(p)2007 Shadowplay SPR056 01. Снежки intro 3’55 02. Жито Жала 6’12 03. Собираетце Любезной 5’10 04. Цветики 5’24 05. Deus Amet Puellam 5’05 06. На Зоре 5’41 07. Песня защитников Соловецкого монастыря 2’30 08. Волна Шумит 5’58 09. Круг-Кольцо 5’17 10. Снежки outro 5’26 Total time: 50’36 credits: Alexander Chulkov – electronics, arrangement & sound-producing. Count Ash – vocals, arrangement Anastasia – vocals Vera Sukhanova – vocals. Original versions of tracks 2, 3, 4, 6, 8, 9 released on MOON FAR AWAY “BELOVODIE” CD, 2005 (Shadowplay Release/Prikosnovenie Records) Original version of MOON FAR AWAY’s “Deus Amet Puellam” released on “INFLUENCE” compilation, 2006 (Shadowplay Release). Сама идея о совместной работе MFA и 6МБ витала в воздухе очень давно. На альбомах 6МБ есть пара пьес, в записи которых принимал участие Алексей Шептунов: «Знания под секретом» (Ровные польские дыры: тайна черного ящика», 1996), и «Чьи же это следы?» (В бункере не страшно, 1996). Ответного хода в то время не последовало, иными словами, Алексею Чулкову так и не довелось никогда «пошуметь» в записях MFA, а его трагическая смерть весной 2001 года поставила окончательный крест на возможности подобного проекта. Но, тут упавшее знамя 6МБ во время подхватил брат Алексея, причем сделал это весьма успешно и продуктивно, хотя и несколько в другом техническом и музыкальном жанре. Таким образом, идея полноценной совместной записи получила снова шанс к воплощению, и оказалась наконец-то реализована, пусть с задержкой в десять лет, но всё-таки реализована. CD-R с записью этого альбома был мне вручен ещё 17 сентября: типа вот только-только после окончательного мастеринга. Но, стразу мне что-то тут не понравилась. Точнее сказать, понравилась, но совсем не так, как я от себя этого ожидал, т.е. совсем не так как до этого мною воспринимались другие работы MFA и Александра Чулкова. После нескольких прослушиваний стало ясно, что нужно время, чтобы первоначальные ощущения отстоялись и сформировались в нечто более определенное, нежели мнение, выраженное в двоичном коде «нравится – не нравится». Это время прошло. Впечатления сконцентрировались. Поэтому постараюсь их изложить по возможности внятно. Первое, что мне показалось непонятным – это сокращение vs в заголовке (от слова versus, что означает «против»). Никакого противопоставления между MFA и 6МБ в этой записи нет. Но потом я подумал о втором значении этого предлога – «в сравнении», и сразу успокоился. Ибо, это как раз не совместная работа в традиционном понимании этого слова, а определенного рода «сравнение», т.к. на вокальные партии MFA наложена музыка, в записи которой никакого участия Алексей Шептунов не принимал. С другой стороны, это и не то, что принято назвать ремиксом, т.е. когда на вокальные партии популярной песни ди-джей накладывает свою версию музыки, как правило, электронную, ориентированную на звучание в ночных клубах. Вот именно такой нестандартный подход меня поначалу и смутил, я искал объяснений тому, что я слышу, думая в традиционных понятиях, а нужно было взглянуть на «Матицу» более отстраненно, со стороны. Кстати, хорошее название – «Матица». Вокальные партии MFA в этом альбоме являются именно тем самым основанием, на котором держится всё остальное строение, в нашем случае – построение всей музыки. Александр Чулков очень аккуратно воплотил эту музыку в электронном виде, сохранив практически все оригинальные аранжировки из альбомов MFA, добавив немного оригинальных тем и переходов. Почему я и говорю, что это не противопоставление, и вовсе не ремикс, тем более не совместная работа в традиционном понимании, а именно определенного рода «сравнение». И получилось очень хорошо, неожиданно. Самое удивительное в этом альбоме с полностью электронной музыкой, так это то, что самый впечатливший меня трек – это первая песня «Снежки» в вокальном варианте, без добавленной электроники. Вот это реально получилось здорово! Причем такой подход мне понравился настолько, что я тут же предложил Алексею в следующий раз начинать работу над записью полностью вокального альбома. Ну, может быть, не исключительно вокального, а с минимальным использованием акустических инструментов, и полностью без синтезаторов и прочих клавишных! «Снежки» показывают, что у MFA это получится! «Матица» посвящена памяти Алексея Чулкова и мне действительно кажется, что не будь в нашей жизни Алексея, то этот альбом никогда бы и не увидел свет. АТ (27 ноября 2007 г.) МАТИЦА1. Часть невода в виде мешка, откуда достают рыбу. 2. Брус под потолком, на который кладут потолочные доски. из книги "Поморьска говоря", Архангельск 2006 8 января, в последний день новогодних выходных в клубе «Колесо» состоялась презентация «Матицы». Правда, нюанс был такой, что это выступление было заранее объявлено как своеобразная репетиция новой программы на публике. Собственно, поэтому и отсутствие привычных сценических костюмов, и концептуального «ритуального действа», акцент сознательно был сделан только на новую музыку. Может быть, клуб «Колесо» – это не совсем то, что подходит для выступления такому коллективу как MFA, но зато это единственная доступная площадка для выступлений в нашем городе, где вполне реально организовать подобное мероприятие. Первое отделение представляло собственно MFA с новой вокалисткой Татьяной “Toloka” Степченко. Уж не знаю, что так сильно смогла накосячить Настя, чтобы Алексею пришлось искать ей замену и найти её аж в Кенигсберге? Но, факт есть факт – в MFA новая вокалистка и нравится мне это или не нравится, нужно принимать это как данное. К сожалению, полноценно оценить достоинства этой замены на этом мероприятии не удалось – Таня по приезду в Архангельск простыла и была не в голосе, хотя старалась и пела изо всех сил! Впрочем, выводы свои я попридержу до появления первых записей или, как минимум, до какого-нибудь следующего выступления, на которое смогу попасть. Презентация самой «Матицы» была во второй части мероприятия, в качестве Шести Мертвых Болгар на сцену поднялся Саша Чулков со своей вокалисткой (и по совместительству супругой) Ксенией. И – началось! Что мне понравилось сразу же, так это то, что Саша не стал ограничиваться воспроизведением заготовок с альбома, а наоборот активно импровизировал тембрами, ритмами, и прочей доступной на оборудовании свободой – концерт, он и есть концерт! А ещё больше мне понравилось, как запели хорошо знакомые песни на два голоса Ксения и Татьяна! Похоже, что этого они и сами от себя не ожидали, пели то вместе на публике в первый раз! А получилось ох как хорошо. Впрочем, из публики этого никто не оценил, т.к. сам диск «Матицы» до этого никто не слышал, ведь его экземпляры были привезены в Архангельск буквально перед концертом. Напомню, что на «Матице» использованы вокальные треки, на которых, во-первых, поёт ещё Настя, а во-вторых, там вовсе нет женского многоголосия, т.к. его вообще никогда не было у MFA. Так что опыт получился интересный и лишь доказывающий тот факт, что если MFA соберутся записать полностью вокальный альбом, то это у них должно получиться. Сама музыка к этому более чем располагает – эти песни прекрасно поются и любые лишние звуки инструментов, тем более инструментов электронных, будут их только изменять в худшую сторону. Но это, конечно, моё сугубо личное мнение. Между тем публике в «Колесе» второе отделение понравилось явно больше, чем первое – музыка явно ритмическая, можно танцевать (чем кое-кто тут же и занялся), на сцене много народу, Леша даже взял в руки электрогитару – практически полный рок-н-ролл! Некоторые песни были исполнены даже по два раза, настолько всем они понравились! Подводя итог скажу следующее: «репетиция» несомненно удалась – после этого мероприятия стало ясно, что привлечение Александра Чулкова к совместным выступлениям с MFA себя оправдывает и имеет право на существование, и что пение на два женских голоса – это то, над чем MFA нужно будет активно поработать в самое ближайшее время. АТ (22 января 2008 г.) | |