Конструкции для подвески проводов
Для подвески проводов воздушных линий электроснабжения нетяговых потребителей применяют кронштейны различных типов с соответствующими деталями крепежа. На опорах с разъединителями и на анкерных опорах устанавливают удлиненные кронштейны. Провода линий ДПР и ПР подвешивают на металлических кронштейнах. Тип кронштейна зависит от способа установки. Например, кронштейн КФД предназначен для подвески в горизонтальной плоскости двух проводов ДПР или одного провода ДПР и одного усиливающего провода 25 кВ. Для крепления кронштейнов к железобетонным опорам, как правило, используют закладные детали, устанавливаемые в специальные отверстия, имеющиеся в опорах. Если же на опоре размещается несколько кронштейнов и места их крепления не совпадают с отверстиями для закладных деталей, кронштейны можно крепить специальным хомутом, обхватывающим опору. Для подвески проводов ВЛ 6 и 10 кВ применяются деревянные кронштейны с тремя штыревыми изоляторами. Между опорой и ближайшим к ней проводом ВЛ устанавливают ограничительный штырь, предотвращающий касание проводом опоры при срыве его с изолятора. Выбор типа кронштейна определяется в зависимости от геометрических размеров и расстояния между проводами, условий применения (например, зона гололеда и т.п.) и места установки. Предусмотрена возможность двойного крепления проводов. С целью снижения эксплуатационных расходов разработаны и применяются металлические оцинкованные кронштейны для подвески ВЛ 10 кВ на опорах контактной сети с традиционной треугольной схемой размещения проводов на штыревых изоляторах; кронштейны с горизонтальным размещением проводов на подвесных изоляторах.
Провода воздушных линий напряжением до 1 кВ подвешивают на опорах контактной сети на деревянных кронштейнах, рассчитанных на подвеску четырех проводов. Провода крепятся к штыревым изоляторам. На опорах контактной сети с разъединителями и на анкерных опорах устанавливают удлиненные кронштейны. Крепление к железобетонным опорам выполняется с помощью хомутов. Для подвески ВЛ до 1 кВ (для наружного освещения станций, пассажирских платформ, электроснабжения путевого инструмента) и ВЛ до 20 кВ применяют самонесущие изолированные провода (СИП). Самонесущий провод до 1 кВ состоит из одной или более изолированных фазных жил, скрученных поверх неизолированной (СИП-1, СИП-2) или изолированной (СИП-1 А, СИП-2 А) несущей жилы. Несущая жила используется в качестве нулевой. Токопроводящие жилы – алюминиевые с изоляцией из светостабилизированного термопластичного (СИП-1) или сшитого (СИП-2) полиэтилена.
Две линии СИП до 1 кВ подвешиваются на металлическом кронштейне на подвесных изоляторах. По сравнению с традиционной подвеской (две линии до 8 проводов на двух деревянных кронштейнах) применение СИП позволяет более рационально разместить ВЛ на опоре, уменьшить нагрузки на анкерные опоры (т. к. анкеруются только несущие жилы СИП), улучшить эстетический вид подвески. Применение СИП по сравнению с голыми проводами повышает надежность электроснабжения потребителей (при схлестывании проводов или набросах на провода ВЛ не отключается) .
Самонесущие провода для ВЛ до 20 кВ изготовляются из уплотненного сталеалюминиевого сплава (СИП-3) или термоупроченного алюминиевого сплава SAX (финской фирмы ENSTO SEKKO), имеют круглое сечение и покрыты изолирующей оболочкой из атмосферостойкого светостабилизированного полиэтилена. Расстояние от проводов до земли и между фазами принимают в соответствии с «Правилами устройства воздушных линий электропередачи напряжением 6-20 кВ с защищенными проводами», утвержденными Минтопэнерго России (08.10.1998 г.)». Расстояния таких линий до земли должны быть в населенной местности не менее 6 м, в ненаселенной местности не менее 5,2 м, в труднодоступной местности 5 м; расстояние между цепями на опоре и в пролете – не менее 0,4 м. В практике ж.-д. строительства СИП-3 применяют, как правило, для сооружения ВЛ 10 кВ. Для подвески изолированных проводов используют стальные траверсы со штыревыми изоляторами типа ШФ-20. Воздушные линии 10 кВ с изолированными проводами имеют ряд существенных преимуществ, в т. ч. уменьшение расстояний до земли, между проводами фаз, при пересечении и сближении с другими ВЛ; сокращение ширины просеки; исключение КЗ между проводами при их схлестывании или падении на них деревьев; снижение вероятности замыкания на землю; повышение надежности линии в районах интенсивного гололедообразования; значительное сокращение общих эксплуатационных расходов благодаря уменьшению объема аварийно-восстановительных работ. Институтом «Трансэлектропроект» разработаны типовые проекты для подвески самонесущих изолированных проводов для ВЛ до 1 кВ и ВЛ 10 кВ на опорах контактной сети и на самостоятельных опорах.