Устройство магнитного пускателя
Магнитным пускателем называется контактор, предназначенный для пуска в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
Конструкция и схема включения пускателя. Наибольшее распространение получили пускатели серий ПМЕ и ПА. На рис.13 представлен магнитный пускатель серии ПМЕ.
Учитывая облегченные условия работы пускателя при отключении, возможно, используя двукратный разрыв цепи, отказаться от применения громоздких дугогасительных устройств в виде решетки или камеры магнитного дутья. Широко применяются торцевые контакты с металлокерамикой. Подвижный контакт 1 выполняется мостикового типа с самоустанавливанием. Токоведущие шинки 3 от зажимов к неподвижным контактам 4 выполняются таким образом, чтобы электродинамические силы сдували дугу с контактов.
Прямоходовой электромагнит имеет Ш-образный сердечник 5 и якорь 6. Возврат пускателя в исходное положение происходит за счет пружины 7. Короткозамкнутый виток 8 расположен на двух крайних стержнях сердечника. Якорь электромагнита 6 связан с изоляционной траверсой 9, несущей подвижные контакты 1 с контактными пружинами 2. Траверса 9 движется в направляющих 10, являющихся частью литого корпуса 11. Пускатель может иметь пять главных и два вспомогательных контакта 12. Основной особенностью электромагнитного механизма является равенство ходов контакта и якоря электромагнита. Такая система имеет ряд недостатков, которые ведут к большому времени вибрации контактов (более 1 мс) и их быстрому износу. В современных пускателях такая система применяется только при малых мощностях двигателей (номинальный ток 25 А).
При токах, больших 25 А, хорошо себя зарекомендовала система пускателей серии ПА, в которой ход контакта примерно в 2,5 раза меньше, чем ход якоря электромагнита. Для защиты двигателя от перегрузки в двух фазах устанавливаются тепловые реле. В некоторых типах пускателей, например в серии П, тепловые реле расположены на одной панели с контактором. Реле типа ТРП и ТРН монтируются вне контактора пускателя.
Схема включения нереверсивного пускателя показана на рис14. Главные (линейные) контакты Л включаются в рассечку проводов, питающих двигатель. В проводах двух фаз включаются также нагревательные элементы
Рис.13. Пускатель серии ПМЕ
тепловых реле ТРП1 и ТРП2. Катушка электромагнита К подключается к сети через размыкающие контакты тепловых реле Т° и кнопки управления. При нажатии кнопки Пуск напряжение на катушку подается через замкнутые контакты 1—2 кнопки Стоп и замкнутые контакты тепловых реле Т°. После притяженияякоря электромагнита замыкается блок-контакт БК, шунтирующий контакты 3—4 кнопки Пуск. Это дает возможность отпустить пусковую кнопку. Для отключения пускателя нажимается кнопка Стоп. При перегрузке двигателя срабатывают тепловые реле, которые разрывают цепь катушки К. Якорь электромагнита отпадает. Происходит отключение пускателя.
Рис.14. Схема включения нереверсивного пускателя.
На рис.15 показан общий вид реверсивного пускателя на базе ПМЕ. Подвижная часть верхнего пускателя 1 с помощью рычага 2 сблокирована с подвижной частью 3 нижнего пускателя. При подаче напряжения на верхний пускатель его якорь притягивается, верхний конец рычага 2 поворачивается влево и удерживает якорь нижнего пускателя в крайнем правом положении. Даже при подаче напряжения на нижний пускатель якорь его электромагнита не сдвинется с места, так как сила, действующая на верхнее плечо (якорь верхнего пускателя притянут), больше силы, действующей на нижнее плечо. Поскольку при подаче напряжения на нижний электромагнит в его обмотке протекает большой ток и она может выйти из строя, механическая блокировка дополняется электрической.
Рис.15. Механическая блоки- Рис.16. Схема включения реверсивного пускателя.
ровка реверсивного пускателя.
Схема включения реверсивного пускателя приведена на рис16. Кнопка управления Вперед имеет замыкающие контакты 1—2 и размыкающие контакты 4—6. Аналогичные контакты имеет кнопка пуска двигателя в обратном направлении Назад.
Соответственно индекс «в» отнесен к элементам, участвующим при работе вперед, и индекс «н» — при работе назад. При пуске Вперед замыкаются контакты 1—2 этой кнопки и процесс протекает так же, как и у нереверсивного пускателя, с той лишь разницей, что цепь катушкиКн замыкается через размыкающие контакты 1—6 кнопки Назад. Одновременно размыкаются размыкающие контакты 4—6 кнопки Вперед, при этом разрывается цепь катушки Кн. При нажатии кнопки Назад вначале размыкаются контакты 1—6, обесточивается катушка и отключается пускатель Вперед. Затем контактами 4—3 запускается электромагнит пускателя Назад. При одновременном нажатии кнопок Вперед и Назад ни один из пускателей не будет включен.
4. Определение, назначение, принцип работы и устройство электромагнитного реле.
Под реле понимают такой электрический аппарат, в котором при плавном изменении управляющей (входной) величины происходит скачкообразное изменение управляемой (выходной) величины. Из двух величин хотя бы одна должна быть электрической.
По области применения реле можно разделить на реле для схем автоматики, для управления и защиты электропривода и для защиты энергосистем.
По принципу действия реле делятся на электромагнитные, поляризованные, индукционные, магнитоэлектрические, полупроводниковые и другие.
В зависимости от входного параметра реле можно разделить на реле тока, напряжения, мощности, частоты и других величин. Следует отметить, что реле может реагировать не только на значение величины, но и на разность значений (дифференциальные), на изменение знака или на скорость изменения входной величины. Иногда реле, имеющие только одну входную величину, должно воздействовать на несколько независимых цепей. В этом случае реле воздействует на другое промежуточное реле, которое имеет необходимое число управляемых цепей. Промежуточное реле используется и тогда, когда мощность, которой может управлять основное реле, недостаточна.
По принципу воздействия на управляемую цепь реле делятся на контактные и бесконтактные. Первые воздействуют на выходной параметр путем замыкания или размыкания контактов в управляемой цепи; во-вторых, при срабатывании реле резко меняется сопротивление, включенное в управляемую цепь. Разомкнутому состоянию контактной системы соответствует большое сопротивление в управляемой цепи бесконтактного реле. Это состояние бесконтактного реле носит название закрытого состояния. Замкнутому состоянию контактного исполнительного органа соответствует малое сопротивление между выходными зажимами бесконтактного реле. При этом говорят об открытом состоянии бесконтактного реле.
Помимо указанных признаков, реле различаются способом включения. Первичные реле включаются в контролируемую цепь непосредственно, а вторичные — через измерительные трансформаторы.
Значение величины срабатывания Хср – значение воздействующей величины, при котором реле включается (якорь притягивается).
Значение величины отпуска Хотп – значение воздействующей величины, при котором реле выключается (якорь отпадает).
Коэффициент возврата kВ – отношение величины отпуска к величине срабатывания:
kВ=Хотп/Хср<1.
Рабочее значение воздействующей величины Хр – максимальное значение этой величины, под воздействием которой воспринимающий элемент может длительно находиться, не перегреваясь (не разрушаясь) свыше допустимой температуры.
Коэффициент запаса по срабатыванию kЗ – отношение рабочего значения воздействующей величины к величине срабатывания:
kЗ=Хр/Хср>1.
Рис.1. Характеристика «вход - выход» реле.
Реле для энергосистем.
В схемах защиты энергосистем, крупных и ответственных установок (мощных двигателей, трансформаторов) широко применяются реле серии ЭТ. Эскиз одного из таких реле представлен на рис.2
Магнитопровод 1 шихтуется из листов электротехнической стали. Обмотка реле 2 разбита на две части и позволяет соединять секции параллельно и последовательно. Якорь 3 выполнен из тонкого листа электротехнической стали и имеет Z-образную форму. При повороте якоря происходит увеличение потока и насыщение якоря даже при токах, близких к току трогания. Это ограничивает момент, развиваемый реле в конце хода якоря.
Применение поворотной системы и легконасыщающегося якоря позволяет приблизить тяговый момент к противодействующему и получить высокий коэффициент возврата (0,85). Подвижный контакт 5 мостикового типа шарнирно укреплен на рычаге, связанном с валом. Это дает возможность контакту самоустанавливаться. Для устранения вибраций контактов служит масляный демпфер, связанный с валом реле. Противодействующая сила создается спиральной пружиной 4. Начальная деформация пружины меняется рычагом 6. Начальное и конечное положения якоря определяются специальными упорами. Грубое регулирование тока срабатывания производится за счет изменения схемы соединения обмоток, а плавное — изменением начального натяжения пружины. При переходе с последовательного соединения на параллельное ток срабатывания увеличивается в 2 раза. В 2 раза ток срабатывания можно поднять за счет увеличения натяга пружины. Таким образом, реле позволяет регулировать ток срабатывания в пределах 1—4. Реле выпускаются на минимальные токи срабатывания от 0,05 до 200 А.
Время срабатывания при kЗ³2составляет 0,02 с.
Реле серии ЭТ имеют малое собственное потребление, порядка 0,1 В*А, высокий коэффициент возврата (до 0,85), малое время срабатывания (0,02 с) и высокую точность работы ±5%.
К недостаткам реле следует отнести малую мощность контактной системы, необходимость тщательной регулировки реле во избежание вибрации контактов. Мощность контактов на размыкание составляет всего 50 Вт постоянного тока при напряжении 220 В.
Аналогичную конструкцию имеют реле напряжения серии ЭН. Отличие этих реле от реле серии ЭТ заключается в том, что обмотки выполнены с большими числами витков и сопротивлениями и рассчитаны на подключение к источнику напряжения. Потребляемая мощность при этом возрастает до 1 В*А. Все остальные параметры такие же, как у реле серии ЭТ. Реле серии ЭН могут работать и как максимальные, реагируя на повышение напряжения выше напряжения уставки, и как минимальные, реагируя на понижение напряжения ниже напряжения уставки.
Как известно в электромагнитах переменного тока ток в обмотке сильно зависит от положения якоря. В клапанных электромагнитах ток в притянутом состоянии в десятки раз меньше, чем при отпущенном якоре. Это затрудняет создание максимальных реле напряжения на базе клапанной системы, так как при напряжениях, близких к напряжению срабатывания, через обмотку протекает большой ток, выделяется мощность, в сотни раз превышающая мощность в обмотке при притянутом якоре. Приходится сильно увеличивать габариты катушки, чтобы рассеивать большую мощность, выделяемую при отпущенном якоре. Большим преимуществом реле серии ЭН является относительно небольшое изменение магнитной проводимости, в результате чего ток в обмотках мало меняется при повороте якоря. Это дает возможность иметь малые габариты обмоток.
Реле тока и напряжения для управления электроприводом. В схемах управления и защиты применяется реле постоянного тока серии РЭВ-300 с высоким коэффициентом возврата. Реле этой серии выпускаются и как реле напряжения и как реле тока в зависимости от обмоточных данных. На рис.3 изображено токовое реле. Магнитопровод 1 имеет U-обдазную форму и выполнен из прутка круглого сечения. Плоский якорь 2 вращается на призме, что обеспечивает высокую механическую износостойкость реле. Обмотка 3 выполняется из меди в соответствии с номинальным током реле. Регулирование силы пружины 5 осуществляется гайкой 6. Якорь 2 связан с подвижным контактом 5 с помощью изоляционной пластины 7. Реле имеет два неподвижных контакта 9 и 10. Подвижный контакт 8 соединяется с зажимом 11 с помощью гибкой связи 12. Реле выполняется в виде единого блока, который с помощью шпилек 4 может устанавливаться на металлических рейках сборной панели.
Высокий коэффициент возврата достигается благодаря тому, что конечный зазор может быть достаточно большим (до 5*10-3), а ход якоря может составлять доли миллиметра. В реле тока уставка тока срабатывания регулируется в пределах 30—65% номинального значения путем изменения начального усилия сжатия пружины 5.
В реле напряжения уставка срабатывания меняется в пределах 30—50% Uн. При увеличении сжатия пружины растет напряжение трогания Uтр, увеличивается время трогания согласно уравнению
где Lp — индуктивность и Rр — сопротивление цепи обмотки реле.
С увеличением напряжения трогания Uтр изменяется коэффициент возврата реле.
Для увеличения быстродействия реле напряжения рекомендуется брать реле на низкое номинальное напряжение (24 или 48 В) и последовательно включать добавочный резистор из константана. Следует отметить, что включение добавочного резистора, если он выполнен из константана, уменьшает зависимость напряжения срабатывания от температуры.
Коэффициент возврата регулируется путем изменения конечного зазора. Для реле рис.3 регулировка конечного зазора dк и хода якоря осуществляется с помощью неподвижных контактов 10 и 9. При подъеме контакта 10 зазор dк увеличивается. При опускании контакта 9 уменьшается ход якоря. Минимальное значение раствора контактов d2 равно 1,5 мм.
Реле защиты схем электропривода. На рис.4 представлена упрощенная схема защиты двигателя постоянного тока от коротких замыканий. При повреждении якоря двигателя Я срабатывает максимальное мгновенное реле РМ и размыкает свои контакты РМ в цепи катушки линейного контактора Л. Якорь последнего отпадает. При этом обесточивается цепь якоря двигателя. Так как ток в якоре стал равным нулю, происходит отпускание реле РМ, контакты его замыкаются и цепь катушки контактора подготавливается к следующему включению.
При отключении контактора его блок-контакт БКЛ размыкается, поэтому при замыкании контактов РМ контактор Л не включится вновь. Характерным для схем является возврат реле РМ в исходное положение при токе в обмотке, равном нулю. Поэтому к реле максимальной токовой защиты двигателя не предъявляются требования вы- сокого коэффициента возврата.
Рис.4. Схема включения реле максимального тока.
В целом ряде схем управление производится не с помощью кнопки, а с помощью командоконтроллера КК (рис.4). В этом случае после обесточивания якорной цепи двигателя реле РМ отпустит свой якорь, и контакты этого реле подадут напряжение на катушку линейного контактора. Произойдет повторное включение на короткое замыкание. При этом последует новое отключение и т. д. В результате повреждений двигатель будет многократно включаться в сеть.
Для устранения этого недостатка реле снабжаются специальным устройством, предотвращающим возврат реле в исходное состояние после прекращения тока в катушке. Такие реле называются реле без самовозврата, их принцип действия рассмотрен ниже. Возврат реле в исходное положение после срабатывания возможен либо вручную, либо с помощью специального электромагнита (дистанционный возврат). Основными требованиями, предъявляемыми к реле, являются быстрое срабатывание, широкая регулировка тока срабатывания, вибро- и ударостойкость.
Реле могут быть использованы, и для защиты от перегрузки. В этом случае выдержка времени, независимая от тока перегрузки, создается отдельным реле времени. Такая защита является несовершенной, так как долговечность оборудования зависит не только от величины тока перегрузки, но и от длительности его протекания. Более совершенной является тепловая защита.
На рис.5 показано реле серии РЭВ, предназначенное для работы в схемах электропривода переменного тока. Эти реле используются для защиты от токов короткого замыкания, от перегрузок (в совокупности с реле времени). В реле используется простейшая клапанная система. Для повышения механической износостойкости используется призматическая опора якоря. Реле может иметь и параллельную обмотку. В этом случае оно используется как реле напряжения для защиты от исчезновения питания. Эти же реле могут использоваться как промежуточное реле. Поскольку реле работает на переменном токе, магнитопровод шихтуется из электротехнической стали. Токовые реле в исходном положении работают с разомкнутой магнитной системой. Поэтому короткозамкнутый виток не устанавливается на полюсе. Реле напряжения работают, как правило, при исчезновении питания. Поэтому в исходном положении якорь притянут и находится в таком положении в течение нормальной работы схемы.
Для устранения вибрации якоря на полюсный наконечник устанавливается короткозамкнутый виток. Катушки токовых реле выполняются на номинальные токи от 2,5 до600 А. Регулирование тока при данной катушке производится за счет изменения натяжения пружины в весьма широких пределах.
Реле напряжения допускают регулировку срабатывания в пределах 70—85% номинального напряжения. Коэффициент возврата лежит в пределах 0,2—0,4, так что реле напряжения защищают фактически от потери напряжения. Реле имеют контактную систему с замыкающим и размыкающим контактами. Реле выпускаются с самовозвратом и без самовозврата с ручным приводом защелки.
Защелка не уравновешена: левая часть тяжелее, чем правая. При притяжении якоря под действием сил тяжести защелка 1 поворачивается против часовой стрелки и запирает якорь 2 в притянутом положении. Для возврата якоря необходимо нажать на рифленую головку защелки.