До настоящего времени вся музыка придумывалась в ключе возможного исполнения голосом, языком, губами, пальцами, ногами. Но хотим мы этого или не хотим, музыка существует и за пределами возможного её исполнения таким способом. Электроника дала человечеству новые возможности раскрытия своих творческих способностей даже человеку, не умеющему владеть ни одним из музыкальных инструментов. Такой подход к проявлению человеком творческих способностей в музыке наконец даёт возможность развить музыкальное мышление у каждого. Музыка за время своей истории (беря во внимание её начало) развилась настолько, что творение в ней (выражение себя как личности) стало уделом избранных. Малодоступность ущербна и для самого развития музыки. Она из-за этого теряет свою сущность. Примерами являются неудачные опусы серьёзной музыки. Спасут её в итоге не «цеховые мастера», а массы, которые и проявляют сейчас о ней активную заботу. Здесь очевидно противоречие между потребностью в музыке у всех и невозможностью всем быть в ней творцом. Исполнительская техника на всех музыкальных инструментах сейчас очень сложна и только единицы людей, при многолетнем обучении, становятся яркими индивидуальностями в музыке. Это происходит из-за того, что биосоциальный код личности не совпадает с клише, предложенного самой жизнью. И для того, чтоб овладеть современной исполнительской техникой на музыкальном инструменте, личности приходится тратить колоссальные, жизненно важные ресурсы психической и физической энергии, приспосабливая себя к инструменту и технологии. Этим самым нивелируя себя как личность. Появление электронной музыки и компьютера в какой-то степени поможет решить эту проблему. Но нужно ли идти этим путём? Путём исполнения компьютером технически сложных мест в музыке. Правда, компьютер даёт возможность раскрытия новых путей творчества и общедоступность к самовыражению в музыке. Всеобщая компьютерная грамотность позволит овладеть технологией электронной музыки, а так же выражения своих эмоций языком музыки. Математический – темперированный строй дал колоссальный толчок для развития в человеке человечного. Конечно, для этого необходимо изучить и в полной мере воспользоваться натуральным строем. А ведь только электроника даст возможность воспользоваться в полной мере натуральным, ближе к природе, строем, взамен математически темперированного. Необходимость этого почувствовал скрябинист Л.Л.Сабанеев, предложив разделить гамму на 53 ступени. Но по сути дела меня интересует, есть ли возможность при помощи компьютера изучить математику музыки, которая, в последствии сможет раскрыть человеку новые горизонты творчества. Ведь звук воспроизводится «цифрами», а почему нельзя наоборот, как зеркальное отражение? В музыке всегда имеет место наличие единства субъективного и объективного. Музыка объективна, но её жизненность возможна только как продукт субъективности, т.е. Божественного, как в производстве, так и в восприятии. В этом её противоположность науке, которая являет собой объективность. Субъективность музыки является её животворной сущностью не только в ней самой, но и субъективностью человека, человечества и Вселенной. Музыка, будучи отражением целостности мира, включает и человека в деятельность всей его цельностью и наиболее цельно связует самого человека с Миром. Но она еще не стала той необходимой человеческой деятельностью. Музыка самое гуманное из искусств. Она – выход из безысходности, хотя пока еще и работают «рыночные взаимоотношения», а не её продуктивность сути. Музыка наиболее мощно разрушает товарный подход к не товарному явлению. Она нацелена на формирования человека в человеке, а не на обеспечение его физического существования. Животворность музыки бескорыстна и не производится с позиции силы, в её основе – принцип любви. При урбанистическом пути развития цивилизации музыка единственный путь к коренному изменению в мыслительной деятельности человека. Потребности человека неистребимы: их можно только исказить. Музыка позволяет человеку явить себя во всей его полной Божественной обнаженности, не стыдясь при этом. Человек прекрасен и человечески могуч лишь тогда, когда он являет себя во всей полноте своего, генетически заложенного в нём Богом развития, что и позволит ему сделать музыка, из-за отсутствия в ней наглядности, конкретности, вещественной ощутимости. При этом высвобождается, веками закупоренный всеми рефлексами, обычаями и традициями, тот еще никогда в полноте не использованный источник жизненной энергии. Полнота Божественного не имеет себе аналога по человечности и мощности. Музыкальное мышление есть часть ноосферы – самая богатая и самая живая форма человеческого мышления, Оно сразу включает в деятельность всю полноту нашей психофизической системы, при не заинтересованности в постороннем к процессу творчества или сотворчества. Здесь есть полнота творчества Бога через человека. Музыкальное мышление совершается на работе эмоций, которые, утончаясь как «ворсинки», живо и стремительно ощупывают и осязают жизнь в её объёме и глубине так, как иначе она не осязаема. Здесь обогащаются сами эмоции соком жизни в прямой и обратной связи с одновременно развивающимся интеллектом, который становится разумом в его необходимой форме. Здесь же участвуют и синтезируются предыдущий музыкальный опыт, житейский и философский взгляд на жизнь. Тут-то и становится возможным человечное бытие человека, т.е. творчество, когда нет необходимости лгать себе и собой. Музыка – это ритмизованная манипуляция со звуками, различными по высоте, длительности, тембру и промежутков между ними, связи которых подчинены определенной логике мышления, руководимой эмоциями. Тут Божественное соединение рассудка и эмоций. Музыка – это не только то, что мы слышим ушами, но и логика, ход мыслей, вследствие которых задевается эмоциональная сторона человека. И всё это передается звуками различного тембра, их особым порядком. Звук затухает, но содержание остаётся в слышавшем. Оно то и производит «Божественную переработку» человека, захватывая всю полноту его существа. Музыка – это наиболее широкий и глубокий вид искусства, она – способ восстановления Божественного познания и преобразования окружающего мира и мира самого человека. Так как музыкальные образы её являются продуктом познания и опыта, полученные средствами музыкального мышления (при котором работали эмоции). А это является, по природе своей, наиболее естественными, сравнительно с другими продуктами и результатами всех других видов жизнедеятельности человека. Музыка – есть искусство, которое гранит, отшлифовывает человеческое, присущее только той личности, которая, воспринимая, принимает в себя её дееспособность. Музыка «работает» в человеке и на человека только с позволения самой личности, не подавляя, а развивая всё то, что, заложенное Богом, потаённо «дремало» в этой личности. Конечно, как и всему в жизни, человеку необходимо учиться, так же необходимо учиться электронной музыке, которая позволит почти каждому научиться музыкально мыслить. О необходимости этого я говорил ранее. Необходимо всем учебным заведениям ввести в учебное образование предмет изучения и освоения электронной музыки. Рихард ШВАРЦ E-mail: [email protected] Cанкт-Петербург | |