Выбор средств регулирования напряжения
Для определения достаточности стандартных диапазонов регулирования устройств РПН, установленных на трансформаторе, используем методику, основанную на непосредственном определении необходимого напряжения регулирования ответвлений.
Необходимое напряжение регулирования ответвлений трансформатора определяем по формуле 6-2 [8]:
,
где UНН – номинальное напряжение обмотки трансформатора из таблицы 4, кВ;
U’Н – напряжение приведенное к стороне ВН;
,
где UBHTP – действительное напряжение на шинах ВН подстанции из таблицы 18, кВ;
UНШ – напряжение, которое необходимо поддерживать на шинах НН, кВ.
Для того, чтобы определить способно ли стандартное устройство РПН трансформатора обеспечить необходимое напряжение на шинах НН, составим неравенство, в левой и правой части которого будут находиться соответственно минимальное и максимальное значение напряжений регулирования РПН данного трансформатора:
;
,
где p – номер ступени регулирования (в данном случае подставляем наибольшую ступень);
h – шаг регулирования напряжения РПН данного трансформатора из таблицы 4, %.
Так как в нашем случае необходимо повышать напряжение на стороне ВН трансформатора, для того чтобы компенсировать его потери в линии, то левая часть уравнения нам не нужна. Учитывая это, преобразуем выше приведенное неравенство таким образом, чтобы определять ступень регулирования необходимую для компенсации потерь напряжения на данном трансформаторе. Если в результате получаем значение выходящее за пределы, обеспечиваемые РПН трансформатора, то следует применять другие методы для регулирования напряжения.
.
В качестве примера приведем пример проверки достаточности РПН трансформаторов подстанции А для регулирования напряжения:
Так как полученное значение дробное значение, округляем его до ближайшего целого:
.
Проверим, какое действительное значение напряжения будет на стороне ВН трансформатора при такой ступени регулирования:
Аналогичным образом проверяем остальные трансформаторы подстанций при двух режимах работы: нормальном с максимальной нагрузкой и нормальном с минимальной нагрузкой. Результаты заносим в таблицы 20 и 20.1.
Таблица 20 – Регулирование напряжения на шинах подстанции в максимальном режиме
Вариант | Подстанция | Напряжение на шинах, приведенное к ВН, кВ | Необходимое напряжение регулирования, кВ | Предел регулиро-вания, % | Действи-тельное напряжение, кВ |
5.2 | Б | 190,84 | 200,38 | ±24,2 | 237,02 |
А | 102,47 | 112,72 | ±6×1,78 | 113,41 | |
В | 93,27 | 97,93 | ±3×1,78 | 98,25 | |
Г | 96,97 | 101,82 | ±3×1,78 | 102,15 | |
Д | 96,80 | 106,48 | ±6×1,78 | 107,14 |
Таблица 20.1 – Регулирование напряжения на шинах подстанции в минимальном режиме
Вариант | Подстанция | Напряжение на шинах, приведенное к ВН, кВ | Необходимое напряжение регулирования, кВ | Предел регулиро-вания, % | Действи-тельное напряжение, кВ |
5.2 | Б | 199,44 | 209,41 | ±24,2 | 247,71 |
А | 106,21 | 116,83 | ±6×1,78 | 117,55 | |
В | 97,79 | 102,68 | ±3×1,78 | 103,01 | |
Г | 101,22 | 106,28 | ±3×1,78 | 106,63 | |
Д | 100,65 | 110,72 | ±6×1,78 | 111,40 |
Как видно из расчета, напряжения ответвлений удовлетворяют необходимому напряжению регулирования ответвлений. Следовательно, стандартный диапазон регулирования РПН достаточен для поддержания необходимого напряжения на шинах низкой стороны трансформатора.