магнитную лепту. В создавшейся аварийной ситуации диспет­чер ориентируется по мнемонической схеме системы, изображенной на диспетчерском щите. Щиты оснащены средствами телесигнализации положения отключающих аппаратов, а в некоторых случаях и средст­вами телеуправления. Имеются устройства телеизмерения наиболее важ­ных электрических величин: частоты, активной мощности станций, на­пряжения в контрольных точках системы, нагрузки по линиям и др.

В настоящее время различные устройства телеинформации сопря­гаются с устройствами отображения ее на электронно-лучевых трубках. Обработка и воспроизведение получаемой диспетчером информации производятся с помощью ЭВМ.

Вопросы для повторения

1. На основании какой информации оценивается аварийная ситуация, возникшая на станции или подстанции?

2. Что понимается под самостоятельными действиями оперативного персонала станций и подстанций при ликвидации аварий?

3. Какой принцип положен в основу ликвидации аварий, связанных с исчезновением напряжения на шинах понижающих подстанций?

4. Назовите первоочередные действия персонала станции при отделении ее от энергосистемы на несинхронную работу.

5. Выполнением каких мероприятий обеспечивается надежность пита­ния собственных нужд станций?

6. Чем опасны глубокие понижения частоты и напряжения в энергосис­теме?


Наши рекомендации