Реактивная (ёмкостная проводимость)
Реактивная проводимость обусловлена наличием емкости между фазами и между фазами и землей, так как любую пару проводов можно рассматривать как конденсатор.
Для ВЛЭП величина погонной реактивной проводимости рассчитывается по формулам:
· | для нерасщепленных проводов | ||||||
b0 | 7,58 ×10 | -6 | |||||
= | , См/км; | ||||||
Dср | |||||||
lg | |||||||
Rпр | |||||||
· | для расщеплённых проводов |
= 7,58 ×10-6 b0рlg Dср .
Rпр экв
Расщепление увеличивает b0 на 21¸33%.
Для КЛЭП величина погонной проводимости чаще рассчитывается по фор-
муле:
b0= w×C0.
Величина емкости C0 приводится в справочной литературе для различных марок кабеля.
Реактивная проводимость участка сети рассчитывается по формуле:
В = b0×l.
У воздушных ЛЭП значение b0 значительно меньше, чем у кабельных ЛЭП,
мало, так как Dср ВЛЭП >> Dср КЛЭП.
Под действием напряжения в проводимостях протекает ёмкостный ток (ток смещения или зарядный ток):
Ic=В×Uф.
Величина этого тока определяет потери реактивной мощности в реактивной проводимости или зарядную мощность ЛЭП:
DQc =Qзар= 3 ×U ×I c= B ×U 2 .
В районных сетях зарядные токи соизмеримы с рабочими токами. При Uном = 110 кВ, величина Qс составляет около 10% от передаваемой активной мощности,
при Uном = 220 кВ – Qс ≈ 30% Р. Поэтому ее нужно учитывать в расчетах. В сети номинальным напряжением до 35 кВ величиной Qс можно пренебречь.
Схема замещения ЛЭП
Итак, ЛЭП характеризуется активным сопротивлением Rл, реактивным соп-
ротивлением линии хл, активной проводимостью Gл, реактивной проводимостью Вл.В расчетах ЛЭП может быть представлена симметричными П-и Т-образнымисхемами (рис. 4.6).
R | X | R/2X/2 | X/2 | |
R/2 | ||||
B/2 | G/2 | B/2 | ||
G | B | |||
G/2 | ||||
а) б)
Рисунок 4.6 – Схемы замещения ЛЭП: а) П – образная; б) Т - образная
П – образная схема применяется чаще.
В зависимости от класса напряжения теми или иными параметрами полной схемы замещения можно пренебречь (см. рис. 4.7):
· ВЛЭП напряжением до 110 кВ (DРкор » 0);
· ВЛЭП напряжением до 35кВ (DРкор » 0, DQc » 0);
· КЛЭП напряжением 35кВ (реактивное сопротивление » 0)
· КЛЭП напряжением 20 кВ (реактивное сопротивление » 0, диэлектричес-кие потери » 0);
· КЛЭП напряжением до 10 кВ (реактивное сопротивление » 0, диэлектри-ческие потери » 0, DQc » 0).
Х | R | Х | R | |||
B/2 | B/2 | |||||
а) | б) | |||||
R | ||||||
R | R | |||||
G/2 | B/2 | B/2 | B/2 | B/2 | ||
G/2 | ||||||
в) | г) | д) |
Рисунок 4.7 – Упрощенные схемы замещения ЛЭП:
а) ВЛЭП при Uном до 110 кВ;
б) ВЛЭП при Uном до 35 кВ; в) КЛЭП при Uном 35 кВ;
г) КЛЭП при Uном 20 кВ; д) КЛЭП при Uном 6-10 кВ;
Лекция № 5
Параметры схемы замещения трансформаторов
План.
13. Общие сведения.
14. Двухобмоточный трансформатор.
15. Трехобмоточный трансформатор.
16. Двухобмоточный трансформатор с расщепленной обмоткой низкого напряже-ния.
17. Автотрансформатор.
Общие сведения
На электростанциях и подстанциях устанавливаются трехфазные и однофаз-ные, двухобмоточные и трехобмоточные силовые трансформаторы и автотранс-форматоры, и силовые однофазные и трехфазные трансформаторы с расщеп-ленной обмоткой низшего напряжения.
В аббревиатуре трансформатора последовательно (слева направо) приво-дится следующая информация:
· вид устройства (А – автотрансформатор, без обозначения – трансфор-матор);
· количество фаз (О – однофазный, Т –трехфазный);
· наличие расщепленной обмотки низшего напряжения – Р;
· система охлаждения (М – естественная циркуляция масла и воздуха, Д – принудительная циркуляция воздуха и естественная циркуляция масла, МЦ–естественная циркуляция воздуха и принудительная циркуляциямасла, ДЦ – принудительная циркуляция воздуха и масла и др);
· количество обмоток (без обозначения – двухобмоточный, Т – трехобмо-точный);
· наличие устройства регулирования напряжения под нагрузкой (РПН);
· исполнение (З – защитное, Г – грозоупорное, У – усовершенствованное, Л
– с литой изоляцией);
· специфическая область применения (С – для систем собственных нужд электростанций, Ж – для электрификации железных дорог);
· номинальная мощность в кВ∙А,
· класс напряжения обмоток (напряжения сети, к которой подключается трансформатор) в кВ.
Двухобмоточный трансформатор
На электрических схемах двухобмоточный трансформатор представляется следующим образом (рис. 5.1):
В обмотках указывается схемы со- | ||||||
ВН | единения обмоток (звезда, звезда с ну- | |||||
лем, треугольник) и режим работы ней- | ||||||
трали: | ||||||
· звезда – с изолированной нейт- ра- | ||||||
НН | лью; | |||||
· звезда с нулем – имеется соеди- | ||||||
нение нейтрали с землей. | ||||||
Рисунок 5.1 – Условное изображение | В соответствии с принятой систе- | |||||
двухобмоточного | мой обозначений аббревиатура транс- | |||||
трансформатора. | ||||||
форматора ТДН-10000/110/10 расшиф- | ||||||
ровывается: трансформатор трехфаз- |
ный, двухобмоточный с принудительной циркуляцией воздуха и естественной циркуляцией масла и системой регулирования напряжения под нагрузкой. Номи-нальная мощность – 10000 кВ∙А, класс напряжения обмотки высшего напряжения
– 110 кВ, низшего напряжения – 10 кВ.
В практических расчетах двухобмоточный трансформатор чаще всего пред-ставляется Г-образной схемой замещения (рис. 5.2).
U1 | Rт | Xт | U 2* |
Вт | Gт |
Рисунок 5.2 – Г-образная схема замещения двухобмоточного трансформатора
X т= X в+ X н*.
Активное и реактив-ное сопротивления трас-форматора (продольная ветвь) представляют собой сумму активных и реак-тивных сопротивлений об-мотки высшего напряже-ния и приведенной к ней обмотки низшего напря-жения:
Rт= Rв+ Rн*;
Поперечная ветвь схемы замещения представлена активной Gт и реактивной Втпроводимостями.Проводимости обычно подключают со стороны первичнойобмотки: для повышающих трансформаторов – со стороны обмотки низшего напряжения, для понижающих – со стороны обмотки высшего напряжения.
В такой схеме замещения отсутствует трансформация, то есть отсутствует идеальный трансформатор. Поэтому в расчетах вторичное напряжение U 2* оказы-вается приведенным к напряжению первичной обмотки.
Активная проводимость обусловлена потерями активной мощности в стали трансформатора на перемагничивание и вихревые токи, реактивная проводимость
– намагничивающей мощностью. В расчетах режимов электрической сети прово-димости заменяются нагрузкой, равной потерям холостого хода.
Параметры схемы замещения трансформатора определяются из двух опытов
– холостого хода и короткого замыкания. В опытах определяют следующие вели-чины, которые указывают в паспортных данных трансформатора:
· потери активной мощности в режиме холостого хода DPх в кВт;
· потери активной мощности в режиме короткого замыкания DPк в кВт;
· напряжение короткого замыкания Uк, в %;
· ток холостого хода Iх, в %.
Величины активного и реактивного сопротивлений находят из опыта корот-кого замыкания (рис. 5.3). Опыт выполняют следующим образом: обмотку низше-го напряжения закорачивают, а на обмотку высшего напряжения подают такое напряжение (Uк), чтобы в обеих протекал номинальный ток.
Так | как | напряжение | ||||||||||||
I1ном | короткого | замыкания | ||||||||||||
I2ном | намного | меньше номи- | ||||||||||||
Uк | нального | напряжения | ||||||||||||
трансформатора, то поте- | ||||||||||||||
ри активной мощности в | ||||||||||||||
проводимости | практиче- | |||||||||||||
ски равны нулю. Таким | ||||||||||||||
Рисунок 5.3 – Опыт короткого замыкания | образом, | все потери ак- | ||||||||||||
тивной мощности в режи- | ||||||||||||||
двухобмоточного трансформатора. | ||||||||||||||
ме короткого | замыкания | |||||||||||||
идут на нагрев обмоток. Математически это можно записать: | ||||||||||||||
DP =3× I 2 | × R . | (5.1) | ||||||||||||
к | 1ном | т |
Если в формуле (5.1) значение тока записать через мощность и номинальное напряжение обмотки высшего напряжения
I1ном = | Sном | , | ||||
×Uв ном | ||||||
то получим выражение для расчета активного сопротивления двухобмоточного трансформатора:
R = | DP ×U 2 | ||
к в ном . | |||
т | Sном2 | ||
Напряжение короткого замыкания Uк складывается из падения напряжения на активном Uк а и реактивном Uк р сопротивлениях. Выразим их в процентах от номинального напряжения.
Падение напряжения в активном сопротивлении трансформатора:
U | к а | 3 ×I | ×R | |||||||||
U | , % = | ×100 = | 1ном | т | ×100. | |||||||
к а | Uв ном | Uв ном | ||||||||||
Подставим в выражение значение Rт. Получим:
×DP ×U 2 | |||||||||||||||||
3 ×I | ×R | 3 ×I | DP | ||||||||||||||
U | , % = | 1ном | т | ×100 | = | 1номк в ном | ×100 = | к | ×100. | ||||||||
к а | |||||||||||||||||
Uв ном | Uв ном× Sном2 | Sном | |||||||||||||||
Таким образом, величина падения напряжения в активном сопротивлении, выраженная в процентах, пропорциональна потерям активной мощности в режиме короткого замыкания.
Выражение для падения напряжения в реактивном сопротивлении в процен-тах выглядит следующим образом
Uк р | |||||||||||||
3 ×I | ×X | т | |||||||||||
U | , % = | ×100 = | 1ном | ×100. | (5.2) | ||||||||
к р | Uв ном | Uв ном | |||||||||||
Из него можем найти величину реактивного сопротивления трансформатора:
X т= | U кр ×Uв ном | . | |||||
× | 3 × I1 ном | ||||||
Умножим и разделим полученное выражение на Uв ном:
X т= | Uкр ×Uв ном | × | Uв ном | = | Uкр×Uв2ном | . | ||||||||
Uв ном | 100 × Sном | |||||||||||||
× 3 | × I1 ном | |||||||||||||
В современных трансформаторах активное сопротивление гораздо больше реактивного. Поэтому в практических расчетах можно принять, что Uк р ≈ Uк. То-гда, формула для расчета индуктивного сопротивления трансформатора имеет вид:
X | = | Uк×U в2 | ном | . | |||
т | |||||||
× Sном | |||||||
Трансформаторы имеют устройства регулирования напряжения (РПН или ПБВ), которые позволяют менять коэффициенты трансформации. Поэтому вели-
чина Uк (следовательно, и величина индуктивного сопротивления) зависит от от-ветвления устройств РПН или ПБВ. В расчетах установившихся режимов этой за-висимостью пренебрегают. Ее учитывают при расчете токов короткого замыкания при выборе устройств автоматики и релейной защиты.
Проводимости ветви намагничивания определяются из опыта холостого хода (рис. 5.4), который выполняется при номинальном напряжении. В этом режиме трансформатор потребляет мощность, равную потерям холостого хода:
Iх
I2= 0
Uном
Iμ
Рисунок 5.4 – Опыт холостого хода двухобмоточного трансформатора.
димости:
G | = | DPх | . | ||||
т | |||||||
U в2 | |||||||
ном | |||||||
DSх= DPх+ jDQх.
Потери активной мощности пропорцио-нальны активной про-водимости трансфор
DPх=Uв2ном× Gт.
Отсюда может быть определена вели-чина активной прово-
Потери реактивной мощности пропорциональны реактивной проводимости трансформатора:
DQх=Uв2ном× Bт.
Следовательно, величина реактивной проводимости трансформатора равна:
Bт = DQх .
U в2ном
Величина потерь реактивной мощности пропорциональна току намагничива-
ния
DQх=3× Im×Uв ном ф, | (5.3) |
где Uном ф – фазное номинальное напряжение трансформатора.
Величина тока холостого хода складывается из тока намагничивания Iμ и то-ка в стали Iстали:
Iх= Iμ+ Iстали.
Так как величина тока в стали составляет около 10 % от тока намагничива-ния, то выражение (5.3) можно записать:
DQх»3× I х×Uв ном ф.
В паспортных данных величина тока холостого хода приводится в процентах от номинального тока. Поэтому мы можем записать:
DQх» | 3 × I х % × I1ном | × | Uв ном | = | I х % × Sном | . | ||||
С учетом полученного выражения, формула для расчета реактивной прово-димости имеет вид:
Bт = I х %× × Sном .
100 U в2ном