Объем и виды занятий по дисциплине (паспорт дисциплины)

Кафедра _Вычислительных систем и информационной безопасности____________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Дисциплина Б.3. Б.6(профессиональный цикл)«Электротехника, электроника, схемотехника»

(шифр с указанием цикла подготовки, наименование дисциплины)

Статус дисциплины ___базовая (общепрофессиональная)________________________

(базовая, вариативная, вариативная по выбору, факультативная)

Направление 230100 Информатика и вычислительная техника

(код и наименование направления или специальности)

Профиль (и) (при наличии) ВМКС, САПР

(наименование профиля)

Форма обучения_____очная________________________________________________

(очная, очно - заочная, заочная)

Объем дисциплины______396_____________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Общая трудоёмкость дисциплины __11___ зачётных единиц

Распределение по видам занятий

Семестр Учебные занятия (час.) Трудоёмкость (в зет) В интерактивной форме, час Наличие курсовых проектов (КП), курсовых работ (КР), расчетных заданий (РЗ) Форма итоговой аттестации (зачёт, экзамен)
    Всего Аудиторные СРС
Всего ауди-торных Лек-ции Лабора-торные работы Практи-ческие занятия (семинары) В семестре В сессию
-   экзамен
- РЗ зачет
-   экзамен
Всего -    

Рабочая программа дисциплины

Содержание дисциплины

Тематический план дисциплины

карта компетенций дисциплины «Электротехника, электроника, схемотехника»

(наименование дисциплины)

1. Перечень компетенций дисциплины

Код компетенции Формулировка компетенции  
 
1. ОК-1 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения  
2. ОК-6 Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства  
3. ОК-10 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования  
4. ПК-2 Осваивает методики использования программных средств для решения практических задач  
5. ПК-9 Участвует в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов  
6. ПК-11 Инсталлирует программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем  
7. ПК-14 Умеет разрабатывать и изготавливать компоненты и узлы электронных устройств, сопрягаемых с информационными и вычислительными системами, включая решение вопросов выбора элементной базы, конструирования и технологии изготовления  

2 Компонентный состав дисциплины

Технологии формирования компетенций и перечень тем
Лекции Лабораторные работы СРС
Модуль 1 «Электротехника» – 4 ЗЕТ Форма текущей оценки – защита лабораторных работ, промежуточной – экзамен Результат освоения: Знать: 1, 9, 13; Уметь: 1, 2,3,6,8; Владеть: 1,4,5,9
1. Введение. Основы измерений электрических величин 2. Основы измерений электрических величин 1. Электрические измерения и электроизмерительные приборы. ПЛк, ПЛр
3. Электрические цепи постоянного тока 4. Базовые методы расчета электрических цепей 2. Моделирование электрических цепей
5. Частные методы расчета электрических цепей 6. Примеры расчета электрических цепей 3. Исследование цепей постоянного тока
7. Электрические однофазные цепи синусоидального тока 8. Электрические цепи трехфазного синусоидального тока 4. Исследование цепей однофазного переменного тока
9. Электрические машины 10. Электрические цепи с несинусоидальными источниками и методы их расчета 5. Исследование трехфазной электрической цепи
11. Переходные процессы в электрических цепях во временной области 12. Методы расчета переходных процессов в электрических цепях 6. Исследование переходных процессов
13. Нелинейные электрические цепи 14. Магнитные цепи и основы теории электромагнитного поля 7. Исследование нелинейных электрических цепей постоянного тока
15. Многополюсники. Электрические фильтры 16-17. Длинные линии 8. Исследование магнитных цепей 9. Защита последней работы (2 часа)
Модуль 2 «Электроника» – 4 ЗЕТ Форма текущей оценки – защита лабораторных работ и сдача расчетного задания, промежуточной – зачет. Результат освоения: Знать: 2, 4, 5,7,11,14; Уметь: 2,3,6,7,9; Владеть: 1-5,9
1. Введение. Средства автоматизации проектирования 2. Основы физики полупроводников 1. Исследование пассивных RC-фильтров ПЛк, ПЛр РЗ
3. Полупроводниковые приборы на основе кинетических явлений 4. Электронно-дырочный переход и его свойства 2. Исследование характеристик и параметров термисторов
5. Полупроводниковые с одним p-n – переходом 6. Полупроводниковый стабилитрон и его применение 3. Исследование работы параметрического стабилизатора
7. Биполярные транзисторы 8. Полупроводниковые приборы с несколькими p-n переходами 4. Исследование биполярных транзисторов
9. Полевые транзисторы 10. Элементы силовой электроники 5. Исследование работы полевого транзистора в режиме управляемого аттенюатора
11. Электровакуумные, газоразрядные и оптоэлектронные приборы 12. Усилители электрических сигналов 6. Исследование передаточных характеристик оптрона
13. Транзисторные усилители электрических сигналов 14. Схемотехника транзисторных усилителей 7. Исследование усилителя с ОЭ
15. Активные фильтры 16. Многокаскадные и операционные усилители 17. Микросхемотехника 8. Исследование обратных связей в усилителях 9. Защита последних лабораторных работ (4 часа)
Модуль 3 «Схемотехника» – 3 ЗЕТ Форма текущей оценки – защита лабораторных работ, промежуточной –экзамен. Результат освоения: Знать: 3, 6, 8,10,11,12,13,15; Уметь: 1-7, 9-11; Владеть: 1-11
1. Схемотехника аналоговых устройств 2. Интегральные логические схемы 1. Исследование параметров ОУ ПЛк, ПЛр
3. Цифровая схемотехника 4. Элементы линейно-импульсной схемотехники 2. Исследование параметров базовых элементов цифровых ИС
5. Генераторы электрических колебании 6. Преобразователи электрических сигналов 3. Исследование цифровых логических схем
7. Источники вторичного электропитания 8. Основы телекоммуникаций 4. Исследование работы вторичных источников электропитания РЭА
9. Основы проектирования РЭА Защита последней работы (1 час)

Примечания:

1. В результатах освоения приведены номера пунктов из перечней знаний, умений и навыков, перечисленных ранее в разделе 5.4.

3. СРС включает в себя подготовку к лекциям (ПЛк), лабораторным работам (ПЛр) и выполнение расчетного задания (РЗ). Подробнее объем и содержание СРС раскрыты в конце данного подраздела, а также в разделах 6.2.1, 6.2.2; 2.

2. Все лекции, за исключением лекции 9 из 3-го модуля, имеют продолжительность 2 часа, все лабораторные работы – 4 часа

Ниже приведено развернутое содержание приведенных в таблице дидактических единиц и технологий формирования компетенций с указанием рекомендуемой литературы

Лекционный курс (85 часов)

Модуль 1. Электротехника (34 часа, 4-й семестр). Литература основная [1-3], дополнительная [1,5,12,15]

Лекция 1. Введение. Общее представление об электротехнике. Основные задачи дисциплины и ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Области практического применения полученных знаний и навыков. Структура курса и его связь с другими дисциплинами. Требования к зачету и уровню усвоения материала. (0.5 часа) [1, 5, 9]

Методы и средства автоматизации схемотехнического проектирования электронных схем. Системы проектирования ACAD, Altium (P-CAD), MultiCap, Proteus, Orcade. ПО фирмы National Instruments (LabView, Multisim). Их краткое описание и сравнительная характеристика (1.5 часа) [3,6-8,12,13-15]

Лекция 2. Основы измерений электрических величин. Применение ПО для синтеза и анализа электрических цепей. Основные типы электроизмерительных приборов. Виды погрешностей измерения. Влияние параметров измерительных устройств на точность измерения. Основы работы в среде MultiSim (2 часа) [1, 5, 12]

Лекция 3. Электрические цепи постоянного тока Основные законы теории электрических и магнитных цепей. Основные понятия электрических и магнитных цепей. Пассивные и активные элементы электрических цепей и их параметры. Их характеристики и параметры. Источники тока и напряжения. Вольтамперные характеристики участков цепей с источниками. Законы Кирхгофа. Преобразования схем электрических цепей. (2 ч). [1,2,5,12]

Лекция 4. Базовые методы расчета электрических цепей

Методы контурных токов, узловых потенциалов. Потенциальная диаграмма. Баланс мощности в электрических цепях. (2 ч). [1-3,5,12]

Лекция 5. Специальные частные методы расчета электрических цепей

Методы наложения, эквивалентного генератора. Методы эквивалентных преобразований. Примеры расчета электрических цепей. (2 ч). [1,2,5,12]

Лекция 6. Примеры расчета электрических цепей Расчет электрических цепей методом контурных токов. Расчет электрических цепей методом узловых потенциалов (2 ч). Разрешение неопределенностей при расчетах базовыми методами применением эквивалентных преобразований [1,2,5,12]

Лекция 7. Электрические однофазные цепи синусоидального тока Основные понятия электрических величин синусоидального тока. Изображение синусоидальных функций вращающимися векторами. Синусоидальные токи в элементах электрических цепей. Комплексный метод расчета цепей переменного тока. Анализ установившегося режима в цепях синусоидального тока. Векторная и топографическая диаграммы (2 ч[1-3,15])

Лекция 8. Электрические цепи трехфазного синусоидального тока Трехфазные цепи. Анализ смешанных электрических цепей синусоидального тока. Мощность в цепи синусоидального тока. (2 ч[1-3,15]

Лекция 9. Электрические машины Машины постоянного тока. Общие принципы работы. Основные характеристики и параметры. Асинхронные двигатели. Основные характеристики и параметры. (2 ч[1-3,15]

Лекция 10. Электрические цепи с несинусоидальными источниками и методы их расчета Общее представление о несинусоидальных источниках тока и напряжения. Спектральное разложение источников. Ряд Фурье и его применение для расчета несинусоидальных электрических цепей. Дискретный спектр. Преобразование Фурье. Спектральный анализ сигналов. Апериодические сигналы и их спектры. (1 ч[1,2,5,15]

Лекция 11. Переходные процессы в электрических цепях во временной области Общее представление о переходных процессах и их разновидности. Законы коммутации. Принужденный и свободный режим. Общий подход к расчету переходных процессов. Классический метод расчета. Переходные процессы в цепях r,L,C. (4 ч) [1,2,5,15]

Лекция 12. Методы расчета переходных процессов в электрических цепях Интеграл Дюамеля и его вариации. Применение преобразований Лапласа к расчету переходных процессов. Применение преобразования Фурье к расчету переходных процессов. Общее представление о применении метода пространства состояний для расчета переходных процессов (4 ч) [1-3,5,15]

Лекция 13. Нелинейные электрические цепи Понятие нелинейной цепи. Вольтамперные характеристики участков цепей. Элементы с электрическим гистерезисом. Графические методы расчета нелинейных электрических цепей. (2 ч). [1,2,5,15]

Лекция 14. Магнитные цепи и основы теории электромагнитного поля Магнитные цепи и их связь с цепями постоянного тока. Пассивные и активные элементы магнитных цепей и их параметры. Трансформаторы. Основные понятия теории электромагнитного поля. Магнитный усилитель. (2 ч). [1-3,5,15]

Лекция 15. Многополюсники. Электрические фильтры Основные определения и классификация четырехполюсников и двухполюсников. Частотные характеристики реактивных двухполюсников. Передаточная функция. Электрические фильтры. Фильтры типа k и m. Многополюсные цепи. Использование преобразования Лапласа для анализа цепей. Четырехполюсники и функциональные блоки. Передаточная функция и ее связь с дифференциальным уравнением, импульсной и частотными характеристиками. Понятие АЧХ и ФЧХ. Коэффициент передачи и передаточная функция. Основные типы фильтров и их характеристика. Активные и пассивные фильтры. Фильтры Бесселя, Баттерворта и Чебышева. (2 ч). [1-3,5,15]

Лекция 16. Длинные линии Основные понятия и математические модели теории электромагнитного поля Понятие длинной линии. Стоячие волны. Основные характеристики длинных линий. Волновое сопротивление. Основные методы расчета длинных линий.

Лекция 17. Переходные процессы в цепях с распределенными параметрами. Особенности протекания переходных процессов в длинных цепях. Особенности расчета переходных процессов в длинных цепях. (2 ч). [1-3,5,15]

Модуль 2. Электроника (34 часа, 5-й семестр). Литература основная [3-4] и дополнительная [6-8, 13,14,16-18,20]

Лекция №1. Введение. Общее представление о предметной области. Основные задачи дисциплины и ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Области практического применения полученных знаний и навыков. Структура модуля и его связь с другими дисциплинами. Требования к уровню усвоения материала. (0.5 часа) [3,4,13,14]

Пассивные компоненты электронных цепей, электро- и радиоматериалы и радиокомпоненты общего применения. Проводники и диэлектрики. Обмоточные и монтажные провода. Электрические кабели. Припои и флюсы. Электроизоляционные и ферромагнитные материалы.

Основные параметры и классификация конденсаторов. Конденсаторы постоянной и переменной емкости. Подстроечные и проходные конденсаторы. Варикапы. Эквивалентная схема замещения. Система обозначений и маркировки.

Резисторы: основные параметры и классификация, эквивалентная схема замещения; подстроечные резисторы и потенциометры, система обозначений и маркировки.

Намоточные узлы радиоаппаратуры: катушки, вариометры, дроссели и трансформаторы и их система обозначений.

Коммутационные устройства: кнопки, тумблеры, разъемы, клеммы и переключатели и их система обозначений. Исполнительные устройства и электромагнитные элементы: реле и электромагниты, двигатели, пускатели и громкоговорители.

Первичные преобразователи: микрофоны, датчики температуры и влажности.

Кварцевые резонаторы и фильтры. Фильтры на основе ПАВ. (1.5 часа) [3-4,6-8, 13,14,16-18,20]

Лекция № 2. Электрические фильтры. Основные типы фильтров и их характеристика. Активные и пассивные фильтры. Фильтры Бесселя, Баттерворта и Чебышева. Основные схемотехнические решения и методы расчета. Оптимизация параметров фильтра. (2 часа) [3-4,6-8, 13,14,16-18,20]

Лекция № 3. Основы физики полупроводников. Полупроводники: виды, свойства, технологии и основные законы, описывающие происходящие в них физические явления. Кинетические явления в полупроводниках (2 часа) [3-4,6-8, 13,14,16-18,20]

Лекция № 4. Полупроводниковые приборы на основе кинетических явлений. Термопары, элементы Пельте, тензорезисторы и фоторезисторы. Диоды Ганна. Датчики Холла. Терморезисторы: их основные свойства и характеристики (2 часа) [3-4,6-8, 13,14,20]

Лекция № 5. Электронно-дырочный переход и его свойства. Виды электрических переходов. Потенциальная диаграмма электронно-дырочного перехода и его ВАХ. Физические явления в р-п переходах. Виды пробоев р-п перехода. Емкость и толщина р-п перехода. (2 часа) [3-4,6-8, 13,14,20]

Лекция № 6. Полупроводниковые с одним p-n – переходом. Система обозначений полупроводниковых приборов. Эквивалентная схема (схема замещения), параметры и характеристики полупроводниковых приборов. Выпрямительные, универсальные и импульсные диоды. Диоды СВЧ: (смесительные, умножительные, настроечные, генераторные (Ганна), переключательные) диоды Шоттки. Туннельные диоды, Лавинопролетные диоды. Фотодиоды и светодиоды. Варисторы и варикапы. Условные графические обозначения, система характеристик и параметров перечисленных приборов. (2 часа) [3,6-8]

Лекция № 7. Полупроводниковый стабилитрон и его применение. Стабилитроны. ВАХ. Параметры стабилитрона. Параметрический стабилизатор. Принцип работы, основные характеристики и методы расчета. (2 часа) [3,6-8]

Лекция № 8. Биполярные транзисторы (БТ). Принцип работы БТ. БТ p-n-p и n-p-n типа. Технологии изготовления БТ. Сплавные и диффузионные БТ. Инверсное включение. Режимы: отсечки, инверсный, рабочий, насыщения. Характеристика схем включения с ОБ, ОЭ и ОК. ВАХ. Модели. h-параметры и схемы замещения. Основные параметры БТ. Частотные свойства БТ. Однопереходные, лавинные, и многоэмиттерные транзисторы. Система маркировки, обозначений и УГО БТ. (2 часа) [3,6-8]

Лекция № 9. Полупроводниковые приборы с несколькими p-n переходами. Принцип работы, УГО, основные характеристики и параметры тиристоров и их разновидностей: динисторов, тринисторов и симисторов. (2 часа) [3,6-8]

Лекция № 10. Полевые транзисторы. Полевые транзисторы с p-n переходом и каналом n и p – типа: принцип работы и семейство ВАХ. Полевые транзисторы с изолированным затвором и встроенным и индуцированным каналом. КМОП-структуры и технологии их изготовления. Современные технологии на основе напряженного кремния, с УФ иммерсионным слоем. Устройства на основе ПТ: истоковый повторитель, коммутатор аналоговых сигналов, УВХ, источник тока с термостабильной точкой (2 часа) [3,6-8]

Лекция № 11.Элементы силовой электроники. Области допустимых значений ВАХ. Пробои в БТ и их параллельное включение. Мощные FET –транзисторы. IGBT – транзисторы.(2 часа) [3,6-8]

Лекция № 12. Электровакуумные и газоразрядные приборы Тиратроны и неоновые лампы. Вакуумные диоды, триоды, тетроды и пентоды. Основы электронной оптики. Кинескопы. ЭЛТ с электростатическим и магнитным отклонением. Электронные приборы СВЧ - магнетроны, клистроны, лампы бегущей и обратной волны. Волноводы и их виды. Принцип работы радиолокаторов и СВЧ – печей. УВЧ – терапия. (1 часа) [3,6-8] Элементы оптоэлектроники Классификация оптоэлектронных приборов. Оптроны. Полупроводниковые преобразователи изображения и координатно-чувствительные фотоприемники. ПЗС – фотоприемники и фотодиодные матрицы. Нанотрубки. ЖКИ. Электролюминисцентные индикаторы. (1 час) [3,6-8]

Лекция № 13. Усилители электрических сигналов. Определение. Классификация, основные характеристики и параметры усилителей. Параметры усилителей статические и динамические. Режимы усиления класса А, B, С и D и их сравнительная характеристика. Усилительные каскады переменного и постоянного тока: частотные и переходные характеристики. Обратные связи в усилителях: назначение, классификация и методы расчета (2 часа) [3,6-8]

Лекция № 14. Транзисторные усилители электрических сигналов. Усилители на биполярных транзисторах. Схемы включения с ОБ, ОЭ и ОК. Принцип работы усилителя на БТ. Графический и аналитический методы расчета. Статический и динамический режим работы. (2 часа) [3,6-8]

Лекция № 15. Схемотехника транзисторных усилителей. Способы реализации ООС. В усилителях. Термостабилизация. Особенности схемотехники усилителей на полевых транзисторах. Дифференциальный режим работы. Усилительные каскады с динамической нагрузкой и пушпульные каскады. Транзисторы Дарлингтона и составные транзисторы. Усилители мощности и напряжения (предварительные усилители). Усилители постоянного тока. Двухтактные усилители мощности: фазоинверсный каскад, каскады на комплиментарных парах, мостовые схемы. (2 часа) [3,6-8]

Лекция № 16. Многокаскадные и операционные усилители. Многокаскадные усилители. Виды межкаскадной связи. Трансформаторные усилители (мостовые схемы). Усилители постоянного тока. Операционные усилители (ОУ): назначение, основные характеристики (АЧХ, амплитудная и др.) и параметры (входные, выходные, частотные, усилительные, шумовые, стабильности, предельные, динамический диапазон, эксплуатационные). Основные свойства ОУ. Устойчивость усилителей и коррекция их характеристик. (2 часа) [3,6-8]

Лекция № 17. Микросхемотехника. Микросхемы. Классификация ИС. ИС малой, средней и высокой степени интеграции. БИС и СБИС. Технологические операции. Разновидности интегральных схем и технологий их изготовления. Усилители в интегральном исполнении. Аналоговые и цифровые ИС. Базовые элементы цифровых ИС и их сравнительные характеристики. Система условных обозначений ИС. (2 часа) [3,6-8]

Модуль 3. Схемотехника (17 часов, 6-й семестр). Литература основная [3-4] и дополнительная [7,9,10-11,13-14,19]

Лекция № 1. Схемотехника аналоговых устройств. Понятие электрического сигнала и его роль в электронных устройствах. Аналоговые и цифровые сигналы. Последовательные и параллельные интерфейсы. Квазидетерминированные сигналы. Информационные параметры, параметры структуры и параметры сопровождения. Аналоговые интегральные схемы. Система их условных обозначений. Типовые схемы на ОУ: сумматор, дифференциальный усилитель, масштабирующий, интегрирующий и дифференцирующий усилитель, активный фильтр. Специальные схемы на ОУ: выпрямители, гираторы, биометрические усилители. Прочие виды схем аналоговой обработки сигналов: умножители и логарифмические усилители, АМ и FM – детекторы. (2 часа) [7,9,10-11,13-14,19]

Лекция № 2. Интегральные логические схемы. Цифровые ИС: их серии, системы обозначений, основные схемотехнические решения и зарубежные аналоги. Классификация и система обозначения цифровых ИС. Цифровой ключ; базовые элементы ТТЛ, КМПОМ и ЭСЛ - логики. Свойства и сравнительные характеристики современных интегральных систем элементов. Комбинационная и последовательностная логика. Виды логических микросхем. (2 часа) [4,6-8]

Лекция № 2. Цифровая схемотехника. Асинхронные и синхронные триггеры. Триггеры RS, JK и D – типов. Регистры сдвига и параллельные регистры. Счетчики: суммирующие, вычитающие и реверсивные. Шифраторы и дешифраторы, мультиплексоры и демультиплексоры. Цифровые сумматоры и умножители. АЛУ. Программируемые логические матрицы (FPGA), микропроцессоры и микроконтроллеры. Запоминающие устройства: принцип работы и разновидности (4 часа) [4,6-8]

Лекция № 4. Элементы линейно-импульсной схемотехники. Интегрирующие и дифференцирующие цепи. Одновибраторы. Триггеры Шмидта. Компараторы. Аналоговые электронные ключи и коммутаторы. Время-амплитудные конверторы. Амплитудные и временные селекторы и ограничители. Линии задержки аналоговых и импульсных сигналов. Мультиплексоры. [7,9,10-11,13-14,19]

Лекция № 5. Генераторы электрических колебаний. Генераторы импульсов: мультивибраторы, блокинг-генераторы, парафазные генераторы и асимметричные схемы. Генераторы пилообразного напряжения релаксационного типа и с зависимым возбуждением. Генераторы гармонических сигналов. Автогенераторы с емкостной трехточкой. Кварцевый автогенератор. Генераторы с умножением частоты. (4 часа) [3,4,6-8]

Лекция № 6. Преобразователи электрических сигналов. Модемы. Виды модуляции сигналов. АМ, ЧМ, ФМ, ШИМ. Назначение модуляции. АЦП и ЦАП: принцип работы и разновидности. Мультиплексоры. Детекторы: амплитудные, фазовые и синхронные детекторы, частотные дискриминаторы. (2 часа) [3,4,6-8]

Лекция № 7. Источники вторичного электропитания. Вторичные источники питания. Неуправляемые и управляемые выпрямители. Сглаживающие фильтры. Источники эталонного напряжения и тока. Стабилизаторы: параметрические, компенсационные последовательного и параллельного типа, импульсные транзисторные и тиристорные. Инверторы и преобразователи частоты с независимым возбуждением и самовозбуждением. Типовые схемы блоков питания ПК. (2 часа) [3,4,6-9,11-13]

Лекция №8. Основы телекоммуникаций. Прохождение электромагнитных волн через атмосферу. Характеристика радиочастотных диапазонов. Принципы передачи сигналов по радиоканалам. Радиоприемники: детекторные, прямого преобразования и супергетеродины. Трансиверы. Системы АРУ и ФАПЧ. УЗЧ и УНЧ. УПЧ. УВЧ. Общие принципы передачи изображений. Телевизионные стандарты. Системы PAL, NTSC и SECAM. Функциональная схема телевизоров. (2 часа) [3,6-8]

Лекция №9. Основы проектирования РЭА. ЕСКД. Борьба с помехами. Аналоговые и цифровые «земли». Надежность РЭА и методы ее оценки и расчета. Климатическое исполнение РЭА и стандарты электробезопасности. (1 час) [3,6-8]

Лабораторные работы (85 часов). Литература основная [1-3] и дополнительная [5-7]

Модуль 1. Теоретические основы электротехники (34 часа, 4-й семестр). Литература основная [1-3] и дополнительная [5,12]

Вводное занятие. Знакомство с лабораторным стендом в части работ по электротехнике. Изучение и сдача правил техники безопасности (2 часа) [1-3,5,12]

Работа №1. Электроизмерительные приборы. Изучение цены деления аналоговых шкал. Влияние параметров прибора на методическую погрешность измерения токов и напряжений. Классификация электроизмерительных устройств. Основные виды и характеристики промышленных стрелочных и цифровых приборов. Измерение токов и напряжений на участках цепи. Измерение активных сопротивлений. Определение параметров источников тока и напряжения (4 часа) [1-3,5,12, 15,17]

Работа №2. Знакомство с электронным осциллографом. Определение цены деления осциллографа по времени и амплитуде. Понятие о синхронизации, электронной лупе времени. Представление о z-входе и фигурах Лиссажу. Классификация современных осциллографов. USB-осциллографы. Измерение осциллографом частоты, амплитуды и фазовых сдвигов колебаний различной формы (гармонической, прямоугольной, треугольной). Оценка погрешности измерения частоты и напряжения. (4 часа) [1-3,5,12]

Работа №3. Моделирование электрических цепей цепей. Оценка погрешностей измерения токов и напряжений электроизмерительными приборами. Исследование моделей источников тока и напряжения. (4 часа) [1-3,5,12,16]

Работа №4. Исследование цепей постоянного тока. Сложная цепь. Закон Кирхгофа. Метод контурных токов. Метод узловых потенциалов. Применение других методов для расчета электрических цепей (4 часа) [1-3,5,12]

Работа №5. Исследование цепей однофазного переменного тока. Определение параметров катушек резонансными методами. Параллельный и последовательный резонансы. Расчет разветвленных цепей, содержащие R, L и C элементы. (4 часа) [1-3,5,12]

Работа №6. Исследование трехфазной электрической цепи при соединении нагрузки звездой и треугольником/ Анализ цепей при наличии несинусоидальных источников. (4 часа) [1-3,5,12]

Работа №7. Исследование переходных процессов. Дифференцирующая и интегрирующая электрические цепи. (4 часа) [1-3,5,12]

Работа№8. Исследование нелинейных электрических цепей постоянного тока. Снятие ВАХ статическим и динамическим способом. Параллельное и последовательное соединение нелинейных элементов (4часа) [1-3,5,12]

Модуль 2. Компонентная база электронной техники (34 часа, 5-й семестр). Литература основная [3] и дополнительная [6-8,13-20]

Вводное занятие. Знакомство с лабораторным стендом в части работ по электронике. Изучение и сдача правил техники безопасности (2 часа) [3,6-8,13]

Работа № 1.Четырехполюсники. Исследование работы пассивных фильтров. АЧХ, ФЧХ комплексный коэффициент передачи и передаточная функция четырехполюсника. Работа аттенюатора. (3.5 часа) [3,6-8, 13-20]

Работа № 2. Исследование работы термистора. Полупроводниковые приборы на основе кинетических явлений в полупроводниках. (4 часа) [3,6-8, 13-20]

Работа № 3. Исследование работы стабилитрона. Полупроводниковые приборы на основе явлений в электрических переходах. (4 часа) [3,6-8, 13-20]

Работа № 4. Исследование работы биполярного транзистора. Схемы замещения. Системы параметров. Семейства вольтамперных характеристик и вычисление параметров (4 часа) [3,6-8,13]

Работа № 5. Исследование работы униполярного транзистора. Простейшие схемы. Электрически управляемый аттенюатор. (4 часа) [3,6-8,13]

Работа № 6. Оптоэлектронные приборы. Исследование работы фототразисторной оптопары. (4 часа) [3,6-8,13]

Работа № 7. Транзисторный усилитель. Исследование режимов работы усилительного каскада на биполярном транзисторе, включенном по схеме с ОЭ. Режимы работы усилительных каскадов (A,AB,B,C,D). (4 часа) [3,6-8,13]

Работа № 8. Обратные связи в усилителях. Усиление по постоянному и переменному току. Оценка влияния величины ОС на свойства усилителя. Термостабилизация усилительных каскадов (4 часа) [3,6-8,13]

Модуль 3. Схемотехника (17 часов, 6-й семестр). Литература основная [3,4] и дополнительная [6-8,13-20]

Вводное занятие. Знакомство с лабораторным стендом в части работ по схемотехнике. Изучение и сдача правил техники безопасности (1 час) [3,6-8,10]

Работа № 1. Исследование параметров ОУ. Операционные усилители. Исследование характеристик и параметров операционного усилителя и его работы в режимах дифференциального, масштабирующего усилителя, компаратора, интегратора и дифференциатора. (4 часа) [3,4,6-8,13]

Работа № 2. Исследование параметров базовых элементов цифровых ИС. Интегральные логические схемы. Исследование входных, проходных, выходных и динамических характеристик логических элементов различных серий в соответствии с полученным индивидуальным заданием. (4 часа) [3,4,6-8,13,19]

Работа № 3. Исследование цифровых логических схем. Проектирование логической схемы в среде симулятора . Исследование входных и выходных и динамических характеристик логических элементов. (4 часа) [3,4,6-8,13,19]

Работа № 4. Исследование работы вторичных источников электропитания РЭА. Исследование работы блоков питания и их компонентов. Исследование работы выпрямителя. Исследование простейшего блока питания с параметрическим стабилизатором напряжения. Исследование блоков питания с компенсационным стабилизатором напряжения Исследование импульсных стабилизаторов напряжения (5 часов) [3,4,6-8,13,19]

Расчетное задание (второй модуль – 18 часов в рамках СРС в пятом семестре). Литература [1-13,19]

Расчётное задание по курсу выполняется на тему «Расчет и проектирование активного фильтра» за счёт лимита времени, отводимого на СРС в 5-м семестре. В расчетном задании выполняется расчет фильтра заданного типа с заданными параметрами, разрабатывается его принципиальная электрическая схема и определяется элементная база. Выполнение задания складывается из трех этапов:

1. оценка требований к фильтру и формулирование их в терминах стандартных расчетных параметров;

2. расчет параметров полинома и разбиение его на отдельные физически реализуемые звенья;

3. схемотехническая реализация фильтра и составление пояснительной записки

В целях повышения познавательной активности студентов в рамках выполнения расчётного задания предусматриваются элементы научного поиска и систематизации материала, широкое использование для этих целей ресурсов Интернет, электронных библиотек (http://www.edulib.ru, и др.). Расчётное задание выполняется в соответствии с опубликованными в [13] методическими указаниями по выполнению расчётных заданий, содержащими темы расчётных заданий, литературу, сроки выполнения и отчётности.

Самостоятельная работа (всего 226 часов)

Целью самостоятельной работы студентов является углубление и закрепление их знаний по изучаемым разделам дисциплины. Самостоятельное освоение некоторой части учебного и справочно-методического материала осуществляется в течение всего семестра при выполнении лабораторных работ, расчетного задания и подготовки к экзамену. На подготовку к экзаменам и зачетам в период сессии отведено 108 часов, в том числе на экзамен по электротехнике – 18 часов и 36 часов – на экзамен по электронике и схемотехнике. На подготовку к зачету по компонентной базе электроники и защиту расчетного задания отводится 54 часа. Общий объем СРС в семестре равен 118 часам и распределяется по различным его видам следующим образом:

· подготовка к лекциям из расчета 1 час из расчета 1 час на каждую лекцию 40 часов;

· подготовка к лабораторным работам и их защите (2,5 часа/работу) 78 часов;

· выполнение расчетного задания 18 часов

По семестрам СРС распределяется следующим образом

Семестр Подготовка к лекциям Подготовка к лабораторным работам и их защите Выполнение и защита расчетного задания Подготовка к зачету и экзамену Литература для подготовки к лекциям, сессии Итого
38 [12]   [1-2,5]
14 [13,14] 18 [13] [3,6-8]
26 [13]   [4,9-11]
Итого -

Наши рекомендации