Расчет релейной защиты электродвигателей

В качестве примера выберем типы защит и определим токи срабатывания защиты реле АД типа АН-15-54-8 [14].

Рассмотрим защиту АД при междуфазных КЗ, перегрузке, замыкании на землю и понижении напряжения.

Для защиты АД при междуфазных КЗ в обмотке статора принимаем ТО с использованием токовых реле типа РТ-40. Схема соединения ТТ – неполная звезда. Применение ТО уменьшает длительность снижения напряжения на шинах при КЗ на зажимах двигателей, что способствует успешному самозапуску остальных, неповрежденных двигателей. Токовую отсечку отстраиваем от пускового тока двигателя. Ток срабатывания защиты (отсечки) и реле находим по формулам:

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ;

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ,

где Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – коэффициент отстройки; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – пусковой максимальный ток двигателя; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru - коэффициент схемы; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – коэффициент трансформации ТТ.

Выбираем реле тока РТ-40/50 и промежуточное реле РП-26 с указателем срабатывания. Промежуточное реле замедляет время действия защиты, что позволяет отстроиться от апериодической составляющей пускового тока.

Коэффициент чувствительности защиты находим по формуле:

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru .

Для защиты двигателя при перегрузке принимаем МТЗ с использованием токового реле РТ-40, включенного на разность токов двух фаз.

Ток срабатывания защиты и реле при перегрузке находим по формулам

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ;

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ,

где Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – номинальный ток двигателя; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – коэффициент возврата.

Выбираем реле тока РТ-40/20.

Согласование времени действия защиты при перегрузке с временем самозапуска двигателя производим по выражению

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ,

где Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru , Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – допустимое и фактическое времена разгона двигателя при самозапуске; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – допустимое время действия защиты при перегрузке.

Из расчета самозапуска известно

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru .

Выбираем реле времени с установкой, равной 22 с.

Для решения вопроса о применении защиты двигателя при однофазных замыканиях на землю определяем ток срабатывания защиты по формуле:

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ,

где Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – коэффициент, учитывающий бросок емкостного тока двигателя Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru при внешних перемежающихся замыканиях на землю ( Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru для защиты без выдержки времени; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru для защиты с временем действия 1-2 с).

Выбираем Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru , так как применяемые для этой цепи реле РТЗ-50 имеют задержку срабатывания.

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ,

где Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – емкость двигателя, определяемая по формуле

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ,

где Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – коэффициент, учитывающий класс изоляции ( Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru для изоляции класса Б при Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ); Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – номинальная мощность двигателя; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – частота вращения двигателя.

Таким образом

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru .

Защиту при замыканиях на землю не предусматриваем, исходя из того, что для двигателей с Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru и Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru при токе срабатывания защиты менее 10 А по ПУЭ она не устанавливается.

Напряжение срабатывания защиты двигателя при понижении напряжения выбираем таким образом, чтобы обеспечивался самозапуск других более ответственных двигателей, т.е. (0,6 – 0,7) Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru .

Для питания реле минимального напряжения используем ТН, которые установлены в распределительных пунктах (РП) для контроля и учета электроэнергии. Считаем, что в РП установлены трансформаторы напряжения НТМИ-6.

Выбираем реле напряжения переменного тока РН-54/160 и находим напряжение срабатывания реле:

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru .

Время срабатывания защиты минимального напряжения принимаем равным 0,5 с.

Проверяем ТТ из условия 10%-ной погрешности. Для этого находим сопротивление вторичной нагрузки ТТ при трехфазном КЗ:

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ,

где Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – сопротивление соединительных проводов; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru , Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – сопротивления реле КА1 и КА2; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – переходное сопротивление контактов; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru .

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ;

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ;

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ,

где l, s – длина и сечение соединительных алюминиевых проводов; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – удельное сопротивление; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru , Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – мощности соответственно реле КА1 и КА2; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru , Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – ток срабатывания соответственно реле КА1 и КА2.

Таким образом

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru .

В табл. 3 приведены расчетные формулы для определения вторичной нагрузки ТТ.

Кратность расчетного первичного тока Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru к первичному номинальному Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru току ТТ определяем по формуле

Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ,

где Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – коэффициент, учитывающий возможное ухудшение характеристики намагничивания установленного ТТ по сравнению с типовой (средней) характеристикой; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – коэффициент, учитывающий неточность расчетов и влияние апериодической составляющей тока КЗ на работу ТТ, принимаемый по табл. 5.; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru – максимальное значение первичного тока, при котором должна обеспечиваться работа ТТ с погрешностью не более 10 %; Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru выбирают в зависимости от вида и принципа работы защиты.

Выбор Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru производят на основании следующих положений:

1) для ТО и МТЗ с независимой характеристикой Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ;

2) для МТЗ с зависимой характеристикой Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru должен соответствовать току КЗ, при котором происходит согласование по времени защит смежных элементов и определяют необходимую степень избирательности (селективности) Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru ; однако на практике обычно Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru принимают равным току, при котором начинается установившаяся (независимая) часть характеристики;

3) для дифференциальной защиты Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru принимают равным наибольшему значению току при внешнем (сквозном) КЗ.

По кривой 10%-ной погрешности для трансформатора тока ТПЛ-10 находим Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru , т.е. Расчет релейной защиты электродвигателей - student2.ru , поэтому уменьшаем сопротивление вторичной нагрузки ТТ за счет увеличения сечения соединительных проводов до 6 мм2.

Наши рекомендации