Как использовать мультиметр
Датчик вращения коленчатого вала или положения распределительного вала может быть проверен несколькими способами. Можно измерить сопротивление (для датчика индуктивного типа), выходное напряжение переменного тока или частоту. На рис. 3.5 показан метод измерения частоты (приблизительно 34,7 Гц) на датчике положения распределительного вала (датчике фазы).
Чтобы проверить кислородный датчик (лямбда- датчик), установите тестер на намерение постоянного напряжения и запишите максимальное и минимальное цифровое значение. Некоторые мультиметры сделают такую запись автоматически.
Если величина напряжения изменяется между 0,2 и 0,8 В, обычно это указывает на исправность датчика. Напомним, что некоторые такие датчики имеют нагревательный элемент, питаемый от источника12 В (рис. 3.6).
Измерение температуры легко выполнить, если использовать простой пробник. Нужно прикоснуться им к металлической части поблизости от того места, где требуется произвести измерение, -
к гнезду под температурным датчиком, например. Двигатель, показанный на рис. 3.7, был только что запущен.
Инжекторы могут быть проверены путем измерения сопротивления (обычно около 16 Ом) или путем проверки процента рабочей части никла. На рис. 3.8, инжектор был проверен в режиме холостого хода и имел показатель рабочего цикла всего 0,7% (на рисунке показано обратное значение измерения).
Проверки напряжения могут быть выполнены и любой точке электрической схемы. Напряжение питания компонента схемы обычно не должно быть меньше 95% напряжения батареи. На рис. 3.9показано измерение напряжется аккумуляторной батареи при работающем двигателе, то есть замер показывает напряжение зарядки в режиме холостого хода.
Чтобы измерить ток, цепь необходимо разорвать и включить в разрыв измерительный прибор, либо нужно использовать «индуктивный» зажим (токоизмерительные клеши). На примере в книге (рис. 3.10) используется зажим, показывающий ток,
текущий к батарее от генератора переменного тока. Отметим, что измерительный прибор для таких измерений обычно устанавливается на милливольтовую шкалу, что меняет чувствительность прибора. В приведенном случае фактический ток
был 1.76 А, а не 17,6 А!
Для измерения скорости вращения необходимо произвести подключение к отрицательной клемме катушки зажигания, либо к проводу, идущему на свечу. В данном случае проверка выполняется на системе зажигания без распределителя, поэтому
приходится удваивать снимаемое показание (рис. 3.11).
Оборудование для специалиста
Осциллографы
Существует два типа осциллографов — аналоговые и цифровые. На рис. 3.12 показан принцип действия аналогового осциллографа.
В аналогом осциллографе нагретый катод является
источником электронов, которые далее ускоряются приложенным напряжением и фокусируются в луч. Луч направляется ни флюоресцирующий экран и вызывает его свечение.
Это основной принцип работы электронно-лучевой трубки (катодной трубки). Пластины, показанные на рис. 3.12, известны
как пластины горизонтального и вертикального отклонения, поскольку приложенное к ним напряжение сдвигает электронный луч, рисуя «картинку» на экране. На пластины горизонтального
отклонения подастся пилообразный сигнал, который заставляет луч перемещается по экрану слева направо, а затем «лететь обратно» и начинать новое движение. Луч перемешается, потому что электроны луча притягиваются к той из пластин, которая имеет положительный потенциал. Пластины вертикального отклонения луча применяются для того, чтобы показывать изменение направления сигнала во времени. Частота пилообразного сигнала, называемая частотой развертки, может быть выбрана либо автоматически, как эго имеет место во многих анализаторах, или вручную на осциллографе. Сигнал от контрольной точки может быть усилен или ослаблен. Момент начала подачи напряжения
развертки (другими словами, момент, когда начинается движение пятна по экрану) может быть задан внутренней схемой осциллографа или внешним сигналом. В работе анализатора
двигателя запуск луча является, как правило, внешним — луч запускается каждый раз, когда проскакивает искра какой-либо отдельной свечи зажигания или когда искру дает свеча номер один.
Цифровой осциллограф выдает на экран почти такую же конечную картину, как и аналоговый, но изображение кажется напечатанным матричным принтером, а не нарисованным на экране. Контрольный сигнал преобразуется посредством А Ц П ,
а сигнал периода измерения образуется с помощью простого таймера или цепи счетчика. По скольку выводимый на экран сигнал представляет собой данные, хранящиеся в памяти в цифровой форме, изображение может быть сохранено, зафиксировано или даже распечатано на принтере. Чтобы
гарантировать точные результаты, важны как скорость преобразования и выборки данных, так и разрешение экрана. Использование цифровой техники псе больше становится нормой, поскольку возможность масштабирования, вывода пояснений
или наложения для сравнения двух или более графиков увеличивает наглядность индикации.
Очень полезный вид оборудования, становящийся
очень популярным, — эго «осциллометр» (scopcmeter) (рис. 3.13). Это переносной цифровой осциллограф, который позволяет сохранять данные и передавать их в персональный компьютер
для дальнейшего исследования. Осциллометр может быть использован для большого количества проверок на автомобиле. Осциллограммы, используемые в качестве примеров в этой главе, были получены при использовании осциллометра. Этот тип испытательного оборудования настоятельно рекомендуется использовать в работе.
Проверка давления
Измерение давления топлива в инжекторном двигателе имеет очень большое значение при поиске неисправности. Имеется множество типов манометров, часто они снабжаются комплектом различных
адаптеров и соединителей. Принцип действия датчиков давления заключается в том, что они имеют очень маленькую трубку, свернутую в спираль. По мере того как находящееся под давлением
топливо воздействует на спиральную трубку, спираль раскручивается, заставляя стрелку измерителя двигаться вдоль градуированной шкалы. На рис, 3.14 показан набор оборудования для измерения давления.
Машинные анализаторы
Несколько видов машинных анализаторов стали практически основным инструментом для поиска неисправностей в современных транспортных средствах. Новейшие типы анализаторов теперь целиком базируются на персональном компьютере. Такой инструмент предоставляет много возможностей, которые могут быть еще более увеличены за счет программного обеспечения.
Автоматический анализатор, состоит из трех основных
частей:
♦ мультиметр;
♦ газовый анализатор;
♦ осциллограф.
Я не хочу сказать, что другие вилы диагностики менее действенны и что анализатор является волшебной палочкой - он лишь представляет результаты испытаний в удобном для восприятия виде. Ключевой компонент любого анализатора
двигателя - осциллографические приборы, которые позволяют пользователю «видеть» контролируемый сигнал.
Ниже описаны возможности, доступные на типичном машинном анализаторе. Анализатор, основанный на персональном компьютере и специально спроектированный для использования в цеховых условиях, - новая концепция в создании оборудования
для авторемонтной мастерской. Такое оборудование обеспечивает возможности, значительно превышающие те, которые могло предоставить диагностического оборудования прошлого поколения.
Программное обеспечение используется для того, чтобы придать диагностической машине «индивидуальность » в качестве машинного анализатора, системного тестера, системы установки развала/ схождения колес (или любого из других применений,
создаваемых на базе П К ). Управляют машиной с помощью либо инфракрасного пульта, либо стандартной клавиатуры. Информация отображается на цветном мониторе с высокой разрешающей способностью. Если потребуется документальная копия для клиента, изображения можно послать на стандартный принтер.
Существует множество внешних измерительных модулей и прикладных программ. Модули связаны с главным компьютером при помощи высокоскоростного интерфейса RS422 или последовательного интерфейса связи RS232. Прикладное программное обеспечение и операционная система загружаются
на жесткий диск. Специфические данные автотранспортного
средства могут быть также сохранены на диске, чтобы обеспечить возможность быстрого доступа к информации, а также осуществлять контроль результатов. Современная тенденция в
отношении машинных анализаторов, по-видимому. направлена на то, чтобы проводить испытательные процедуры с выдачей рекомендаций типа «прошло/отказ» для менее квалифицированного техника и обеспечить возможность проверки любого электрического устройства имеющимися в наличии средствами. Второе направление более соответствует высококвалифицированному технику. Некоторые из программ, доступных на современных машинных анализаторах, упомянуты ниже.
Настройка
В холе проверки, сопровождаемой широким спектром подсказок, поочередно оценивается каждый компонент с отображением результатов последовательных этапов диагностики. Сохраненные данные позволяют вести диагностику по принципу «прошло/отказ» путем автоматического сравнения результатов испытаний с данными, предварительно занесенными на диск. При необходимости результаты законченной работы могут быть распечатаны.
Анализ признаков
Целью этого анализа являются диагностические испытания отдельных узлов, в которых подозревается наличие проблем.
Волновые формы
Ряд переведенных в цифровой вид волновых форм может быть показан с цветовой подсветкой. Чтобы обнаружить нерегулярные ошибки, изображение может быть «заморожено» или считано из памяти. Здесь возможно применение стандартных лабораторных процедур, чтобы, например, проверить работу системы впрыска или антиблокировочной системы (ABS), Для любого изображения
могут быть сделаны распечатки. Интересная возможность - «переходный захват», который гарантирует, что даже самые быстрые и неустойчивые сигналы будут зафиксированы и использованы для детального исследования.
Регулировки
Выбор определенных компонентов из меню позволит выполнить простую и быструю регулировку. Текущие показания отображаются в соответствии с выбором.
Ежегодная проверка выбросов (МОТ)
Испытания по полной процедуре МОТ объединяются в группу транспортных спецификаций и выводятся на экран при диагностике по типу «прошел/отказ» и для газового анализа, и для анализа дизельного выхлопа (если соответствующие опции установлены).
Таблица 3.4. Измеряемые параметры
Таблица 3.5. Изображение на экране цифрового осциллографа
Первичный Вторичный Диагностика Тест цилиндра |
Форма сигнала Форма сигнала Сигнал напряжения Степень разряжения в первичной цели вторичной цепи и компрессии Сложная форма Сглаженная форма Сигнал на экране Распределение мощности сигнала первичной цепи сигнала вторичной осциллоскопа по цилиндрам цепи Гистограмма интервалов Гистограмма напряжений Сигнал впрыска Гистограмма временных цилиндров топлива режимов цилиндров Гистограмма рабочего Гистограмма напряжений Напряжение с генератора Гистограмма замыкания цикла и интервалов поджига четный/нечетный цилиндров График рабочего цикла Гистограмма момента Гистограмма тока при и напряжения зажигания вращении коленвала |
Испытания включают измерение скорости вращения в об/мин, температуры масла, а также состава выхлопных газов. Все они могут быть распечатаны для клиента или дня использования в гараже.
Измеряемые параметры почти одинаковы для большинства производителей оборудования. Они представлены в табл. 3.4.
На рис. 3.15 показан цифровой анализатор двигателя с осциллографом компании Sun. Это испытательное оборудование имеет много особенностей, как перечисленных ранее, так м новых:
Вывод высокотехнологичных тестов на экран. График работы вакуумного усилителя, график дисбаланса работы цилиндров, график баланса мощности и возможность вывода на экран двух сигналов одновременно.
Интерфейс сканера. Это свойство позволяет технику наблюдать нею связанную с тестом информацию одновременно.
Расширенная память. Эта особенность позволяет сохранять многие экранные формы вместе, вызывать их позже из памяти для опенки и ссылки.
Ход испытаний задается пользователем, тогда как некоторые машины имеют заранее определенные последовательности испытаний. Список некоторых из доступных изображений на экране приведен в табл. 3.5.