Изучение устройства и испытание

СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ

3.1. Цель работы. Изучить устройство, принцип действия, операции по техническому обслуживанию и обнаружению неисправностей автомобильных систем зажигания. Изучить и научиться строить характеристики автоматических регуляторов угла опережения зажигания.

3.2. Оборудование и материалы:

- Стенд для испытания систем зажигания (КИ-368).

- Диагностический комплекс («Автомастер АМ-1»).

- Катушка зажигания.

- Прерыватель-распределитель.

- Коммутатор.

- Блок дополнительных сопротивлений.

- Электронный осциллограф.

- Провода низкого и высокого напряжения.

- Плакаты, планшет «Системы зажигания», литература.

3.3. Порядок выполнения лабораторной работы:

3.3.1. Изучите устройство и принцип действия контактно-транзисторной и бесконтактных систем зажигания. Изучите устройство элементов систем зажигания (прерыватель-распределитель, катушка зажигания, регуляторы угла опережения зажигания, свеча зажигания и т.д.).

3.3.2. Приведите упрощенные принципиальные электрические схемы транзисторной и микропроцессорной систем зажигания (по указанию преподавателя) и укажите движение тока по схеме.

3.3.3. Изучите типичные неисправности и техническое обслуживание систем зажигания.

3.3.4. Соберите упрощенную схему контактно-транзисторной системы зажигания на стенде КИ-968 (рисунок 3.1). Получив разрешение, включите стенд и убедитесь, что система зажигания работает. Изучите методику испытания системы зажигания на данном стенде.

изучение устройства и испытание - student2.ru

Рисунок 3.1 Схема упрощенной контактно-транзисторной системы зажигания.

1 – разрядник; 2 и 3 – колодки зажимов стенда; 4 – прерыватель; 5 – катушка зажигания; 6 – блок дополнительных сопротивлений; 7 – шкала и диск стробоскопа; ТК-102 – коммутатор.

3.3.5. Подключите диагностическое оборудование «Автомастер АМ-1» к системе зажигания и изучите методику ее диагностирования и регулировки.

3.3.6. Снимите характеристики центробежного и вакуумного регуляторов угла опережения зажигания. Для этого: отключите аккумуляторную батарею (АБ) переключателем П стенда. Переставьте провод высокого напряжения с разрядника в гнездо С стенда. Включите АБ, установите частоту вращения 500 мин-1, закрепите нуль шкалы 7 стробоскопа стенда против одной из световых рисок. Изменяя частоту вращения, снимите характеристику центробежного регулятора угла опережения (таблица 3.1).

Таблица 3.1 Характеристика центробежного регулятора.

n, мин-1
Q, град                

Установите частоту вращения 500…600 мин-1 и снимите характеристику вакуумного регулятора угла опережение зажигания (таблица 3.2). Для этого ручным насосом стенда создайте разряжение 280…300 мм.рт.ст. и наблюдая за постепенным изменением разряжения и понижением световой риски заполните таблицу.

Таблица 3.2 Характеристика вакуумного регулятора.

Dр, мм.рт.ст.
Q, град              

Постройте характеристики центробежного и вакуумного регуляторов. Сделайте выводы по полученным зависимостям.

Контрольные вопросы.

1. Из каких этапов состоит рабочий процесс системы зажигания?

2. От каких факторов зависит максимальное вторичное напряжение?

  1. Напишите формулу максимального вторичного напряжения батарейного зажигания.
  2. Дайте сравнительную характеристику зависимостей изучение устройства и испытание - student2.ru для контактных и бесконтактных систем зажигания.
  3. Объясните назначение конденсатора в первичной цепи батарейной системы зажигания.
  4. Что называется пробивным напряжением?
  5. Перечислите основные неисправности, встречаемые в системах зажигания.
  6. Какие существуют регуляторы угла опережения зажигания, их назначение?
  7. Каким образом устанавливается начальный угол опережения зажигания?
  8. О чем можно судить по характеристикам регуляторов УОЗ?
  9. Поясните, чем обусловлены преимущества электронной системы зажигания и в чем они заключаются?
  10. Как определить исправность свечей зажигания?
  11. Какие факторы обуславливают выбор типа свечей зажигания для конкретного двигателя?
  12. Объясните правила маркировки свечей зажигания.

Лабораторная работа №4

ИСПЫТАНИЕ СТАРТЕРОВ

4.1. Цель работы. Изучить методику определения технического состояния электростартера с помощью специализированного оборудования.

4.2. Оборудование и материалы:

- Контрольно-испытательный стенд модели Э-242.

- Электростартер.

- Мультиметр.

- Комплект ключей и соединительных проводов.

4.3. Порядок выполнения работы:

4.3.1. Изучите устройство и возможности контрольно-испытательного стенда Э-242 (рисунок 4.1 и 4.2).

4.3.2. Установите электростатер в нагрузочное устройство (рисунок 4.3), проверьте надежность крепления.

4.3.3. Проверьте напряжение включения и потребляемого тока тягового реле стартера, для этого подключите стартер к стенду согласно рисунку 4.4 (в). Отсоедините перемычку, идущую от главных контактов к электродвигателю. Установить переключатели стенда S7 в положение 1, S6 – в 150A, S3 – в 30A, S4 – 1 и S2 в положение, соответствующее номинальному напряжению стартера. Включите стенд. Нажмите кнопку SB2. Переключателем S3 и реостатом нагрузки увеличивайте напряжение до срабатывания реле стартера.

Тяговое реле должно выдвинуть шестерню привода до упора, контакты главной цепи должны замкнуться, при этом, если главные контакты находятся в нормальном состоянии, показание вольтметра должно быть равно нулю. Допустимое падение напряжения на главных контактах 0,1В на каждые 100А протекающего через них тока нагрузки. Для замеров падения напряжения используйте амперметр, который в крайнем правом положении переключателя S6 работает как вольтметр с пределом измерения 1,5В; для его подключения служит розетка XS15.

изучение устройства и испытание - student2.ru
Рисунок 4.1 Стенд контрольно-испытательный Э-242. 1- силовой источник питания; 2- источник питания цепей контроля, управления, измерения и сигнализации; 3- блок нагрузки; 4- приводной электродвигатель; 5- автоматический выключатель; 6- регулятор выходного напряжения источника питания; 7- сигнальная лампа включения сети; 8- предохранитель; 9- переключатель режимов работы (S2); 10- натяжное устройство для крепления генераторов; 11- промежуточный привод; 12- панель приборов; 13- тормозное устройство; 14- реостат нагрузки (R6); 15- кнопка «Пуск» (SB2); 16- кнопка «Стоп» (SB1); 17- переключатель нагрузки (S3); 18 - клемма для подключения стартеров (Кл6).
  изучение устройства и испытание - student2.ru  
  Рисунок 4.2 Панель приборов стенда Э-242. 1- клеммы для подключения проверяемого электрооборудования (Кл1-Кл5); 2- переключатель вольтметра (S4); 3- вольтметр; 4- переключатель пределов измерения вольтметра (S5); 5- переключатель режимов работы стенда (S7); 6- комбинированный прибор (омметр, тахометр, измеритель крутящего момента); 7- переключатель режимов работы комбинированного прибора (S1); 8- амперметр; 9- лампы индикации режимов работы стенда; 10- контрольные гнезда (XS7-XS12); 11- розетка для контроля изоляции (XS14); 12- индикатор контроля изоляции; 13- розетка для подключения амперметра в качестве индикатора разбаланса; 14- переключатель пределов измерения амперметра (S6); 15- розетка омметра (XS13); 16- резистор установки «0» омметра; 17- розетка для проверки якорей (XS4); 18- резистор установки частоты вспышек осветителя; 19- установка «0» измерителя крутящего момента; 20- калибровка измерителя крутящего момента; 21- розетка вольтметра (XS17, XS18); 22 - выход регулируемого напряжения постоянного тока (XS16).  
изучение устройства и испытание - student2.ru   Рисунок 4.3 Установка стартера в нагрузочном устройстве.  
         

Момент замыкания главных контактов проверяется измерением зазора между шестерней и упорной шайбой. С помощью комбинированного шаблона (входит в комплект принадлежностей стенда) с двумя размерами по ширине 16 мм и 11,7 мм устанавливаются требуемые зазоры между шестерней и упорной шайбой. При зазоре 16 мм главные контакты должны быть разомкнуты, вольтметр стенда при этом покажет напряжение источника питания. При зазоре 11,7 мм главные контакты должны быть замкнуты, и показание вольтметра должно быть равно нулю.

изучение устройства и испытание - student2.ru
 
изучение устройства и испытание - student2.ru

а) б) в) Рисунок 4.4 Схемы проверки стартера при проверке в режимах холостого хода (а) и полного торможения (б) и на срабатывание тягового реле (в).

4.3.4. Проверьте стартер в режиме холостого хода. Для этого: подключите стартер согласно рисунку 4.4 (а – для стартеров с током потребления до 150А, б – более 150А), установите переключатели стенда в следующие положения: S7 – в 1, S1 – в 3.

Переключатель S6 устанавливается в положение 150А при испытаниях по схеме рисунок 4а, и в положении 500А при испытаниях по схеме рисунок 4б. Так как пусковой ток стартера значительно больше тока холостого хода, во избежание перегрузки амперметра рекомендуется установить на большой предел и переключить его в соответствующее положение только после того, как якорь стартера наберет обороты.

Включите стенд, нажмите кнопку SB2 «Пуск». Якорь стартера должен вращаться. Измерьте частоту вращения и потребляемый ток. Для измерения частоты вращения подключите осветитель строботахометра (входит в комплект принадлежностей стенда) в розетку XS3 на правой стойке стенда. Направьте осветитель на шестерню стартера. Нажмите на кнопку SB3 осветителя, при этом должна заработать импульсная лампа осветителя, и плавно регулируя резистором R13 частоту вспышек лампы, добейтесь явления стробоэффекта. Снимите показания измерителя частоты вращения. Сравните полученные значения с данными таблицы из приложения. Увеличение тока и уменьшение частоты вращения якоря может быть следствием тугого вращения вала в подшипниках или межвиткового замыкания обмотки якоря, а межвитковое замыкание обмотки возбуждения приводит к повышению частоты вращения якоря.

4.3.5. Проверьте стартер в режиме полного торможения. Для этого: установите стартер в зажимное устройство стенда и подключите его по схеме 4.4б. Подберите зубчатый сектор из комплекта принадлежностей с соответствующим модулем, установите его на тормозное устройство так, чтобы шестерня стартера свободно входила в зацепление с ним при включении привода стартера.

Для измерения тормозного момента на валу стартера переключатель S7 в зависимости от модуля проверяемого стартера, устанавливается в следующие положения:

- в положение « 2,5х9» – для стартеров с модулями 2,11 и 2,5;

- в положение «3х11» – для стартеров с модулями 3; 3,175 и 3,75;

- в положение «4,25х10» – для стартеров с модулями 4,25 и 4,5.

Переключатель S1 в зависимости от крутящего момента, развиваемого стартером, установите в положение 1 при величине крутящего момента до 25Н·м или в положение 2 при величине крутящего момента более 25 Н·м. Переключатель S6 установите в положение 500А или 1500А в зависимости от потребляемого тока. Переключатель S2 – для стартеров с номинальным напряжением 12В в положение 1; для стартеров с номинальным напряжением 24В рекомендуется подавать пониженное напряжение, переключатель S2 должен находиться в положении 4.

Включите стенд, нажмите на кнопку «Пуск», снимите показания амперметра и измерителя тормозного момента и сравните с данными приложения. В том случае, если модуль и число зубьев проверяемого стартера отличается от указанных на стенде положений переключателя S7, то для получения действительной величины тормозного момента показания измерительного прибора необходимо умножить на поправочный коэффициент, приведенный в таблице 4.1.

Таблица 4.1 Поправочные коэффициенты.
Положение переключателя Модуль и число зубьев стартера Значения поправочного коэффициента
  2,5х 9 2,11х11 2,5х8 2,5х9 1,05 0,89 1,00
  3х11 3х9 3х11 3,175х9 3,75х10 0,82 1,00 0,87 1,20
  4,25х10 4,25х10 4,25х11 4,5х11 1,00 1,10 1,20

В приложении приведены расчетные величины тока и тормозного момента, причем, для стартеров с номинальным напряжением 24В расчет произведен при условии, что на стартер подается пониженное напряжение. Расчетные величины также получены при максимальной величине сопротивления реостата R3 (ползун реостата находится в левом крайнем положении). Реальные показания измерительного прибора могут отличаться от расчетных. Это зависит от положения ползуна реостата R3, а также вследствие изменения напряжения питающей сети, изменения переходных сопротивлений в контактных соединениях. В данном случае измеренный момент, развиваемый исправным стартером, должен быть не менее рассчитанного по формуле:

изучение устройства и испытание - student2.ru

где МР - расчетный момент, Н·м; I - действительный ток, А; IР - расчетный ток, А; Ixx - ток холостого хода, А.

Расчетные величины МР, IР и величина Ixx приведены в приложении. Время проверки не более 10 секунд.

4.3.6. Оформите отчет. По результатам испытаний электростартера сделайте выводы о его техническом состоянии.

Контрольные вопросы.

  1. Какие виды испытаний стартеров вы знаете?
  2. На что указывают пониженные обороты стартера при проверке его в режиме холостого хода?
  3. На какие возможные неисправности указывает пониженный крутящий момент стартера?
  4. Вследствие каких неисправностей стартер потребляет ток больше, чем предусмотрено его характеристиками?
  5. Какими особенностями характеризуется пусковой режим работы стартера?
  6. Поясните назначение тягового реле и реле стартера?

Лабораторная работа №5

ИСТОЧНИКИ СВЕТА.

Наши рекомендации