Тяговый трансформатор ОДЦЭ – 5000-25Б
НАЗНАЧЕНИЕ: служит для понижения напряжения контактной сети для подачи на ТЭД и на вспомогательные цепи переменного тока. По схеме обозначается 3.
УСТРОЙСТВО: тяговый трансформатор состоит из обмоток:
1.Первичная – с выводами А и Х, на нее подается напряжение U1 контактной сети.
2.Две вторичные обмотки:
A.Собственных нужд U2 ОСН, имеет 4-е вывода – х, а3, а4, а5 и, соответственно, снимается напряжение х-а5=232 (220) В, х-а4=406 (380) В, х-а3=638 В.
B.Тяговая U2, делится на две полуобмотки U2I и U2II . Каждая полуобмотка делится на две части – нерегулируемую и регулируемую. U2НI = U2НII = 638 В – нерегулируемые части. U2РI = U2РII= 580 В – регулируемые части. Каждая регулируемая часть делится выводами на 4-е секции с напряжением UС=145 В.
ОДЦЭ – 5000-25Б – это:
О – однофазный,
Д – принудительное воздушное дутье,
Ц – циркуляция масла,
Э – электровозный,
5000 кВА - мощность,
25 кВ – напряжение первичной обмотки, Б - один из вариантов.
Состоит из двух частей:
> выемной части или керна,
> системы охлаждения.
Выемная часть – это два стержневых шихтованных, круглоступенчатых сердечника, замкнутых магнитопроводами и стянуты ярмовыми балками. Нижние балки изготовлены коробчатой формы, имеют отверстия для масла, а внизу опоры для установки на полу. Верхние балкишвеллерной формы. На стержнях расположены обмотки, которые набираются из катушек медных шин спиральной формы. Межвитковая изоляция выполнена из кабельной бумаги и воздушных зазоров. Обмотки вокруг стержней располагаются в три слоя на изоляционных цилиндрах из бакелита. Катушки закрепляются по вертикали в вырезах изоляционных реек и разделяются по высоте прокладками.
ü Внутренний слой – это нерегулируемые части тяговых полуобмоток.
ü Средний слой – это первичная или высоковольтная обмотка.
ü Наружный слой - это регулируемые части тяговых полуобмоток и обмотка собственных нужд.
Снаружи обмотки закрыты изоляционным цилиндром. Сверху и снизу в слоях, на обмотки укладывают изоляционные кольца разной толщины, чтобы выровнять обмотки по высоте. Обмотки в слоях удерживаются постоянно в сжатом состоянии при помощи 8-и автоматических прессующих устройств. Выводы обмоток гибкими медными шунтами соединяются с вертикальными шинами, которые закрепляются между деревянными планками или клицами с обеих сторон выемной части. Вторые концы шин через демпферные устройства соединяются со стержнями проходных изоляторов, которые через резиновые кольца крепятся к крышке основного бака. На крышке бака имеются следующие выводы:
o Выводы первичной обмотки А – Х имеют полые изоляторы 21.
o С каждой стороны по 7-ь изоляторов с выводами частей полуобмоток 20.
o 4 вывода ОСН 19 со стороны расширительного бака 3.
Система охлаждения– это сварной восьмигранный бак к которому снизу приварена крышка, на которой находятся два полых короба, которые через крышку сообщаются с основным баком и служат для установки трансформатора на полу. В одном коробе имеются фланцы для крепления труб, которые идут от маслоохладителей 11. Сверху бак закрывается съемной крышкой (I), к которой крепится выемная часть. Между крышкой и баком установлена резиновая прокладка 23, в которую уложена стальная проволока 24, не допускающая полное сжатие резиновой прокладки. Сверху на крышке размещаются проходные изоляторы и два кронштейна для установки ЭКГ, а между кронштейнами - площадка для установки переходного реактора. К поперечным стенкам бака приварены опорные балки 16 с конусными углублениями для установки на конуса рамы кузова. Поперечные балки соединяются полыми продольными, через которые подается воздух для охлаждения маслоохладителей. На поперечных стенках, снизу установлены 4-е винтовых фиксатора V, которые не допускают продольные перемещения активной части внутри бака. Шпильки упора 32 закрыты крышками 31 с резиновым уплотнением.
Расширительный бак 3 служит для компенсации изменения объема масла при колебаниях температуры, чтобы основной бак всегда был заполнен маслом, кроме того, уменьшается площадь соприкосновения масла с воздухом и поглощение влаги из воздуха. Расширительный бак сварной, прямоугольной формы, крепится к основному баку с помощью кронштейнов. Сообщается с основным баком двумя трубками. На боковой стенке со стороны корпуса расположено масломерное стекло 8 для контроля уровня масла и термометр для контроля температуры масла, может иметь три стрелки: черная показывает температуру масла, красная для контроля - устанавливается на температуре 80˚С. Если по каким либо причинам температура масла превысит 80˚С, черная стрелка упирается в красную и передвигает ее дальше по шкале. При охлаждении черная стрелка возвратится обратно, а красная останется на месте и можно судить, что температура масла превышала допустимую. Желтая стрелка в зависимости от температуры масла переключает микро блокировки, которые не применяются на электровозе. Сверху расположено отверстие закрытое пробкой 17 для добавления масла в расширительный бак и лабиринтное устройство 18 для выравнивания давлений внутри бака с атмосферным. С 2-х продольных сторон бака трансформатора наклонно установлены маслоохладители 11, с каждой стороны по три секции. Одна секция состоит из нескольких рядов овальных тонких латунных трубок на которые для улучшения отвода тепла одеваются тонкие алюминиевые или латунные пластины. Маслоохладители соединяются с наклонными коллекторами. Один коллектор соединяется трубой с нагнетательным патрубком насоса 1, второй коллектор соединяется с балкой – коробом на нижней крышке бака. На трубках перед коллекторами установлены разобщительные пробковые краны. От механических повреждений маслоохладители закрываются металлическими сетками.
Маслонасос
НАЗНАЧЕНИЕ: служит для циркуляции масла в системе охлаждения трансформатора.
УСТРОЙСТВО: маслонасос центробежный, горизонтального исполнения. Состоит из литого корпуса 10, который с одной стороны закрыт глухой крышкой 17, а с другой стороны установлен подшипниковый щит 7, закрытого крышкой 1, на которой имеется нагнетательный фланец. Внутри корпуса находится шихтованный сердечник статора 11, в пазы которого укладываются катушки трехфазной обмотки, концы обмотки крепятся на изоляционной панели 14 и соединены по схеме «Звезда». В глухой крышке и подшипниковом щите установлены шариковые подшипники 8 в которых вращается полый вал ротора 12, на котором установлен шихтованный сердечник, а в пазы залита короткозамкнутая обмотка. На удлиненном конце вала ротора крепится рабочее колесо 4. На корпусе маслонасоса имеется резьбовое отверстие 6 для штуцера манометра контроля давления масла. Нагнетательный фланец 1 соединяется с маслопроводами с маслоохладителями.
РАБОТА: при подаче трехфазного напряжения на двигатель маслонасоса, ротор начинает вращаться совместно с рабочим колесом. Под действием центробежных сил масло от рабочего колеса 4 по изогнутым направляющим нагнетается в патрубок, омывает сердечник и обмотку статора. Перед рабочим колесом образуется разряжение, и нагретое масло засасывается из верхней части бака. Одновременно масло засасывается в полый вал ротора из внутренней полости насоса и обеспечивается циркуляция масла внутри корпуса ротора, охлаждая сердечник и обмотку ротора, смазывает подшипники. Масло от насоса по трубам нагнетается в секции маслоохладителей, охлаждается и поступает в нижнюю часть бака, омывает сердечник трансформатора, обмотки, нагревается и поднимается вверх, затем снова засасывается насосом. Таким образом, происходит циркуляция масла в системе охлаждения главного трансформатора. Для контроля циркуляции масла устанавливают манометр в отверстие 6. При нормальной работе насоса давление должно быть 1,1÷1,3 кг/см².
РЕМОНТ:
Ø При ТР (ТР-1) производят осмотр, проверяют уровень масла в расширительном баке. Проверяют герметичность соединений и бака, целостность фарфоровых изоляторов (сколы не более 15% от длины).
Ø При ТР спец. (ТР-2) дополнительно берут пробу масла на анализ и проверяют сопротивление изоляции.
Ø При СР (ТР-3) трансформатор снимают с электровоза, сливают масло, вынимают выемную часть и проводят ревизию внутренних соединений. Сердечник и обмотки могут находиться без масла не более 12 часов. Производят ревизию и испытание маслонасоса.