Назначение основных агрегатов
Генератор ГТ40ПЧ6 обеспечивает питание бортсети вертолета переменного тока стабилизированным напряжением и частотой. Он представляет собой трехфазный синхронный бесщеточный генератор всеклиматического исполнения со встроеным возбудителем, подвозбудителем и блоком вращающихся выпрямителей и снабжен трансформаторами тока, входящими в систему дифференциальной защиты генератора и его фидера от коротких замыканий.
Блок БТТ-40П предназначен для работы в системе защиты и регулирования при одиночной и параллельной работе генераторов переменного тока мощностью 40 кВ·А.
Блок БРН-208М7 предназначен для поддержания в заданных пределах напряжения генератора переменного тока ГТ40ПЧ8 и для равномерного распределения реактивных мощностей параллельно работающих генераторов.
Блок БЗУ-4А предназначен для работы в системе регулирования генератора и обеспечивает:
- дистанционное включение и выключение генератора;
- автоматическое включение генератора на нагрузку при достижении им напряжения 175…185 В и частоты 349…361 Гц;
- автоматическое включение на параллельную работу двух генераторов;
- необратимое отключение генератора при повышении напряжения свыше 220…230 В с выдержкой времени 0,4…0,7с;
- необратимое отключение контактора параллельной работы и контактора обогрева несущего винта с выдержкой времени 1…0,Зс при понижении напряжения ниже 185…175 В;
- отключение генератора от нагрузки при снижении частоты ниже 361…349 Гц и обратное его включение при восстановлении частоты.
Блок БЧФ-208 является блокировочным элементом и предназначен для предотвращения подключения к бортсети вертолета источника аэродромного питания с неправильным чередованием фаз.
Силовой однофазный трансформатор ТС/1-2 предназначен для понижения напряжения с 208 В до 115 В и питает приемники однофазного переменного тока напряжением 115 В частотой 400 Гц.
Преобразователь однофазный П0-750А предназначен для преобразования постоянного тока напряжением 27 В в переменный однофазный ток 115 В частотой 400 Гц. Он служит для питания радио- и навигационного оборудования, приборов контроля работы двигателей и трансмиссии при отказе обоих трансформаторов ТС/1-2.
Трехфазный силовой трансформатор ТС330С04Б предназначен для преобразования трехфазного переменного тока напряжением 208 В частотой 400 Гц в трехфазный ток напряжением 36 В и служит для питания потребителей переменным током напряжением 36 В 400 Гц.
Преобразователь ПТ-125Ц предназначен для преобразования постоянного тока напряжением 27 В в трехфазный переменный ток напряжением 36 В 400 Гц.
Аппарат АПП-1А предназначен для автоматического переключения потребителей с одного источника переменного тока, в случае выхода его из строя, на другой источник.
Работа СЭС переменного тока
В нормальном режиме питание всех бортовых потребителей электроэнергии обеспечивают два генератора ГТ40П46, работающие параллельно. В сеть каждого генератора включены по два трансформатора : трансформатор ТС/1-2, мощностью 2 кВ·А, для питания потребителей 115 В и трансформатор ТС330С04Б, мощностью 0,75 кВ·А, для питания потребителей 36 В. Трансформаторы, включенные в сеть левого генератора, считаются основными, а в сеть правого генератора - резервными. Включение генераторов в бортсеть переменного тока осуществляется выключателями "Ген. лев.", и "Ген. прав."
При соответствии напряжения и частоты заданным значениям генератор подключается к бортсети. Если в одной из фаз генераторов напряжение не соответствует нормальному значению, то включение генераторов на параллельную работу невозможно.
При ненормальной совместной или одиночной работе генераторов они автоматически отключаются от бортсети своими блоками защиты и управления типа БЗУ-4А, отключение генератора сигнализируется загоранием соответствующего табло "Лев. генер. отключен", "Прав, генер. отключен".
Отказ одного из генераторов не вызывает особых ограничений в системе питания потребителей. Однако с выходом из строя левого генератора потребители 115 В и 36 В переключаются на питание от резервных трансформаторов. Это переключение осуществляется автоматами переключения АПП-1А.
Резервные трансформаторы могут быть включены в работу вручную, при исправно действующих левом генераторе и основных трансформаторах с помощью переключателей "Тр-р 115 В резервный" и "Тр-р 36 В резервный".
При включении выключателя "Аэродр. ист. »" происходит срабатывание блокировочного реле, которое обеспечивает:
- подключение аэродромного источника к бортсети и сигнализацию "Аэродр. ист. » включен;
- соединение обоих каналов;
- разрыв цепей возбуждения генераторов ГТ40ПЧ6 с целью исключения параллельной работы их с аэродромным источником после запуска двигателя.