Назначение и устройство контроллера машиниста КМ-84
Контроллер машиниста предназначен для управления режимами работы электровоза. При его помощи осуществляются переключения в цепях управления.
1.2 Устройство
Контроллер машиниста КМ-84 представляет собой многопозиционный аппарат, установленный в кабине электровоза.
Рисунок 1 – Контроллер КМ 84 в кабине электровоза
Контроллер состоит из следующих основных узлов (см. рис.2): кулачковых валов, кулачковых контакторов, механической блокировки, датчика торможения, блока задатчика тормозной силы. Все эти узлы установлены между двумя рамами 5 и 7, соединенными рейками 6 и 8.Группа кулачковых контакторов 4 и соответствующий ей кулачковый вал составляют переключатель: главный 2, реверсивный 3 и тормозной 1. Кулачковые валы набираются из изоляционных прессованных шайб .
Рисунок 2 – Контроллер машиниста КМ-84
Для исключения ошибочных действий машиниста все переключатели сблокированы между собой при помощи механической блокировки, которая состоит из дисков, установленных на каждом валу, рычагов и пружин.
Механическая блокировка обеспечивает следующий порядок взаимодействия между валами (рис. 3 и 4) :
- возможность перемещения главной рукоятки в любое положение при установке реверсивной рукоятки в положения ПП (Вперед или Назад), ОП1, ОП2, ОПЗ и тормозной рукоятки в положение 0;
- возможность перемещения тормозной рукоятки в любое положение при установке реверсивной рукоятки в положение ПП {Вперед или Назад) и главной рукоятки в положение 0;
- возможность перемещения реверсивной рукоятки в положения ОП1, ОП2, ОПЗ при установке тормозной рукоятки только в положение 0, а в положение 0 при нахождении главной и тормозной рукояток в положении 0;
- невозможность перемещения главной и тормозной рукояток из положения 0 при нахождении реверсивной рукоятки в положении 0.
Контроллер машиниста КМ-84
1.Назначение
* Изменения скорости движения электровоза.
* Изменения направления движения электровоза.
* Применения ослабления поля - три ступени.
* Применения реостатного торможения.
2.Техническая характеристика.
Номинальное напряжение 50 В.
Номинальный ток 16 А.
Число КЭ:
главного вала - 10шт.
реверсивного вала - 8 шт.
тормозного вала - 5 шт.
КЭ-153 выполнены с латунными выводами и накладками из серебра.
1 -тормозная рукоятка,
2- главная рукоятка,
3- реверсивная рукоятка,
4- группа кулачковых контакторов,
5 и 7-рама,
6 и 8-рейки.
4. Конструкция.
Два основания соединенные стойками, на которых установлены КЭ. На стойках выбиты номера КЭ. Между основаниями в шарикоподшипниках установлены главный, реверсивный и тормозной вал. На валах установлены кулачки замыкающие (размыкающие) КЭ. Установлены специальные диски, рычаги и пружины механических блокировок. На верхнем основание закреплён ПТС (переключатель тормозной силы), а под основанием ЗТС (задатчик тормозной скорости) сельсин БД - 404А. ПТС изменяет тормозное усилие от 20 до 50 тс., одно деление изменяет тормозное усилие на 2,3 - 3,0 тс. При модернизации реостатного тормоза устанавливают двух позиционный тумблер (включают тумблер в положении «ПТ»). Сельсин изменяет выходное напряжение от 24 В. до 0 В., при повороте тормозной рукоятки в положении «Торможение», задавая скорость торможения. Реверсивная рукоятка - съемная.
5. Принцип действия.
Поворачиваем главную рукоятку, => поворачивается кулачковый вал => переключаются контакты.
Поворачиваем реверсивную рукоятку, => поворачивается кулачковый вал => переключаются контакты.
Поворачиваем тормозную рукоятку, => поворачивается кулачковый вал => переключаются контакты.
6. Развертка всех валов контроллера машиниста.
Положения О, П, ПТ и крайние положения зоны торможения - фиксированные. Позиции зоны торможения не фиксированные.
Вывод: Изучил конструкцию и принцип действия контроллера машиниста. Изучил обозначения в электрической схеме, научиться применять знания на практике.
Рис. 98. График зависимости напряжения на выходе датчика торможения от угла поворота тормозного вала контроллера машиниста КМ 84
Главный вал служит для изменения скорости движения электровоза.
Имеет следующие положения:
БВ - быстрое выключение (отключается электровоз от контактной сети).
О - нолевая (происходит включение ГВ), электровоз стоит на месте.
АВ - автоматическое выключение (происходит автоматический сброс позиций до «О» позиции).
РВ - ручное выключение (происходит сброс одной позиции).
ФВ - фиксация выключения (схема подготавливается к сбросу одной позиции).
ФП - фиксация пуска (схема подготавливается к набору одной позиции).
РП - ручной пуск (происходит набор одной позиции).
АП - автоматический пуск (происходит автоматический набор позиций до «33» позции).
Положения О, АВ, РВ, ФВ, ФП, РП - фиксированные, положения АП и БВ - не фиксированные (с самовозвратом).
Реверсивный вал СЛУЖИТ для изменение направления движения электровоза (вперед или назад) и для ослабления поля (3 ступени).
Имеет следующие положения:
Назад ПП - электровоз движется назад, режим полное поле (95%).
О - все К.Э. разомкнуты, электровоз стоит на месте.
Вперед ПП - электровоз движется вперед, режим полное поле (95%).
Вперед ОП1 - электровоз движется вперед, режим ослабление поля 1 ступень (70%). Вперед ОП2 - электровоз движется вперед, режим ослабление поля 2 ступень (52%). Вперед ОПЗ - электровоз движется вперед, режим ослабление поля 3 ступень (43%).
Все положения фиксированные.
Тормозной вал, служит для управления электровозом в режиме реостатного торможения (для плавного регулирования тока возбуждения двигателей, которые работают при этом в режиме генераторов).
Имеет следующие положения:
0 - реостатный тормоз отключен.
П - подготовка к реостатному торможению (сбор схемы реостатного тормоза).
ПТ - предварительное торможение с усилием 10 тс.Торможение - происходит реостатное торможение до полной остановки.