II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников.

1. Собрать схему, указанную на рис.

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

2. Установить значения параметров указанные преподавателем.

3. Записать показания приборов в таблицу 2.

4. Изменить номинал одного из резисторов (в соответствии с заданием преподавателя)

5. Записать показания приборов в таблицу 2.

6. Отключить один из резисторов.

7. Показания приборов записать в таблицу 2.

¨ Ответить на вопросы:

- Как изменится общее сопротивление, если в схему добавить еще один резистор?

__________

- Как при этом меняется сила тока?

__________

- Как изменятся токи на каждом участке?

__________

- Составить уравнение по первому закону Кирхгофа.

__________

Таблица 2

  ИЗМЕРЕНО
U, B R1, Ом R2, Ом R3, Ом I A I1 А I2 А I3 А Rобщ Ом
                 
                 
                 

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ

I. Исследование основных соотношений в цепи с последовательным соединением приемников.

№ варианта U В R1 Ом R2 Ом R3 Ом R /2 Ом

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников.

№ варианта U В R1 Ом R2 Ом R3 Ом R /2 Ом

Лабораторная работа №4

Тема: Проверка основных состояний цепи постоянного тока со смешанным соединением резисторов.

Цель: Опытным путем проверить основные соотношения между эл. величинами в цепи постоянного тока.

Электросхема:

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

Технические данные исп. приборов: таблица 1

Обозначение прибора Наименование прибора Заводской номер Система прибора Номинальное значение Цена деления Класс точности
PU вольтметр     150 В    
PA амперметр     0,5-1 А    
PW ваттметр     Uн=150В Iн=2,5А    

Результаты измерений и вычислений: таблица 2

№ опыта измерено вычислено   Примечания
U I Iby Iax P U1-3 U4-9 R Rax Rby Rcz / Р/
В А А А Вт В В Ом Ом Ом В Ом Вт Включено
                          К1-К9
                          К1-К8
                          К1-К7
                          К1-К5,К7
                          К1 - К4, К7
                          К1; К2; К4; К7

Расчетные формулы:

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru ; II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru ; II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru ; II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru ; II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

Построить графики зависимости I = f (Р);

График: I = f (Р)

Ответить на вопросы:

· Какое соединение резисторов называется последовательным?

____________________________________________________________________

· Какое соединение резисторов называется параллельным?

____________________________________________________________________

· Как изменятся показания приборов, если Rax уменьшилось? Ответ обосновать

____________________________________________________________________

  • Как изменятся показания приборов, если Rсz уменьшилось? Ответ обосновать

_________________________________

Лабораторная работа №5

Тема: Исследование сложной цепи постоянного тока методом наложения. Проверка законов Кирхгофа.

Цель работы: Исследовать сложную цепь методом наложения. Проверить задачу методом уравнений Кирхгофа.

МЕТОД НАЛОЖЕНИЯ:


Схема 1

Схема 2

Схема 3

ПРОВЕРКА:

I1= I/1+ I//1

I2= I/2+ I//2

I3= I/3+ I//3

Измерено:

I1=

I2=

I3=

Измерено:

I/1=

I/2=

I/3=

Измерено:

I//1=

I//2=

I//3=

Порядок выполнения работы:

1. Составить схему, указанную преподавателем. Начертите схему 1.

2. Предъявить для проверки преподавателю.

3. Записать значения действительных токов в цепи I1, I2, I3.

4. Оставляем в схеме только источник Е1. Источник Е2 исключаем. Начертите сему 2.

5. Запишите значения частичных токов, создаваемых источником Е1:I /1, I /2, I /3

6. Оставьте в схеме только источник Е2, исключив источник Е1.

7. Запишите значения частичных токов, создаваемых источником Е2:I //1,I //2,I //3

8. Действительные токи равны алгебраической сумме частичных. Проанализируйте расчеты, сравните со значениями, полученными в ходе работы. Отразите в выводе.

9. Проверьте правильность показаний методом уравнений Кирхгофа:

§ Составьте систему уравнений по первому и второму законам Кирхгофа.

§ Подставьте числовые значения.

§ Проанализируйте полученные значения. Отразите анализ выводе.

10. Сделать вывод и ответить на вопросы:

§ Какая цепь называется сложной.

____________________________________________________________________

§ Как определить знак частичного тока.

____________________________________________________________________

§ Сформулируйте 1-ый закон Кирхгофа.

____________________________________________________________________

§ Сформулируйте 2-ой закон Кирхгофа.

____________________________________________________________________

Лабораторная работа №6

Тема:Исследование опытным путем законов электромагнитной индукции.

Цель работы: Опытным путём проверить основные законы электромагнитной индукции.

Оборудование:1. Аккумуляторная батарея

2. Гальванометр

3. Реостат

4. Полосовой постоянный магнит

5. Индукционная катушка с сердечником

6. Индукционная катушка с сердечником

7. Выключатель

 
  II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

Рис. 1а Рис.1б Рис.1в Рис.1г

I. Электромагнитная индукция.

1.

  • Рис.1а:

____________________

  • Рис. 1б:

____________________

  • Рис.1в:

____________________

  • Рис.1г :

____________________

2.

_______________

Явление самоиндукции:

· Рис. 2а

_______________

  • рис. 2б

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

Изменим направление токов в К11 .

  • Рис.2в

_______________

  • Рис. 2г

_________________________________________________________

_____________

Вывод:

1. II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru По какому правилу определяется направление магнитного поля катушки с током? Укажите направление магнитного поля катушки.

____________________

2. II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru В какой точке А,Б или В напряженность магнитного поля максимальна? По какому правилу определяется направление магнитного поля прямолинейного проводника с током?

____________________________________________________________________________

3. II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru По какому правилу определяется направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле. Укажите направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле.

____________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 7

Тема:Исследование основных соотношений в цепи переменного тока с последовательным соединением активного сопротивления и индуктивности.

Цель работы:

¨ Опытным путем убедиться в справедливости закона Ома

¨ Установить зависимость индуктивного сопротивления от частоты

¨ Установить зависимость полного сопротивления от частоты.

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru
Порядок выполнения работы:

1. Собрать схему, указанную на рис.

¨ Вольтметры и амперметры перевести в режим АС (двойной щелчок мышью, открывает окно рис.1)

Рис.1

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

Задание 1

1. Установить значение параметров согласно заданию преподавателя.

2. Занести показания приборов в таблицу 1

3. Увеличить напряжение в два раза, показания приборов занести в таблицу 1.

Таблица1

  Измерено
U B f Гц L мГн R Ом UR B UL B I A XL Ом Z Ом P Вт Q ВАр
                   
                   

Задание 2

¨ Изменяя частоту подводимого к контуру напряжения, проследите за изменением XL , I, Z, данные занести в таблицу2.

Установить значения частоты:

f1=500 Гц

f2=1кГц

  Измерено
U B f Гц L мГн R Ом UR B UL B I A XL Ом Z Ом P Вт Q ВАр
                   
                   

Таблица2

Задание 3

¨ Уменьшить величину индуктивности, проследите за изменением XL , I, Z данные занести в таблицу 3.

¨ Увеличить номинал активного сопротивления, показания приборов занесите в таблицу3

  Измерено
U B f Гц L мГн R Ом UR B UL B I A XL Ом Z Ом P Вт Q ВАр
                   
                   

Таблица3

¨ По результатам работы построить график зависимости XL =f(f); Z=f(f)

¨ Включите осциллограф (рис2), в отчет начертите временную диаграмму.

¨ На осциллографе необходимо установить следующие значения:time base 0.02 s/div; channel A 100 V/div; channel B 200 V/div

¨ Постройте векторную диаграмму токов и напряжений в масштабе.

Временная диаграмма Векторная диаграмма
   

Вывод:

Ø Какие параметры цепи изменились при увеличении приложенного напряжения?

__________

Ø Какова зависимость индуктивного сопротивления от частоты?

__________

Ø Поясните построение векторной диаграммы

__________

Ø Закон Ома для цепи переменного тока, содержащей активное сопротивление и индуктивность.

__________

Ø Каким сопротивлением обладает катушка индуктивности в цепи постоянного тока?

__________

Ø Каким сопротивлением обладает катушка индуктивности в цепи переменного тока?

________________________________________________________________

Ø Какие величины изменятся, если в цепь с активным сопротивлением и индуктивностью добавить катушку, с индуктивностью равной индуктивности первой катушки? Ответ пояснить.

___________________________________

 
 
 
 
Карточка - задание

Задание 1

№ варианта U, B f , Гц L, мГн R,Ом
25,4
19,1
31,85
38,1
25,4
XL =f(f) Z=f(f)
   

Лабораторная работа № 8

Тема:Исследование основных соотношений в цепи переменного тока с последовательным соединением активного сопротивления и емкости.

Цель работы:

¨ Опытным путем убедиться в справедливости закона Ома

¨ Установить зависимость емкостного сопротивления от частоты

¨ Установить зависимость полного сопротивления от частоты.

       
  II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru   II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

Порядок выполнения работы:

  1. Собрать схему, указанную на рис.
  2. Вольтметры и амперметры перевести в режим АС (двойной щелчок мышью по измерительному прибору)

 
  II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

Задание 1

  1. Установить значение параметров согласно заданию преподавателя.
  Измерено
U B f Гц С мкФ R Ом UR B Uс B I A Xс Ом Z Ом P Вт Q ВАр
                     
                     
  1. Занести показания приборов в таблицу 1
  2. Увеличить приложенное напряжение в два раза, показания приборов занести в табл. 1

Таблица1

Задание 2

¨ Изменяя частоту подводимого к контуру напряжения, проследите за изменением Xс , I, Z, данные занести в таблицу2.

Установить значения частоты:

f1=100 Гц

f2=200Гц

  Измерено
U B f Гц С мкФ R Ом UR B Uс B I A Xс Ом Z Ом P Вт Q ВАр
                   
                   

Таблица2

Задание 3

¨ Уменьшить номинал емкости в два раза, проследите за изменением XС, I, Z данные занести в таблицу 3.

¨ Увеличить номинал активного сопротивления, проследите за изменением I, Z

  Измерено
U B f Гц С мкФ R Ом UR B Uс B I A Xс Ом Z Ом P Вт Q ВАр
                     
                     

Таблица3

¨ По результатам работы построить график зависимости Xс =f(f); Z=f(f)

¨ Включите осциллограф (рис2), в отчет начертите временную диаграмму.

¨ На осциллографе необходимо установить следующие значения: time base 0.02 s/div; channel A 100 V/div; channel B 200 V/div

¨ Постройте векторную диаграмму токов и напряжений в масштабе.

Временная диаграмма Векторная диаграмма
   

¨ Сделайте вывод и ответьте на вопросы:

- Какое сопротивление называется активным?

________________________________________________________________

- Какое сопротивление называется реактивным?

________________________________________________________________

- Закон Ома для цепи переменного тока, содержащей активное сопротивление и емкость.

________________________________________________________________

- Как емкостное сопротивление зависит от частоты?

________________________________________________________________

Карточка - задание

Задание 1

№ варианта U, B f , Гц С, мкФ R,Ом
318,5
265,5

¨ По результатам работы построить график зависимости Xс =f(f); Z=f(f)

Xс=f(f) Z=f(f)
   

Лабораторная работа № 9

Тема:

Исследование основных соотношений в цепи переменного тока с последовательным соединением активного сопротивления, индуктивности и емкости.

Цель работы:

Опытным путем установить резонанс напряжений и проверить его свойства



Лабораторная работа №10

Тема: Исследование цепи переменного тока с параллельным соединением катушки индуктивности и емкости.

Цель: Изучить условия, при котором включения конденсатора параллельно с потребителем энергии приводит к увеличению коэфицента мощности. Изучить явление резонанса тока, которое наступает в цепи при полной компенсации реактивной мощности.

Электрическая схема:

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

Технические данные используемых приборов: ТАБЛИЦА 1

PA Амперметр 1A эл.маг. 0,01 0,5
PA Амперметр 1A эл.маг. 0,01 0,5
PA Амперметр 1A эл.маг. 0,01 0,5
PV Вольтметр 150В эл.маг. 0,5
PW Ваттметр 2,2кВт ферродинам. 0,5 0,5

Результаты измерений и вычислений: ТАБЛИЦА 2

  Измерено  
C U Ic Ik I P Rk Zk BL Bc G Ia S Q cosj
мкФ В А А А Вт Си Ом     См А ВА Вар  
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

Порядок выполнения работы:

  1. Собрать схему цепи, указанную выше
  2. Предъявить ее для проверки преподавателю
  3. Установить напряжение цепи согласно заданию преподавателя.
  4. Изменяя величину емкости снимите показания приборов, данные запишите в таблицу2
  5. С помощью изменения емкости добиться резонанса токов. Который отслеживается по показанию амперметра в неразветвленной части цепи (амперметр покажет минимальное значение)
  6. Запишите значение приборов в таблицу 2 при резонансе.
  7. Произвести необходимые расчеты.

Расчетные формулы:

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru Сделать вывод и ответить на вопросы:

· Сформулируйте условие резонанса токов

__________________

· Перечислите особенности резонанса токов

________________________________________

· В чем заключается экономико-техническое значение коэффициента мощности?

______________________________

· Перечислите способы увеличения коэффициента мощности

________________________________________

8. Построить векторные диаграммы для случаев: BL>Bc и для резонанса токов.

Лабораторная работа №11

Тема: Исследование цепи трехфазного тока при соединении потребителей треугольником. Аварийные режимы работы трехфазной цепи.

Цель работы: Исследование основных соотношений в цепи трехфазного тока при соединении потребителей треугольником.

Схема цепи:

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

Порядок выполнения работы:

1. Соберите схему, указанную на рисунке.

2. Переведите амперметры и вольтметры в режим АС,сопротивление амперметров выставьте 1nОм

3. Снимите показания приборов при равномерной нагрузке R1=R2=R3=100 Ом, запишите данные в таблицу. (Ключи 1 и 2 замкнуты)

4. Снимите показания приборов при неравномерной нагрузке R1=100 Ом R2=200 Ом R3=300 Ом, запишите данные в таблицу. (Ключи 1 и 2 замкнуты)

5. Обрыв линии: разомкните ключ 1, снимите показания приборов при равномерной и неравномерной нагрузке, данные запишите в таблицу.

6. Обрыв фазы: разомкните ключ 2 (ключ 1 замкнут), снимите показания приборов при равномерной и неравномерной нагрузке, данные запишите в таблицу.

Таблица 1

Виды соединений Измерено Вычислено
UAB UBC UAC   IA   IB IC IAB IBC IAC PAВ PBС PCА P
В В В   А   A A A A A Вт Вт Вт Вт
  Равномерная                          
Неравномерная                          
Обрыв линии Равномерная                          
Неравномерная                          
Обрыв фазы Равномерная                          
Неравномерная                          

7. Постройте векторную диаграмму токов и напряжений для неравномерной нагрузки.

8. Сделайте вывод и ответьте на вопросы:

§ Какая нагрузка трехфазной цепи называется симметричной?

___________________

§ Каково соотношение между фазными и линейными токами и напряжениями для соединения приемников треугольником.

________

§ Как изменятся фазные токи при обрыве линии?

________

§ Как изменятся фазные токи при обрыве фазы?

________

Лабораторная работа №12

Тема: Исследование работы трехфазной цепи при соединении потребителей энергии в “звезду”.

Цель:1) Ознакомиться с работой трехфазной системы переменного тока методами измерения фазных и линейных токов и напряжений.

2) Проверить соотношения между током и напряжением при соединении потребителей энергии в “звезду”.

3) Выяснить роль нулевого провода в четырехпроводной системе трехфазного тока.

Электрическая схема:

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru

Технические данные используемых приборов:

Таблица 1

Обозначение прибора Наименование Заводской Система прибора Номинальное значение Цена деления Класс точности
прибора номер
РА Амперметр II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru 0,01 0,5
РА Амперметр 0,01 0,5
РА Амперметр 0,01 0,5
РА Амперметр 0,01 0,5
PV Вольтметр 300В 0,5

Результаты измерений и вычислений:

Таблица 2

Виды соединений Измерено Вычислено
I0 IA IB IС UA UB UС UAB UBC UAC PA PB PС P
А А А А В В В В В В Вт Вт Вт Вт
Равномер. Без нулевого провода                            
С нулевым проводом                            
Неравномер. Без нулевого провода                            
С нулевым проводом                            

Сделать вывод и ответить на вопросы:

  1. Какое соединение трехфазной цепи называется соединением “звездой”?

________________________

  1. Каково соотношение между линейными и фазными токами и напряжениями?

________________________

  1. Какая нагрузка трехфазной цепи называется симметричной?

________________________

  1. Назначение нулевого провода.

________________________

Построить в масштабе векторную диаграмму цепи при несимметричной нагрузке с нулевым проводом.

Лабораторная работа №13

Тема: Моделирование электрических цепей несинусоидального тока.

Цель: Выполнить разложение в ряд Фурье и построить спектральные характеристики периодического несинусоидального сигнала.

Схема:

II. Исследование основных соотношений в цепи с параллельным соединением приемников. - student2.ru РИС.1

Порядок выполнения работы:

Наши рекомендации