Лекция 12 «Системы электроснабжения пассажирских вагонов»
Системой электроснабжения называют комплекс оборудования, предназначенный для выработки и распределения электрической энергии потребителям вагона. В зависимости от расположения источников электрической энергии и их использования системы электроснабжения делятся на автономные и централизованные.
Автономная система электроснабжения получила наибольшее распространение. В пассажирском вагоне с этой системой имеются собственные источники электрической энергии (генератор и аккумуляторная батарея), обеспечивающие питание потребителей электроэнергией при движении и на стоянке. Основным источником электроэнергии служит генератор, который приводится во вращение от оси колесной пары вагона с помощью специального привода. Применяются генераторы постоянного и переменного тока. Для автономных систем с приводом генератора от оси колесной пары приняты два стандартных напряжения: для вагонов без кондиционирования воздуха 50 В, для вагонов с кондиционированием воздуха 110 В.
Упрощенная схема системы электроснабжения с генератором постоянного тока параллельного возбуждения небольшой мощности (около 5 кВт) показана на рис. 6.1. При движении поезда электрическая энергия подается потребителям от генератора 1. Генератор подключается в работу при скорости движения поезда более - 30-40 км/ч, когда его напряжение выше напряжения аккумуляторной батареи 6. При этом диод 4, выполняющий функцию бесконтактного переключающего устройства, открывается, и батарея начинает заряжаться. В цепь параллельной обмотки возбуждения 3 генератора включен регулятор напряжения 2, который автоматически изменяет ток возбуждения, чтобы напряжение генератора не зависело от скорости поезда и постепенно повышалось по мере заряда аккумуляторной батареи. Электрические лампы 11 и сигнализации 12 питаются от сети 10 стабилизированного напряжения U2, поддерживаемого на заданном уровне автоматически регулируемым резистором 9 (регулятором напряжения сети освещения), в котором гасится часть U3, напряжения генератора. В рассматриваемой системе номинальное напряжение сети освещения U2 составляет 54 В. Величина U3 зависит от степени заряженности аккумуляторной батареи и равняется 2-13 В. Силовые нагрузки - электродвигатели 7, электронагревательные приборы 8 - подключаются непосредственно к цепи генератор - батарея и питаются от общей сети 5 с напряжением U1, меняющимся в пределах 56 -67 В.
Рис. 6.1. Упрощённая схема системы электроснабжения с генератором постоянного тока
При низкой частоте вращения генератора, когда его напряжение станет меньше напряжения аккумуляторной батареи, диод 4 запирается и потребители автоматически переключаются на питание от батареи. Одновременно диод предотвратит протекание обратного тока от аккумуляторной батареи к генератору. На вагонах более раннего выпуска с такой системой электроснабжения роль переключающего устройства выполняет реле обратного тока. Мощность основных потребителей в такой системе электроснабжения составляет для сети освещения лампами накаливания 0,5-0,7 кВт, для преобразователя напряжения сети люминесцентного освещения 1,2-2 кВт, электродвигателя принудительной вентиляции 0,8-1,4 кВт, электродвигателя компрессора охладителя питьевой воды 0,2-0,3 кВт, электродвигателя циркуляционного насоса отопления 0,2-0,5 кВт, электрокипятильника 2,2 2,8 кВт.
Упрощенная схема системы электроснабжения с генератором переменного тока мощностью 8 кВт со смешанным возбуждением показана на рис. 6.2. Основным источником электроэнергии в рассматриваемой системе служит трехфазный двухобмоточный генератор 3 индукторного типа. Генератор на выходе выпрямителя 14 основной обмотки 2 имеет стабилизированное напряжение U2 равное 50 В, которое прикладывается к потребителям 13, 10, 12, а на выходе выпрямителя 5 дополнительной обмотки 4 напряжение U3 которое может изменяться регулятором заряда батареи в пределах 5-22 В и в сумме с напряжением U2, обеспечивает повышенное напряжение, необходимое для заряда аккумуляторной батареи 11.
Рис. 6.2. Упрощенная схема системы электроснабжения с генератором переменного тока
Напряжение на потребителях 13, 10, 12 поддерживается стабильным с помощью тиристорного регулятора 15, который автоматически в параллельной обмотке 1 изменяет ток возбуждения IВ генератора при изменении частоты вращения генератора и его нагрузки. Регулятор заряда батареи выполнен в виде магнитного усилителя 6 и в зависимости от времени года (температуры наружного воздуха) и условий движения поезда поддерживает необходимый уровень напряжения U3, т.е. зарядного напряжения U1.
Переключающее устройство для подключения потребителей к аккумуляторной батарее на стоянках и подключения ее на заряд при движении поезда выполнено в виде контактора с двумя парами контактов 8 и 9. При скорости движения поезда ниже 30 км/ч питание потребителей 13, 10 и 12 осуществляется от аккумуляторной батареи через контакты 9 контактора. При более высокой скорости контактор срабатывает, при этом контакт 9 размыкается, потребители отключаются от батареи и автоматически переводятся на питание от выпрямителя 14 основной обмотки генератора, а контакт 8 замыкается и батарея автоматически подключается на заряд к суммарному выходному напряжению и, выпрямителей 14 и 5.