Материалы для подготовки к работе

Соединением «треугольник» называется такое соединение, при котором конец фазы а соединяется с началом фазы b, конец фазы b - с началом фазы c и конец фазы с - с началом фазы а. К точкам соединения начал и концов фаз присоединяют линейные провода. На рис. 4.1. показана схема соединения приемников энергии «треугольником», а соединение обмоток (фаз) генератора «звездой».

материалы для подготовки к работе - student2.ru

Рис. 4.1. Схема соединения приемников энергии «треугольником» и обмоток генератора «звездой»

Положительные направления линейных токов IA , IB , и IC приняты от генератора к приемнику, и фазных токов Iab , Ibc и Icaот “a” к “b”, от “b” к “c” и от “c” к “a” . При соединении «треугольником», как это видно на рис. 4.1 , линейное напряжение Uл равно фазному напряжению Uл = Uф. Следовательно, фазные напряжения приемника Uab ,Ubc , Uca будут равны линейным напряжениям сети.

Соотношения между линейными и фазными токами найдем, применяя первый закон Кирхгофа для узлов а, b и с (рис. 4.1)

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

откуда

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

т.е. линейные токи равны геометрическим разностям соответствующих фазных токов. Из этих формул видно, что геометрическая сумма линейных токов равна нулю:

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

1. Симметричная (равномерная) нагрузка фаз.

На рис.4.2, показана векторная диаграмма напряжений и токов для симметричной нагрузки фаз, т.е.

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ,

Опустив перпендикуляр из конца вектора фазного тока Iab (рис.4.2.) на вектор линейного тока IA, получим прямоугольный треугольник ОЕД, из которого имеем:

материалы для подготовки к работе - student2.ru ,

откуда

материалы для подготовки к работе - student2.ru ,

т.е. линейный ток больше фазного тока материалы для подготовки к работе - student2.ru раза. Фазный ток равен:

материалы для подготовки к работе - student2.ru ,

где z,R и X - полное, активное и реактивное сопротивления приемника энергии.

Коэффициент мощности приемника энергии материалы для подготовки к работе - student2.ru .

материалы для подготовки к работе - student2.ru

Рис.4.2. Векторная диаграмма напряжений и токов при активно-индуктивной нагрузке фаз

На рис.4.3 показана векторная диаграмма напряжений и токов чисто активной (симметричной) равномерной нагрузки фаз.

материалы для подготовки к работе - student2.ru

Рис.4.3. Векторная диаграмма напряжений и токов при чисто активной сим­метричной нагрузке фаз

Из векторной диаграммы (рис.4.3) видно, что при неизменных линейных напряжениях фазные токи Iab , Ibc , Ica одинаковы, благодаря чему и линейные токи Ia , Ib , Ic также одинаковы.

2. Несимметричная (неравномерная) нагрузка фаз. При несимметричной нагрузке фаз токи в отдельных фазах равны:

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

где материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru - полные, активные и реактивные сопротивления фаз приемников.

Коэффициент мощности отдельных фаз приемников:

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru .

Для активной нагрузки:

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru .

Фазные токи совпадают по фазе c соответствующими напряжениями (рис.4.4)

материалы для подготовки к работе - student2.ru

Рис.4.4. Векторная диаграмма напряжений и токов при чисто активной несимметричной нагрузке фаз

3. Перегорание предохранителя или обрыв линейного провода.

При перегорании предохранителя в одном из линейных про­водов, например, в проводе А (рис.4.5), или обрыве этого провода, лампы в фазе bc будут гореть нормально. Лампы в двух других фазах ab и ca будут соединены последовательно и находиться под линейным напряжением Uca. Если сопротивления ламп накаливания этих фаз будут одинаковы, то линейное напряжение распределится между ними поровну, т.е. лампы накаливания в этих фазах будут гореть в полнакала. В этом случае схема превращается в однофазную разветвленную цепь.

Ток в фазах ab и ca равен:

материалы для подготовки к работе - student2.ru .

Ток в фазе bc равен:

материалы для подготовки к работе - student2.ru .

материалы для подготовки к работе - student2.ru

Рис.4.5. Схема соединения приёмников электроэнергии «треугольником» при обрыве линейного провода А

Напряжение на лампах накаливания

материалы для подготовки к работе - student2.ru ,

материалы для подготовки к работе - student2.ru ,

материалы для подготовки к работе - student2.ru .

Линейный ток

материалы для подготовки к работе - student2.ru .

Векторная диаграмма напряжений и токов для рассматри­ваемого случая (рис.4.5) показана на рис.4.6.

материалы для подготовки к работе - student2.ru

Рис.4.6. Векторная диаграмма напряжений и токов при обрыве линейного провода А

4. Обрыв фазы при несимметричной нагрузке фаз.

Если произойдет обрыв или разгрузка какой-либо фазы, на­пример, фазы ab, то ее сопротивление будет равно бесконечности, и ток в ней будет равен нулю (Iab=0, рис.4.7). Фазные напряжения не изменяются.

материалы для подготовки к работе - student2.ru

Рис.4.7. Схема соединения приемников электроэнергии «треугольником» при обрыве фазы ab

Применим первый закон Кирхгофа к узлам а, b и с (рис.4.7). Тогда линейный ток в проводе А, будет равен току в фазе са с обратным знаком материалы для подготовки к работе - student2.ru ;линейный ток IBв проводе В равен фазному току Ibc;линейный ток в проводе С равен геометрической разности токов в фазах bc и са: материалы для подготовки к работе - student2.ru или материалы для подготовки к работе - student2.ru (рис.4.8).

материалы для подготовки к работе - student2.ru

Рис.4.8. Векторная диаграмма напряжений и токов при обрыве фазы аb

Активная мощность трехфазного тока при несимметричной (неравномерной) нагрузке фаз равна сумме активных мощностей всех фаз.

материалы для подготовки к работе - student2.ru

где материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru - активные мощности отдельных фаз;

материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru - коэффициенты мощности отдельных фаз;

материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru - фазные напряжения;

материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru , материалы для подготовки к работе - student2.ru - фазные токи.

При симметричной нагрузке фаз и симметричной системе напряжений

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru ;

материалы для подготовки к работе - student2.ru .

Активная мощность трехфазного тока равна

материалы для подготовки к работе - student2.ru материалы для подготовки к работе - student2.ru .

Так как при соединении треугольником

материалы для подготовки к работе - student2.ru и материалы для подготовки к работе - student2.ru ,

то

материалы для подготовки к работе - student2.ru ,Вт.

Аналогично определяют реактивную и полную мощности

материалы для подготовки к работе - student2.ru ,вар;

материалы для подготовки к работе - student2.ru , в материалы для подготовки к работе - student2.ru а.

в случае чисто активной нагрузки материалы для подготовки к работе - student2.ru (т.к. материалы для подготовки к работе - student2.ru );

тогда материалы для подготовки к работе - student2.ru ; материалы для подготовки к работе - student2.ru .

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Ознакомиться с аппаратурой и приборами, необходимыми для выполнения работы, записать их технические данные в табл.4.1.

Таблица 4.1

Техническая характеристика приборов и аппаратов

Наименование прибора Система прибора Класс точности Пределы измерений Цена деления
         

2. Собрать схему, изображённую на рис.4.9, и дать её проверить преподавателю.

материалы для подготовки к работе - student2.ru

Рис. 4.9. Схема соединения приемников электроэнергии «треугольником»

3. Установить на приборах максимальные пределы измерения, включить схему.

4. Изменяя нагрузку в фазе аb включением ламп, снять показания приборов и записать их в таблицу 4.2.

5. Установить симметричную нагрузку фаз, отсоединить один из линейных проводов (например, лин. провод А) и записать показания приборов.

Таблица 4.2

Экспериментальные данные

№   Кол-во эл.ламп в фазах Режим нагрузки Результаты измерений
ab bc ca материалы для подготовки к работе - student2.ru материалы для подготовки к работе - student2.ru материалы для подготовки к работе - student2.ru материалы для подготовки к работе - student2.ru материалы для подготовки к работе - student2.ru материалы для подготовки к работе - student2.ru материалы для подготовки к работе - student2.ru материалы для подготовки к работе - student2.ru материалы для подготовки к работе - student2.ru
В В В А А А А А А
Несиммет-ричная                  
Несиммет-ричная                  
Симмет-ричная                  
Несиммет-ричная                  
Симмет-ричная                  

6. Показать результаты опытов руководителю.

7. Разобрать схему, привести в порядок рабочее место.

8. Составить отчет о работе.

Отчет должен содержать следующие основные разделы:

- цель работы;

- схему опытной установки;

- техническую характеристику приборов и аппаратов;

- таблицу измерений;

- векторные диаграммы напряжений и токов для всех режимов нагрузки (табл.4.2);

- выводы.

контрольные вопросы

1. Что представляет собой трехфазная цепь с симметричными пассивными приемниками? Соединение «треугольником».

2. Что представляет собой трехфазная цепь с несимметричными пассивными приемниками? Соединение «треугольником», трехпроводная цепь.

3. Определить активную, реактивную и полную мощности приемников, соединенных «треугольником», при любом роде нагрузки.

4. Как изменяются электрические величины (напряжение, ток, мощность) при включении одной и той же трехфазной нагрузки по схеме «звезда» и «треугольник»?

5. Каковы будут напряжения на фазах приемников, если перегорит предохранитель в одном из линейных проводов или произойдет обрыв цепи линейного провода (нагрузка фаз симметричная)?

6. Построить векторную диаграмму токов и напряжений при симметричной нагрузке (табл.4.2 , пункт 3).

7. Построить векторные диаграммы токов и напряжений при несимметричной нагрузке в случае обрыва цепи одной фазы
(табл.4.2 , пункт 1).

8. Построить векторную диаграмму токов и напряжений при симметричной нагрузке, в случае обрыва цепи линейного провода (табл.4.2 , пункт 5).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

Наши рекомендации