Схема системы электроснабжения
Рис. Схема электрической системы постоянного тока
Подключение аэродромного питания
При подсоединении аэродромного источника питания напряжением от 24 до 28 В постоянного тока к розетке внешнего питания, происходит следующее:
- Напряжение постоянного тока с малого контакта с положительным зарядом подается на реле блока аэродромного электропитания , приводя его в действие, а оно, в свою очередь, включает свой контакт.
- При включении контакта реле напряжение постоянного тока поступает от большого контакта с положительным зарядом к шине релейной коробки и далее к аккумуляторной шине и к шинам управления двигателем А и В.
- Большой контакт с отрицательным зарядом подсоединен к корпусу ВС.
При неправильной полярности подключения источника питания диод предотвратит включение реле аэродромного электропитания.
Рис. Схема подключения аэродромного источника
Подключение основной аккумуляторной батареи
При повороте главного выключателя электрооборудования «ELECTRIC MASTER» в среднее фиксированное положение «ON» минус бортсети подключится к обмотке реле батареи, которое сработает и подключит аккумуляторную батарею к шине релейной коробки, к аккумуляторной шине и к шинам управления двигателем «А» и «В», причем реле батареи встанет на самоблокировку. Плюсовой потенциал на обмотку этого реле подается постоянно через диод с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи. Кроме того плюсовой потенциал начнет подаваться к этому реле также через диод с шины релейной коробки.
При включении переключателя «ELECTRIC MASTER» в среднее положение будет подано напряжение постоянного тока на обмотку реле питания через нормально замкнутые контакты выключателя шины основных потребителей. Реле питания подключит аккумуляторную шину к основной, а при появлении напряжения на основной шине через нормально замкнутые контакты реле шины основных потребителей будет подано напряжение и на шину основных потребителей (аварийную шину).
Примечание: если при установке главного переключателя «ELECTRIC MASTER» в среднее положение будет подсоединен аэродромный источник, то и он подключится ко всем вышеперечисленным шинам, и если напряжение аэродромного источника будет больше, чем напряжение аккумуляторной батареи, то она будет подзаряжаться разностью напряжений от аэродромного источника.
Запуск двигателя
Перед запуском двигателя необходимо включить главный выключатель «ENGINE MASTER», при этом, если главный переключатель «ELECTRIC MASTER» стоит хотя бы в средней позиции, то с шин управления двигателем «А» и «В» будет подано напряжение к блокам управления двигателем «А» и «В». Кроме того, подключится питание с шины управления двигателем «B» на обмотку возбуждения генератора через регулятор напряжения.
Рис. Установка стартера в двигателе
Для запуска двигателя необходимо главный переключатель «ELECTRIC MASTER» повернуть в крайне правое нефиксированное положение и удерживать в течении 3 – 6 сек. При этом минус бортсети останется подключенным и к среднему контакту этого переключателя, поэтому все шины будут продолжать получать питание от главной аккумуляторной батареи или от аэродромного источника питания. С этого положения переключателя минус бортсети через замкнувшийся контакт главного выключателя «ENGINE MASTER» будет подан на обмотку реле стартера, которое сработает и подключит якорную обмотку стартера к основной шине. А так как второй конец якорной обмотки подсоединен к корпусу ВС, а обмотка возбуждения к получает питание от шины релейной коробки, то стартер начнет раскручивать авиадвигатель. После запуска переключатель «Электро» оставить в среднем положении. При этом реле стартера обесточится и снимет напряжение с стартера.
Подключение генератора
При запуске двигателя генератор начнет получать возбуждение через регулятор напряжения и контакт главного выключателя «ENGINE MASTER» от шины «В» управления двигателем от основной аккумуляторной батареи, а если эта батарея откажет то возбуждение будет осуществляться от резервной аккумуляторной батареи.
Резервная аккумуляторная батарея подключается при этом только к обмотке возбуждения через контакт главного выключателя «ENGINE MASTER».
Когда напряжение генератора станет выше напряжения аккумуляторных батарей, генератор начнет запитывать все шины, при он будет запитывать свою обмотку возбуждения, а обе аккумуляторные батареи будут от него подзаряжаться.
Отказы в системе.
При отказе генератора все шины останутся подключенными к главной аккумуляторной батарее. Но для того, чтобы сохранить емкость аккумулятора и продлить время полета на аккумуляторах, предусмотрено отключение части потребителей. Для этого необходимо включить выключатель шины основных потребителей. При этом снимется минус бортсети с реле питания, которое отключит аккумуляторную шину от основной шины. Одновременно минус бортсети будет подан на реле шины основных потребителей, которое своими контактами подключит аккумуляторную шину к шине основных потребителей, т. е. главная аккумуляторная батарея отключиться от основной шины и будет питать шину основных потребителей и шины управления двигателем.
Если же окажет еще и основная аккумуляторная батарея, то останется только шина «В» управления двигателем под напряжением, поступающим от резервной аккумуляторной батареи. Регулятор напряжения генератора продолжает питать ся напряжением резервной аккумуляторной батареи.
Рис. Органы управления системой электроснабжения
Рис Распределение потребителей по шинам