Пуск двигателей постоянного тока
В момент пуска якорь двигателя неподвижен (n = 0), поэтому отсутствует противоЭДС (E = CeФn = 0). Из уравнения якорной цепи видно, что пусковой ток якоря Iя.п = Uном/Rя ограничен только сопротивлением обмотки якоря Rя. Поскольку Rя мало (особенно у ДПТ средней и большой мощности), то пусковой ток велик и превышает номинальное значение в десятки раз (рис. 3.77). Время пуска tп длится десятые доли секунды у маломощных двигателей (менее 1 кВт) и достигает нескольких десятков секунд у мощных.
Существуют три способа пуска: 1) прямой пуск;
2) применение пускового реостата; 3) снижение напряжения якоря.
Рис.26.8. Пусковые характеристики ДПТ
Прямой пуск применяют только для маломощных двигателей, у которых Iя.п не превышает( 4¸6)Iном.
Рис. 26.9. Пуск ДПТ с реостатом |
Реостатный пуск. Пусковой реостат Rп включают последовательно с обмоткой якоря (рис. 26.6,в). В момент пуска Rп вводится полностью.
Тогда
.
Сопротивление реостата Rп рассчитывают так, чтобы для машин средней и большой мощности обеспечить Iп = (1,4¸1,8)Iном, а для машин малой Iп = (2¸2,5)Iном. Обычно по мере разгона двигателя сопротивление Rп ступенчато выводят до нуля. Иллюстрация пуска для ДПТ параллельного возбуждения приведена на рис.26.9. Введение в цепь якоря сопротивления Rп приводит к уменьшению «жесткости» механической характеристики тем сильнее, чем больше Rп. Получаемые при этом характеристики называют искусственными. На рис. 26.9 искусственной характеристике И3 соответствует Rп с введенными тремя ступенями. Поочередный вывод ступеней Rп дает «веер» характеристик И3, И2, И1, Е, где Е – естественная характеристика. Частота холостого хода п0 при этом сохраняется. Процесс пуска характеризуется зигзагообразным движением точки вдоль стрелок из точки 1 к точке 8.
Снижение пускового тока снижает и пусковой момент Мп, что ведет к затяжке пуска или даже его срыву. Поэтому в начале пуска увеличивают магнитный поток за счет вывода реостата Rр в цепи возбуждения (рис. 26.6, в). По мере разгона ДПТ Rр вводят с целью достижения требуемой частоты вращения. Эта мера позволяет двигателю при небольшом пусковом токе развить большой пусковой момент.
Пуск при пониженном напряжении U позволяет исключить применение пусковых реостатов. Недостатком этого способа является необходимость в источнике регулируемого напряжения, но этот источник можно также использовать для регулирования частоты вращения.
26.5. Регулирование частоты вращения ДПТ
Задача управления двигателем в основном сводится к регулированию частоты вращения. Реже встречается задача управления моментом двигателя. Из формулы n следует, что изменение частоты вращения может достигаться тремя способами:
– включением реостата Rр в цепь якоря (реостатное регулирование);
– изменением магнитного потока Φ (полюсное регулирование);
–изменением подводимого к якорю напряжения (якорное регулирование).
При реостатном регулировании вместо пускового реостата Rп в цепь якоря вводится регулировочный реостат Rр, рассчитанный на длительные тепловые перегрузки. Ступенчатое увеличение Rр при Mc = = const снижает частоту вращения (характеристики И3, И2, И1, Е – рис. 26.9). Из-за больших потерь в Rр этот способ регулирования применяют только для двигателей небольшой мощности.
Полюсное регулирование. Для ДПТ параллельного возбуждения изменение магнитного потока Φ достигается введением регулировочного реостата Rр в цепь ОВ (рис.26.10, а). При увеличении Rр ток Iв и магнитный поток Φ уменьшаются, что согласно формуле (3.64), дает увеличение частоты холостого хода n0. Жесткость механической характеристики уменьшается незначительно (рис. 26.10, а). Таким образом, изменением (уменьшением) магнитного потока можно увеличить частоту вращения n, но не более чем до 2nном, что связано с ухудшением коммутации. Регулирование n в сторону уменьшения практически невозможно из-за насыщения магнитной системы. Сильное снижение Φ, например до величины Φост, при случайном обрыве обмотки возбуждения при незначительном моменте Mс на валу ведет к «разносу» двигателя (пунктирная характеристика на рис. 26.10, а).
Рис. 26.10. Изменение характеристик при регулировке частоты вращения ДПТ с помощью: а – Ф (параллельное возбуждение); б – Ф или U якоря (последовательное возбуждение); в – U якоря (неза- висимое возбуждение) |
Для ДПТ последовательного возбуждения изменение Φ достигается реостатом Rр1, включенным параллельно обмотке возбуждения (рис. 26.10, б). Выведение Rр1 уменьшает поток Φ (2 на рис. 26.10, б).
Рис.26.11. Полупроводниковые регуляторы частоты вращения ДПТ: а – тиристорный; б – транзисторный |
Изменение питающего напряжения якоря для ДПТ независимого возбуждения обеспечивает регулировку частоты вниз от номинального значения (рис. 26.10, в). Обычно этот способ осуществляют с помощью управляемого тиристорного выпрямителя (рис. 26.11, а) или с помощью транзисторного преобразователя (рис. 26.11, б).
Для сглаживания пульсаций выпрямленного тока в тиристорном выпрямителе последовательно с якорем включен дроссель L1 с большой индуктивностью. Импульсный преобразователь (рис. 26.11, б) содержит неуправляемый выпрямитель с напряжением U0, транзистор VT1, работающий в ключевом режиме, широтно-импульсный модулятор (ШИМ), управляющий работой ключа, и диод VD1. VT1 периодически с периодом T подключает якорь двигателя к напряжению U0. В момент времени t1 ключ размыкается, но ток якоря замыкается через VD1, и ДПТ продолжает работать за счет запасенной электромагнитной энергии. Изменением момента t1 (рис. 3.81) регулируются средние значения напряжения Uср и тока Iср.
Рис.26.12.Временные диаграммы преобра- зователя с ШИМ |
Изменением напряжения частоту n регулируют только «вниз». Частота холостого хода n0 при этом также уменьшается, а жесткость характеристик сохраняется (рис. 26.10, б, в – ДПТ последовательного и независимого возбуждения).
Торможение ДПТ
Для быстрого торможения двигателя его переводят в режим, при котором электромагнитный момент изменяет направление.
Различают три способа торможения:
– динамическое;
– генераторное (рекуперативное);
– противовключением.
При динамическом торможении якорь отключают от питающего напряжения и замыкают на реостат Rт (рис.26.13, а). Из уравнения для якорной цепи 0 = Е + (Rя + Rт)Iя следует, что ток Iя, а значит и момент М, изменяют направление (рис.26.13, б). Поскольку частота n не может изменяться скачком, то в момент переключения рабочая точка из а1 по горизонтали переходит в а2 и затем, замедляясь по наклонной прямой, в точку останова 0.
Рис.26.13. Схема (а) и диаграмма (б) динамического торможения, диаграмма рекуперативного торможения (в) |
Рекуперативное торможение происходит при наличии условия E > U. Из уравнения U = E + IяRя следует, что при этом Iя, а значит и M, становятся отрицательными, что может наблюдаться при спуске двигателем груза или ходе под уклон трамвая. Якорь может набрать частоту n > n0. На рис. 26.13, в это соответствует движению рабочей точки из позиции а1, через точку n0 в а2, т. е. переходу машины из двигательного режима (M > 0) в генераторный (M < 0) и отдаче энергии в сеть (рекуперация энергии). Генераторный режим может возникнуть при резком снижении напряжения якоря. Механическая характеристика при этом параллельно смещается вниз (рис.26.13, в), а рабочая точка из позиции а1 скачком переходит в а3 и далее плавно в а4 (при Mс = const).
Торможение противовключением выполняют, изменяя полярность подключения якоря (рис.26.14, а).
Рис. 26.14.Торможение противовключением:а – схема;б–диаграмма |
После перевода переключателя из позиции 1–1' в позицию 2–2' уравнение якорной цепи принимает вид
–U = E + Iя(Rя + Rд).
Откуда
.
Ток Iя, а значит и момент M, изменяют знак. Для ограничения тока в цепь якоря вводится добавочное сопротивление Rд. На рис.26.14, б изменению знака U сооветствует переход к обращенной механической характеристике 2. Добавление Rд в цепь якоря ухудшает «жесткость» этой характеристики (характеристика 3). Рабочая точка из позиции а1 скачком переходит в а2 и затем по характеристике 3 скользит вниз. Если в момент прохождения точкой горизонтальной оси (n = 0) не отключить питающее напряжение, точка продолжит движение по 3, т. е. начнется разгон ДПТ в обратном направлении (реверс). Этот процесс является самым быстрым (и самым неэкономичным) способом реверсирования.