Выбор числа, типа силовых и тяговых агрегатов
Введение
Электрическая тяга является основным потребителем электроэнергии на железнодорожном транспорте. Кроме того, электроэнергия на железных дорогах расходуется на различные технические нужды: освещение вокзалов и станций, выполнение работ по ремонту подвижного состава, пути, изготовление запасных частей и т.д. Удовлетворение потребности железнодорожного транспорта в электроэнергии осуществляется с помощью тяговых подстанций, которые получают энергию от систем внешнего электроснабжения.
Тяговые подстанции – это комплекс электротехнических устройств, предназначенных для питания электрической тяги поездов, устройств автоблокировки, не тяговых потребителей продольного электроснабжения и районных потребителей (нагрузок).
Каждая тяговая подстанция является ответственным электротехническим сооружением (электроустановкой), оснащенной мощной современной силовой (трансформаторы, автотрансформаторы, полупроводниковые преобразователи, батареи конденсаторов), коммутационной (выключатели переменного и постоянного тока, разъединители, короткозамыкатели) и вспомогательной аппаратурой, большая часть которой работает в режиме автотелеуправления.
В ходе выполнения данного курсового проекта, согласно выданному заданию, производится разработка эскизного проекта тяговой подстанции постоянного тока 3,3 кВ. Для проектирования тяговой подстанции выполняется:
1. Краткое обоснование главной схемы тяговой подстанции и выбор числа, типа и мощности рабочих и резервных тяговых агрегатов и трансформаторов.
2. Расчет токов к.з. на шинах РУ.
3. Выбор, расчет и проверка шин, основных коммутационных аппаратов, измерительных трансформаторов.
4. Подбор аппаратуры и схем питания собственных нужд подстанции.
5. Расчет контура заземления тяговой подстанции.
выбор числа, типа силовых и тяговых агрегатов
На тяговой подстанции постоянного тока устанавливают два понижающих трансформатора, а также два тяговых трансформатора и две выпрямительных установки. Трансформатор вместе с выпрямительной установкой называется преобразовательным агрегатом. Т.к. железная дорога является потребителем первой категории (т.е. перерыв в ее электроснабжении может повлечь за собой опасность для жизни людей, срыв графика движения поездов или причинить ущерб железнодорожному транспорту и народному хозяйству в целом), принимаем два выпрямительных агрегата и понижающих трансформатора, из которых один является резервным.
Необходимое число выпрямителей определяется по следующей формуле:
(1)
где средний ток подстанции, А;
номинальный ток выпрямителя, А.
Следовательно, принимаем число рабочих выпрямителей равное 1.
Максимальная расчётная мощность определяется по следующей формуле:
(2)
где ST –мощность тяговой нагрузки, кВА;
SРП –мощность районных потребителей, кВА;
SСН –мощность трансформатора собственных нужд, принята 250 кВА;
SПЭ- мощность продольного электроснабжения, кВА;
kР –коэффициент, учитывающий равномерность наступления максимумов тяговой и не тяговой нагрузки, принимаем 0,98.
Мощность тяговой нагрузки определяется по формуле:
(3)
В соответствии с мощностью тяговой нагрузки подобран тяговый трансформатор ТРДП–12500/35ЖУ1, параметры которого приведены в табл. 1.
Таблица 1
Тип трансформатора | Номинальная мощность, кВА | Потери, кВт | Преобразователь | Ixx, % | Ukз, % | ||
DPxх, кВт | DPкз, кВт | Напряжение, В | Ток, А | ||||
ТРДП-12500/35 Ж-У1 | 11400 | 13,5 | 81 | 3300 | 3150 | 0,9 | 8 |
Параметры тягового трансформатора
На основании расчетной мощности выбирается понижающий трансформатор.
Расчетная мощность определяется по следующей формуле:
(4)
В соответствии с расчетной мощностью подобран понижающий трансформатор типа ТМ–4000/35/10У1, параметры которого приведены в табл. 2.
Таблица 2
Параметры понижающего трансформатора
Тип трансформатора | Номинальная мощность, кВА | Сочетание напряжений | Потери, кВт | Ixx, % | Ukз, % | ||
ВН | НН | DPxх, кВт | DPкз, кВт | ||||
ТМ-4000/35/10 У1 | 4000 | 35 | 10,5 | 6,7 | 33,5 | 1,0 | 7,5 |
По мощности собственных нужд Sсн= 250 кВА выбирается трансформатор собственных нужд типа ТМ-250-35/0,4, параметры которого приведены в табл. 3.
Таблица 3
Параметры трансформатора собственных нужд
Тип трансформатора | Номинальная мощность, кВА | Сочетание напряжений | Потери, кВт | Ixx, % | Ukз, % | ||
ВН | НН | DPxх, кВт | DPкз, кВт | ||||
ТМ-250/35/0,4 У1 | 250 | 35 | 0,4 | 1 | 3,7 | 2,6 | 6,5 |
2. Расчёт токов короткого замыкания на шинах ру
Для выбора электрооборудования тяговой подстанции необходимо определить максимальные токи трехфазного, однофазного к.з.,
Для заданной схемы внешнего электроснабжения составлена расчётная схема замещения, с указанием всех точек короткого замыкания, которая представлена на рисунке 1.
Рис.1 Схема замещения
Для удобства расчетов схема замещения преобразуется в более простой вид. Преобразование схемы замещения представлено на рис. 2.
Рис.2 Преобразование схемы замещения.
Преобразуем схему замещения в более простую относительно точки к1.
Определяем удельное полное сопротивление:
Определение результирующего сопротивления относительно точки К1:
Определение сопротивления понижающего трансформатора:
Определение полного сопротивления относительно точки К2:
Определение трехфазного тока короткого замыкания для точек К1 и К2
Определение сопротивления обмоток трансформатора собственных нужд. При мощности 250кВА напряжение к.з. Uкз характеризует полное сопротивление трансформатора.
Определение активного сопротивления в мОм:
(5)
где РК- потери короткого замыкания ТСН, кВт;
Uосн- напряжение основной ступени, В;
SномТСН- номинальная мощность ТСН.
Определение индуктивного сопротивления в мОм:
Определение полного сопротивления ТСН:
Определение трехфазного тока короткого замыкания для точки К4:
Расчет максимального тока короткого замыкания на шинах выпрямленного напряжения в точке К3:
Результаты расчетов токов к.з. представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Результаты расчетов токов короткого замыкания